Файл: Критерий А. Адлер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.

критерий

А. Адлер

К. Юнг

Представление о личности/человеке

Человек- единое, самосогласующееся и целостное. Он не принял фрейдовской концепции либидо, пансексуализма, выступал против расчленения личности на три инстанции и детерминации её развития биологическими потребностями.

Структура личности:

1) фиктивного финализма;

2) стремления к превосходству;

3) чувства неполноценности и компенсации;

4) общественного интереса;

5) стиля жизни;

6) творческого «я».

душа (психе), состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного

Основная теория

подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям. люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности».




  1. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.

Согласно психоаналитической теории З.Фрейда, природа психики индивида должна быть последовательна и непрерывна. Для любой мысли, желания, поступка есть свои причины и основания, обусловленные сознательными и неосознанными намерениями.

Прошедшие события оказывают влияние на будущую жизнь. Даже при наличии стойкого убеждения человека в том, что эмоциональные переживания не основаны на чем-либо, обнаруживаются неявные связи между происходящими событиями.

Структура личности:

  • Сознание

  • Предсознание

  • Бессознательное

К сознанию З.Фрейд относит всё, что осознано индивидом все время, на протяжении всей жизни.

Область предсознания содержат в себе элементы неосознанного, имеющие возможность перейти в сознание в любое время.

Область бессознательного содержит в себе недоступные сознанию инстинкты. К ним относятся умозаключения, переживания и эмоции, вытесненные из сознательного. По мнению человека, эти мысли не имеют права существовать, являются грязными и запретными.

Мысли спрятанные в области бессознательного не имеют временных границ. К примеру, детские воспоминания, ставшие осознанными, станут отличаться одинаковой интенсивностью, как и в момент их появления.

Ключевыми сими влияющими на психику человека, основываясь на идеях З.Фрейда, являются инстинкты. Под инстинктом понимается напряжение, дающее личности направление к своей цели.

Существуют главенствующие инстинкты:

  • Либидо, представляющее собой жизненную энергию;

  • Энергия агрессии, представляющая собой олицетворение смерти.

В психоаналитической теории акцент делается в основном на либидо, лежащее в основе природы сексуальности. Это живая энергия, основными характеристиками которой могут быть истолкованы различные психические расстройства, особенности поведения, мысли и эмоции индивида.

В психоанализе выделяют три структуры личности:

  • Оно – «Ид»

  • Я – «Эго»

  • Сверх – Я – «Супер-Эго»

К структуре Оно относятся наследственные инстинкты, которые были заложены изначально в индивиде. Они не поддаются влиянию законов логики. Основными характеристиками Оно являются хаотичность и неорганизованность. Оно влияет на остальные структуры личности в неограниченном воздействии.



Структура Я представляет собой ту часть личности, которая имеет тесную связь с внешним миром и окружением человека. Эго основывается на Оно, начинает проявляться с момента осознания собственной личности в детстве. Эти две структуры взаимодействуют между собой, «Ид» подпитывает «Эго», а «Эго» придаёт ему защиту, будто оболочка.

«Супер-Эго» берет свое начало из структуры «Эго», представляет собой хранилище моральных принципов. Это запреты, ограничения и внутренние законы, влияющие на человека.

Автор выделял функции «Супер-Эго»:

  • Совесть

  • Самонаблюдение

  • Формирования идеалов

Все эти структуры совместно направлены на достижение главной цели – поддержание баланса стремлений к удовлетворению потребностей и опасностью неудовлетворения. Энергия возникающая в Оно находит отражение в Я, с помощью Сверх – Я определяются границы Я. Очень часто требования окружающей среды к которой необходимо приспособиться человеку и инстинкты Оно противоречивы, именно это является основой внутриличностных конфликтов.

  1. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?



Я полностью согласна с иерархией потребностей данной теории. На мой взгляд, данные уровни отражают развитие высших психических функций человека: от рождения мы начинаем ступенька за ступенькой двигаться в направлении удовлетворения вышеописанных потребностей. Хотелось бы отметить, что данная пирамида не противоречит другим теориям развития личности. Данная пирамида создавалась в 1943 году и в настоящее время остается актуальной.

На мой взгляд, человек может испытывать одновременно и "базовые" потребности, и "высшие». Конечно, нельзя сказать о том, что ТОЛЬКО после полного удовлетворения одного уровня можно приступать к следующему. В настоящее время многие люди жертвуют базовыми потребностями ради карьерного роста, а другие имеют на столе хлеб и даже не задумываются о самореализации. Все зависит от самой личности
, от ее приоритетов и жизненной ситуации.

4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?

В настоящее время я работаю в подходе к. Юнга и данная теория мне больше всего близка.
За многолетний опыт работы для себя я смогла отметить, как «коллективное бессознательное» «отыгрывается» в жизни клиентов. Обладая знаниями об архетипах, можно понять, каким образом необходимо взаимодействовать с клиентом, какие подходы применять в работе. Опираясь на данную теория я не вешаю «ярлыки» на клиентов, а лишь лучше их понимаю.