Файл: 2. контроль и диагностика образовательных достижений учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 425

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особой формой контроля является домашняя работа, обсуждение результатов которой в классе оказывает обучающее воздействие, особенно в тех случаях, когда задания допускают нестандартные решения. В итоговом контроле обычно используют устные или письменные экзамены.

Недостатки традиционных средств контроля. К этим недостаткам относятся:

  1. отсутствие связи традиционных средств контроля с современными технологиями обучения, обеспечивающими развитие вариативности и доступности для учащихся образовательных программ,

  2. низкая эффективность в условиях массового обучения,

  3. субъективизм и несопоставимость результатов контроля.

К достоинствам относятся:

1.Разработка традиционных контрольно-оценочных средств обычно не вызывает затруднений у педагогов, поскольку она опирается на обширную методическую базу и легко осуществима.

2.Контроль не требует финансовых вложений

Несмотря на эти недостатки, многие учителя, даже те, кто привык добросовестно трудиться, ратуют за использование традиционных контрольно-оценочных средств. Говорят, что преподаватель на экзамене сам выставляет себе отметки, но мало кто способен беспристрастно оценить собственную работу. Поэтому контроль — достаточно консервативная сфера практической педагогики, хотя многие учителя в своих выступлениях обращают внимание на то, что в существующую традиционную систему контроля необходимо внести изменения.

6. Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля.

Психолого-педагогические аспекты контро­ля связаны с анализом уровня сформированности навыков само­контроля и самооценки у обучаемых, являющихся важным пока­зателем качества учебной деятельности. Формированию навыков самоконтроля в значительной степени препятствуют авто­ритарные методы проведения проверок, когда ведущая роль в контроле принадлежит преподавателю, а подчиненная и пассив­ная отводится ученику. Альтернативой авторитарности служат идеи сотрудничества преподавателя и учеников, базирующиеся на по­мощи обучаемому в осознании им своих задатков, склонностей и способностей в условиях превращения социально значимых целей обучения и воспитания в личностно значимые.


Самоконтроль и самооценка. Под самоконтролем понимаются действия обучаемых, проявляющиеся в навыках осуществления контроля за результатами собственной деятельности и коррекции ее в процессе выполнения учебных заданий. Результат про­цесса самоконтроля — самооценка, которая может быть и завы­шенной, и заниженной в зависимости от психологических осо­бенностей человека. Хотя уровень сформированности навыков са­моконтроля педагоги относят к показателям полноценности обу­чения. Трудность здесь состоит в том, что эти навыки раскрываются при анализе меха­низма перехода контрольно-оценочных процессов, осуществляе­мых учителем, во внутреннее состояние учащегося, которое характеризуется новыми действиями по самоконтролю и самооцен­ке в структуре учебной деятельности и плохо поддается внешней оценке.

Процесс перехода вне­шних контрольно-оценочных процессов во внут­ренние навыки самоконтроля имеет четыре стадии, на которых уровень внешнего проявления навыков самоконтроля сни­жается и теряет внешний характер проявления по мере продви­жения учащегося в усвоении учебного материала. Участие пре­подавателя в формировании навыков самоконтроля вполне ре­ально на первой стадии, когда учащийся еще не усвоил ма­териал. Вторая стадия предполагает наличие сформирован­ных навыков самоконтроля. Третья стадия отличается ростом уровня усвоения, благодаря которому самоконтроль приобретает выборочный характер, а участие педагога уменьшается, становится минимальным к четвертой стадии полного усвоения учебного мате­риала. На четвертой стадии самоконтроль теряет всякие внешние проявления, становясь интерпсихическим свойством обучаемого.

Сотрудничество педагога и обучаемых в контроле. Идеи сотруд­ничества с обучаемым как отдельная область исследований по­явились в педагогической науке в середине 80-х гг. XX в. в качестве перспективного направления инноваций. Сотрудничество связано с гуманистической идеей помощи обучаемому, которая особенно трудно реализуется в педагогическом контроле. В условиях сотруд­ничества текущий контроль должен влиять на характер учебной деятельности, ее интенсивность, направленность и обеспечивать потребность в добровольном обращении обучаемых за помощью преподавателя для решения поставленных задач.

Обраще­ние за помощью создает основу для сотрудничества, поэтому не­обходимые условия сотрудничества педагога и обучаемых в теку­щем контроле связаны с оптимизацией трудности контрольных заданий в индивидуализированном режиме, с учетом отличий в подготовке учащихся.



