Файл: Дискуссия поперек волны Авторсоставитель Голубева Н. Т., методист гку Центр профилактики, реабилитации и коррекции. Роман Тодда Штрассера Волна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дискуссия «ПОПЕРЕК «ВОЛНЫ»

Автор-составитель Голубева Н.Т., методист ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции.

Роман Тодда Штрассера «Волна» был переведен на 32 языка. Были созданы фильмы, в том числе очень хороший немецкий художественный фильм, который называется «Эксперимент 2: Волна». Книга «Волна» - это попытка автора рассказать художественным языком о реальной истории, о том, как в сознании человека вдруг побеждает стадное чувство, о реальных механизмах манипулирования, и о том, почему так происходит. И перед взрослыми, педагогами и родителями, встает вопрос, а что нужно нам сделать, чтобы сознанием наших детей не манипулировали, чтобы они не были втянуты в экстремистские движения с ксенофобской окраской, каким качествам молодых людей мы помогли бы развиться, чтобы этого не происходило? Читать роман и смотреть фильм нашим подросткам (да и взрослым) нужно именно сейчас, когда есть так много возможностей влиять на жизнь наших детей.

Для проведения дискуссии (если подросткам не удалось прочитать книгу) имеет смысл посмотреть фильм «Эксперимент 2: Волна» режиссера Д. Ганзеля 2008 года. Может подойти вариант использования некоторых наиболее ярких фрагментов с их обсуждением.

Цель дискуссии: сформировать у обучающихся отрицательное отношение к экстремизму.

Задача: снизить риск возможного возникновения экстремистских проявлений в образовательной среде через активные формы профилактической работы.

Ход дискуссии

Мы познакомились с книгой Тодда Штрассера «Волна» (посмотрели фильм Д. Ганзеля «Эксперимент 2: Волна») ???

Вам понравилась тема? Хотелось бы поразмышлять, а с нами такое могло бы произойти? Как легко нацистские идеи берут верх над людьми, прикрываясь хорошими лозунгами и намерениями. Вопросы для размышления:

 Кто выиграл от тоталитарного порядка в классе?

 За счет чего и за счет кого заработал «социальный лифт» в классе Бена Росса? В гитлеровской Германии?

 Оправданно ли успешность одной части общества угнетением (и даже уничтожением) другой?  Кто чувствует себя в «волне», как рыба в воде?

 Какими мотивами руководствуются разные ребята, вступая в «Волну» и защищая ее перед другими? Каким образом
инакомыслящие сначала перестают быть друзьями, а потом становятся врагами?

Разберем две ситуации: - Дэвид становится перед трудным выбором: Лори или «Волна».

- Это похоже на центральную коллизию в «Чучеле».

Какой выбор делает мальчик Дима? Вопросы:

 Как вы думаете, какому из этих героев было тяжелее?

 Кто из них вышел победителем и почему?

Делайте вывод:

Личная ответственность – это…..

Комендант концлагеря Рудольф Хѐсс сказал на Нюрнбергском процессе: «Я не задумывался над этим в то время. Я получал приказ и должен был исполнить его…». Многие из них оправдывались тем, что они «выполняли приказ». Тоталитарные режимы вовлекли в кровавую круговую поруку миллионы людей, заставив их уничтожать себе подобных. Самые ужасные преступления всегда совершались руками конкретных людей.

О гитлеровском фашизме и холокосте, как о наиболее бесчеловечном его проявлении, пытается рассказать американский педагог Рон Джонс своим ученикам, отказывающимся верить в то, что все перечисленные учителем ужасы проходили на глазах одного из самых культурных народов Европы – немцев. Сначала, эксперимент, предложенный учителем, казался американским школьникам непривычной и увлекательной игрой – игрой в дисциплину, игрой в коллектив, интересы и цели которого встают над интересами и целями личности читателем. История ХХ века – это в некотором роде и история диктатур, две из которых – фашизм и сталинизм – занимают первое место в списке известных на сегодняшний день преступлений перед человечеством. Обеим были присущи сознательное вычленение, травля и уничтожение «недолюдей» и инакомыслящих – от неугодных по любому признаку групп населения до целых народностей и даже наций.

Историческая справка

1933 год 7 апреля – увольнение всех чиновников, кто имел хотя бы одного прародителя еврея.

22 апреля – увольнение евреев-врачей из поликлиник.

25 апреля – введение квот для евреев в учебных заведениях: не более 5% в каждой школе и не более 1,5% в университетах.



13 сентября – введение преподавания расовой теории в школах.

1934 год 1 января – из немецкого календаря убраны все еврейские праздники. 17 мая – немецкие евреи лишены права на медицинскую страховку.

1935 год 31 мая – объявление армии Германии «чисто арийской».

14 ноября – евреи лишены права голоса. Запрещаются смешанные браки между арийцами и представителями других рас.

1936 год 9 марта –антиеврейские погромы в Польше.

1937 год 26 января – евреям запрещено работать в любых учреждениях на территории Германии. 12 июня – осужденных за «осквернение расы» после окончания срока заключения запрещается выпускать на свободу.

19 июля – создание концентрационного лагеря в Бухенвальде.

1938 год 9 июня – разрушена Большая синагога Мюнхена.

5 октября – введение особых отметок в паспорта евреев.

9–10 ноября – «Хрустальная ночь» – массовые антиеврейские погромы.

15 ноября – запрет для еврейских детей на обучение в немецких школах.

Сегодня холокост - это:  преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60% евреев Европы и около трети еврейского населения мира;  уничтожение около 3 млн советских военнопленных;  тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных (при потере трудоспособности на срок более 5 лет);  разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании (многочисленные списки потенциальных жертв, лагеря смерти и т. д.);  грандиозные, межнациональные масштабы истребления людей вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и ее последующей капитуляции в мае 1945 года.

И тут же уничтожение инакомыслия: однопартийная система, обязательное членство всех на руководящих должностях, мощная идеологическая машина. Объединение нации в едином порыве доказать свою избранность.

Список видеоматериалов: Реж. М. Ледер, Заплати другому, 2000; Реж. М. Ромм, Обыкновенный фашизм, 1965; Реж. Р.Быков, Чучело, 1983; Реж. Д. Ганзель, Эксперимент 2: Волна, 2008. Реж. О.Галицкий, Самолет, 2019. Реж. О. Накаш и Э. Толедано, «1+1», 2012. Видео о современных событиях в стране, за рубежом.