Файл: 2. контроль и диагностика образовательных достижений учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 429
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Усредненный профиль исследованных групп плохоуспевающих учащихся отражает такие черты как: тревожная мнительность; своеобразие восприятия и оценок; склонность к образованию аффективно насыщенных и трудно коррегируемых точек зрения, представлений, концепций; тенденция к реакциям протеста, неуправляемым и асоциальным формам поведения.
В ряде исследований изучается влияние половых особенностей учащихся на успеваемость.
Девочки в целом больше стремятся к получению возможно более высоких оценок, чем мальчики» Также отмечают, что девушки активнее стремятся соответствовать ожиданиям преподавателя, при этом они более склонны к пассивным, чисто рецептивным стратегиям учения.
Установлена устойчивая зависимость успеваемости учащихся младшего возраста от половых различий. Преимущество девочек авторы объясняют более ранним созреванием организма, обуславливающим «появление и у них более функциональных возможностей психики».
27. Использование безотметочной системы обучения в начальной школе
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Безотметочное оценивание является обязательным к использованию в первом классе начальной школы.
При этом его можно продолжать использовать и в остальных классах начальной и основной школы, если это предусмотрено уставом школы.
Кроме того, решается вопрос об использовании зачетной безотметочной системы при обучении школьников физической культуре, изобразительному искусству, музыке. Объясняется эта позиция тем, что по указанным предметам отметкой оцениваются не столько знания, умения и навыки учащихся в сферах физической культуры и искусства, столько личные достижения учеников, основанные на их индивидуальных способностях.
Идея технологии безотметочного оценивания образовательных достижений младших школьников: организация процесса обучения, нацеленного на формирование основ учебной деятельности детей.
Функции безотметочного оценивания:
1) Здоровьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса.
Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки ребёнка, которая способствует успешной адаптации личности младшего школьника.
Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности.
Методологическая – в качестве звена рассматривают администрацию школы, методическую службу, которые организуют обучение учителей и родителей на всех этапах учебного процесса.
Задачи безотметочного обучения:
1. Сделать оценку работ учащихся более содержательной.
2. Сделать учебный процесс более комфортным, безопасным для ребенка: не причинять вреда эмоциональному состоянию.
3. Обеспечить возможность индивидуального подхода к каждому ребенку
4. Сформировать и развивать оценочную и учебную деятельность младших школьников
5. Отказаться от оценки «методом вычитания» (чего не достиг, не усвоил, не сделал), а перейти к оценке «методом сложения» (что приобрел, чему научился).
Принципы безотметочного обучения:,
1. Самооценка работы учеником должна постепенно дифференцироваться. Уже в первом классе ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
2. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки с опорой на правило «добавлять, а не вычитать».
3. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
4. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
5. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.
6. Процессы контроля, оценки и самооценки должны проводиться в естественных условиях для учащихся, логично вплетаться в структуру и ход урока и домашней работы, когда ученик реально вовлечен в оценочную деятельность на уроке.
При использовании безотметочного оценивания в отличие от отметочного возникает ряд проблем, например: как узнать, хорошо или плохо учится ребенок? Как вести учет успеваемости по классу? По школе? Как работать с родителями? Как организовать переход к отметочной системе, принятой в основной школе? Что написать в аттестационном листке, когда младший школьник переходит в другую школу?
Наиболее распространенными средствами учителя по организации безотметочного обучения являются шкалы и таблицы. Все эти формы фиксации оценок — личное достояние ученика и его родителей; Очевидно, что для реализации безотметочного обучения учитель должен обладать специальными компетенциями. Безотметочное оценивание, в отличие от отметочного, требует дополнительных затрат времени на уроке, следовательно, от учителя может потребоваться умение вносить изменения в типовой сценарий (план) урока. Кроме того, необходимы умение организовать учебный диалог, умение индивидуально относительно каждого ученика сформулировать развернутое оценочное суждение, показать ученику его достижения
28. Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения.
Режим развивающего обучения (саморазвития личности) не может быть обеспечен в условиях внешне мотивированной деятельности. Организация обучения на основе внутренней мотивировки обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценки.
Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами.
При выставлении отметки мы выражаем субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чем-нибудь в максимально формализованной и наименее информативной форме, а при самооценки даем самим себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, анализируем свои достоинства и недостатки, а также ищем пути устранения последних.
Функции отметки:
· Контролирующая (на каком уровне усвоен материал?)
· Констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет?)
· Уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал?)
· Карательная (все нормально в учебе или пора принять меры?)
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Доминирующие функции самооценки:
· Констатирующая- на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?)
· Мобилизационно- побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца)
· Проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…)
Первая составляющая процедуры самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся
Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умение дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд.
Третей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.
У разных учеников действия самооценки различны.
Процедура самооценки включает в себя:
· Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания
· Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов
· Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы
· Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.