Зоны развития личности обучаемого. Психологическая трактов­ка основных положений педагогического контроля в условиях со­трудничества учителя и учащихся связана с концепцией Л.С. Вы­готского о зонах развития личности. Зоне актуального развития личности обучаемого должны соответствовать за­дания, с которыми он может справиться самостоятельно. Оценка знаний школьника, полученная на основе таких заданий в итого­вом контроле, является соответствующим показателем уже осво­енного им учебного материала.

Если оценки достаточно объективны, то при выполнении ос­военных заданий необходимости в помощи преподавателя обыч­но не возникает.

Задания, соответствующие зоне ближайшего разви­тия, обучаемый может выполнить правильно только с помощью педагога, благодаря сотрудничеству с которым у обучаемого рас­ширяется область знаний и умений.

Таким образом, введенные зоны развития лич­ности обучаемого помогают наметить пути формирования отно­шений сотрудничества между преподавателей и учеником в про­цессе текущего контроля.

Необходимым условием возникновения таких отношений между учеником и преподавателем является подбор контрольных зада­ний оптимальной трудности, соответствующих зоне ближайшего развития каждого обучаемого.

Практические методы отбора заданий, соответствующих по трудности зоне ближайшего развития каждого школьника, рас­сматриваются в ряде исследований по адаптивному тестированию и в пособии по разработке педагогических тестов.

7(9). Психологические аспекты предварительного контроля.

Предварительный контроль

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности.

В существующей практике обучения организуется единый для всех учащихся процесс усвоения, который ни для кого из учеников не является оптимальным; он рассчитан на некоего «усредненного» ученика, который реально не существует.

При организации научно обоснованного обучения необходимо учитывать целый ряд особенностей каждого ученика. Прежде всего усвоение любых новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности учащихся: наличие тех знаний и действий, на которых строятся новые. При этом важно установить наличие не только предметных (математических, исторических и т.д.) знаний и умений, но и логических.


Трудность для учителя состоит и в том, что пробелы в знаниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к исходному уровню неизбежно требует индивидуализации обучения. В частности, хорошо известно, что отличники могут изучить запланированный материал за более короткое время, чем им отведено на уроке.

Если учитель работает с учащимися постоянно, изо дня в день с момента поступления их в школу, то ему нет необходимости проверять уровень общеучебных умений при изучении каждой новой темы. Важно, чтобы учитель проконтролировал наличие этих умений у первоклассников и провел необходимую работу по доведению их до необходимого уровня. Если же учитель пренебрегает этим, то уже в первом классе часть учащихся начинает отставать, причина этого - не в трудности изучаемых предметов, а в несформированности действий, составляющих умение учиться.

При такой несовершенной организации процесса обучения, отстающие появляются уже в первом классе, а дальше их число, естественно, растет. Фактически здесь имеет место нарушение классического принципа педагогики: последовательности обучения. Новые знания строятся на непостроенных или недостроенных предыдущих, которые предполагаются новыми.

Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению преподносимых знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями.

Степень достижения поставленных целей отдельным учеником существенно зависит от того, насколько процесс усвоения строится с учетом всех указанных особенностей данного учащегося.


8(7). Психологические аспекты текущего контроля

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения.

 Без точной обратной связи трудно научиться даже несложным действиям.

Организация систематической обратной связи в условиях работы с классом - дело не простое, но в то же время крайне необходимое. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

В самом деле, учебный процесс организуется для обучения их тем познавательным действиям, которые ведут к этим ответам. Следовательно, контролировать надо содержание формируемых действий. Каждое действие состоит из тех или иных операций.

Пооперационный контроль важен и потому, что дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки, тут же исправлять их и успешно продолжать дальнейшее выполнение действия. При контроле лишь за правильностью конечного результата действия коррекция затруднена.

 Пооперационный контроль позволяет регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных ответов.

Без пооперационного контроля невозможно обеспечить формирование намеченных познавательных действий у всех учащихся. Кроме того, учитель должен систематически контролировать не только содержание выполняемых учениками действии, но и их свойства. Как мы видели, одно и то же действие может выполняться в разной форме, с разной скоростью и др. Учитель не может сформировать познавательные действия с нужными свойствами, если не будет систематически контролировать эти свойства, своевременно помогать учащимся переходить с одного этапа процесса усвоения на последующий.

Итак, обратная связь должна нести следующую информацию: а) выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено; б) правильно ли его выполняет; в) соответствует ли форма действия данному этапу усвоения; г) формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.

Частота контроля со стороны учителя.