ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в закрытых, соответственно, существуют варианты ответа.
Оптимальное время заполнения средней анкеты - от 10 до 45 минут (25 - 30 вопросов). Для оценки качества анкеты обычно проводят сначала пилотажное исследование (на микровыборке из 100 человек). Анкетирование могут проводить как по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, так и в транспортных средствах или просто на улице.
Анкеты имеют множество разновидностей в зависимости от критерия. Так, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов существуют открытые опросы, когда отвечающие высказываются в свободной форме, закрытые, когда указаны варианты ответов, и полузакрытые которые комбинируют обе процедуры.
По способу распространения анкеты делятся на раздаточные (исследователь вручает анкету и ждет ее заполнения); почтовые (распространяемые по почте); прессовые (через печатный орган); электронные.
По типу исследовательских задач анкеты делят на: глубинные, фокусированные (для исследования конкретной ситуации), стандартизированные (сбор статистических данных), социометрические (о малых группах).
По уровню компетентности отвечающих: массовый (мнение неспециалиста), симптоматический (знание информации без осмысления), экспертный (опрос специалистов).
Анкетный опрос может быть сплошным - когда опрос производят повсеместно, и выборочным. Выборку осуществляют также несколькими способами - в зависимости от конкретных целей и задач опроса.
Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.
По массовости различают групповое и индивидуализированное анкетирование. В первом случае опрашивают сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация "раздаточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.
В.А. Ядов отмечает, что при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.
С помощью проведения опросов выявляются субъективные мнения и оценки респондентов, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.
Социологическое интервью считается наиболее глубоким методом сбора информации, посколько оно предполагает личную беседу. В сборе информации при социологических опросах важен контакт с опрашиваемым.
Интервью - это беседа, которая проводится с респондентом по определенному плану, и предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов может производиться интервьюером или его ассистентом вручную, либо механически (на пленку).
Исследователи выделяют множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявить оценки, взгляды, суждения по какому-либо событию.
Особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы проведения опроса.
По технике проведения существенно разнятся свободные (длительная, многочасовая беседа, по общей программе, но без строгого списка вопросов), нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного -
извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии и что вовсе не осталось в памяти.
Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".
Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые применяют относительно редко, это - планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используют для быстрого зондажа мнений.
Заключение
социологическое исследование опрос информация
Социологические исследования неизменно важны, так как позволяют отобразить настроения общественности или ее реакцию на какое-либо событие. Опросы как наиболее распространенный вид исследований является и самым востребованным. Результаты социологических опросов применяются во многих сферах, связанных с воздействием на общественность. Этим объясняется и повсеместное распространение опросов в последнее время. Метод опроса применяется везде, где необходимо оценить общественное мнение.Тем не менее, возникает проблема качества проведения опроса и качества оценки его результатов.
В ходе работы мы определили суть социологического исследования, и выявили основные методы сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов. Также мы изучили основные виды опроса - анкетирование и интервью, и разнообразные типы этих видов. Можно сделать вывод, что тот или иной метод сбора информации может быть использован в зависимости от потребностей и поставленных целей конкретного исследования. От применения того или иного типа опроса, или его разновидности, во многом зависит точность и характер получаемой информации.
Список использованной литературы:
1. Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
2. Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический Проект, 2001. - 508 с.
. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
. Шматко Н.А., Реми Л., Доминик М., Луи П., Шампань П. Начала практической социологии. Серия: Gallicinium - М.: Алетейя, Институт экспериментальной социологии, 2001. - 410 с.
. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,методы. Самара: 1995. - 331 с.
. [Электронный ресурс] http://www.glossary.ru (17.11.2011)
Оптимальное время заполнения средней анкеты - от 10 до 45 минут (25 - 30 вопросов). Для оценки качества анкеты обычно проводят сначала пилотажное исследование (на микровыборке из 100 человек). Анкетирование могут проводить как по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, так и в транспортных средствах или просто на улице.
Анкеты имеют множество разновидностей в зависимости от критерия. Так, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов существуют открытые опросы, когда отвечающие высказываются в свободной форме, закрытые, когда указаны варианты ответов, и полузакрытые которые комбинируют обе процедуры.
По способу распространения анкеты делятся на раздаточные (исследователь вручает анкету и ждет ее заполнения); почтовые (распространяемые по почте); прессовые (через печатный орган); электронные.
По типу исследовательских задач анкеты делят на: глубинные, фокусированные (для исследования конкретной ситуации), стандартизированные (сбор статистических данных), социометрические (о малых группах).
По уровню компетентности отвечающих: массовый (мнение неспециалиста), симптоматический (знание информации без осмысления), экспертный (опрос специалистов).
Анкетный опрос может быть сплошным - когда опрос производят повсеместно, и выборочным. Выборку осуществляют также несколькими способами - в зависимости от конкретных целей и задач опроса.
Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.
По массовости различают групповое и индивидуализированное анкетирование. В первом случае опрашивают сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация "раздаточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.
В.А. Ядов отмечает, что при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.
С помощью проведения опросов выявляются субъективные мнения и оценки респондентов, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.
2.2 Интервью
Социологическое интервью считается наиболее глубоким методом сбора информации, посколько оно предполагает личную беседу. В сборе информации при социологических опросах важен контакт с опрашиваемым.
Интервью - это беседа, которая проводится с респондентом по определенному плану, и предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов может производиться интервьюером или его ассистентом вручную, либо механически (на пленку).
Исследователи выделяют множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявить оценки, взгляды, суждения по какому-либо событию.
Особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы проведения опроса.
По технике проведения существенно разнятся свободные (длительная, многочасовая беседа, по общей программе, но без строгого списка вопросов), нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного -
извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии и что вовсе не осталось в памяти.
Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".
Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые применяют относительно редко, это - планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используют для быстрого зондажа мнений.
Заключение
социологическое исследование опрос информация
Социологические исследования неизменно важны, так как позволяют отобразить настроения общественности или ее реакцию на какое-либо событие. Опросы как наиболее распространенный вид исследований является и самым востребованным. Результаты социологических опросов применяются во многих сферах, связанных с воздействием на общественность. Этим объясняется и повсеместное распространение опросов в последнее время. Метод опроса применяется везде, где необходимо оценить общественное мнение.Тем не менее, возникает проблема качества проведения опроса и качества оценки его результатов.
В ходе работы мы определили суть социологического исследования, и выявили основные методы сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов. Также мы изучили основные виды опроса - анкетирование и интервью, и разнообразные типы этих видов. Можно сделать вывод, что тот или иной метод сбора информации может быть использован в зависимости от потребностей и поставленных целей конкретного исследования. От применения того или иного типа опроса, или его разновидности, во многом зависит точность и характер получаемой информации.
Список использованной литературы:
1. Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
2. Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический Проект, 2001. - 508 с.
. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
. Шматко Н.А., Реми Л., Доминик М., Луи П., Шампань П. Начала практической социологии. Серия: Gallicinium - М.: Алетейя, Институт экспериментальной социологии, 2001. - 410 с.
. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,методы. Самара: 1995. - 331 с.
. [Электронный ресурс] http://www.glossary.ru (17.11.2011)