Файл: 2. контроль и диагностика образовательных достижений учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к теме урока, а, следовательно, и к учебной дисциплине.
Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в игровой форме.
В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.
В-шестых, дифференцирование значимости оценок, отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей;
В-седьмых, возможность улучшить полученную оценку.
Возможны следующие виды рейтинга:
- рейтинг по предмету или по ряду предметов
- рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и доп баллам
- рейтинг временной - за некоторый промежуток времени или тематический - по отдельным темамъ
10. Недостатки существующей системы оценивания и возможные пути их преодоления.
Недостатки:
1. преобладание в оценивании системы внешнего контроля, который часто сопровождается санкциями
2. редкое использование в системе оценивания методов самоконтроля, самооценки, самокоррекции
3. ориентация проверки преимущественно на установление факта знаний и алгоритмических умений
4. недостаточное использование индивидуализированного подхода в процессе текущего контроля
5. узость и жесткость пятибальной системы оценивания обучающихся, которая обедняет диалог между учителем и учеником, которая лишает ученика права на ошибку в процессе поиска решений, которая мешает ученику двигаться в индивидуальном темпе
6. несопоставимость результатов контроля в различных учебных заведениях. (сош, гимназия, лицей)
7. отсутствие в ряде программ по учебным предметам ясно выраженных требований к уровню достижения учащихся
8. присутствие личностно потребительского начала в системе оценивания со стороны учащегося. получение отметки ради отметки
Для искоренения этих недостатков необходимо:
1. прежде всего разделить процесс итогового оценивания и выставления текущих отметок
2. при контроле необходимо создать условия для учащихся, основанные на уважении и ответственности, исключающие страх ученика перед негативной отметкой
3. при текущем контроле нужно поощрять прежде всего продвижение становление компетенции личности, в том числе за свет приращения новых знаний, умений, навыков
4. чтобы искоренить недостатки системы оценивания нужно предъявлять открытые требования к оцениванию учащихся перед выполнением ими заданий и использовать четкие критерии оценивания
5. для того, чтобы эти недостаточно искоренить необходимо включать методы самоконтроля и самооценки своих результатов по критериям, которые выработаны совместно с учителем и остальными обучающимся
Для того, чтобы названные условия работали и приносили результат необходимо менять не только систему оценивания, но и систему преподавания (внедрять новые технологии).
Следует подчеркнуть, что в современных условиях формирование знаний не явл главной целью образования. Знания ради знаний - это не цель, знания и умения, как важнейшие результаты обучения важны и необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для современного человека важны не столько энциклопедическая грамотность, сколько знания и умения, которые он может применить. При таком подходе знания и умения явл основой его компетенции.
Важно сформировать у совр человека не просто систему знаний и умений, но и сделать так, чтобы они носили действенный характер.
Современная система оценивания должна по мнению разработчиков проекта Стритлоу (живое право) должна обладать следующими 6 великими принципами оценивания
1. важность. Для оценивания необходимо выбирать наиболее важные результаты
2. адекватность. Необходимо отбирать точный инструментарий для оценивания. Основной подход здесь отбирать задания не репродуктивного характера (воспроизводящего), а проблемного характера
3. объективность. Реализация этого принципа требует разработки четких критерий оценивания
4. интегрированность. Оценивание должно быть интегрировано в сам процесс обучения, контрольное упражнение явл ничем иным, как одним из обучающих
5. открытость. Критерии и стратегии оценивания должны быть сообщены обучающимся заранее. Обучающиеся должны заранее знать, что и как будет оцениваться в их работах. Нужно привлекать самих обучающихся к разработке критерий оценивания
6. простота. Процесс и формы оценки должны быть простыми и доступными в применении.
Цель нововведений заключается в том, чтобы сделать оценку наиболее содержательной, дифференцированной и объективной. Эти нововведения позволят педагогу прежде всего не наносить вред здоровью обучающихся, формировать знания, умения, навыки, которые явл. базой компетентности личности
Оценка будет мотивировать обучающегося если:
1. он уверен в ее объективности
15.Оценочная деятельность учителя и ее структура.
Согласно современным теоретическим представлениям проблема изучения педагогической деятельности возможна с позиций системного подхода и теории управления. Данный методологический принцип позволяет представить труд учителя в виде многомерного единого пространства, включающего в себя: личность учителя, педагогическую деятельность и педагогическое общение.
Указанные структурные компоненты объединены сложными многоуровневыми взаимосвязями, позволяющими решить основную глобальную задачу — развитие личности ребенка в процессе обучения и воспитания.
Ее достижение будет зависеть от реализации личностью учителя педагогических функций, последовательно и циклично сменяющих друг друга в процессе педагогического взаимодействия и тем самым образующих определенную педагогическую технологию. Она складывается из процессов целеполагания, информации, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля, оценки результатов и коррекции при ведущей роли целеполагания.
Одной из специфических особенностей педагогической системы является присутствие на всех этапах и уровнях ее существования контрольно-оценочных действий, которые в совокупности можно рассматривать как оценочную деятельность учителя.
Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается потребностью ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Как отмечает А. И. Липкина (1971), у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — одного из основных компонентов самооценки.
Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности
, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой .
Теоретический анализ. показывает, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего рассматриваются не как самостоятельный феномен, учебно-воспитательного процесса школы, а в рамках изучения других проблем: гностической деятельности педагога, социальной перцепции, деятельности, направленной на изучение учащихся), управленческой деятельности педагога .
В то же время широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление педагогической психологии.
Для изучения оценочной деятельности приемлемой является общепсихологическая модель деятельности с входящими в нее компонентами: мотивом, целью, планированием, переработкой текущей информации оперативным образом, принятием решения, действием, проверкой результата и коррекцией действий.
Вместе с тем ряд авторов отмечают неразработанность концептуальных положений, определяющих сущность оценки, структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых определениях оценивание выступает и как процесс и как совокупность специальных умений, и как функция.
Несмотря на сложность вопроса и многоплановость его изучения, отдельными исследователями предпринимаются попытки разработать данную проблему в рамках системного подхода. При этом оценивание как подсистема педагогической деятельности рассматривается как структура.
Структура оценочной деятельности учителя
В теории педагогических систем состав структурных и функциональных компонентов теоретически и эмпирически определен и считается постоянным для всех педагогических систем и их подсистем: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. Данная пятикомпонентная модель оценочной деятельности получила свое развитие в целом ряде исследований.
Наиболее разработанным оказался вопрос о составе оценочных действий. Под педагогическими оценочными действиями А. П. Доблаев понимает «отражение различных отношений, реализуемых посредством сравнения предмета оценки и оценочного основания» .
В качестве оценочных действий с помощью факторного анализа были выделены следующие оценочные действия, образующие структуру оценочной деятельности учителя: планирование оценочных воздействий, принятие оценочных решений, оценка собственной оценочной деятельности, процессы контроля, изучение личности учащегося, их поведения и отношений; межличностное взаимодействие, использование и реализация оценочных решений, прогнозирование влияния оценок на поведение и развитие личности учащегося, коррекция оценок .
Из анализа перечисленных действий вытекает, что реализация оценочных действий имеет временную протяженность: до урока — предварительное планирование, формирование целей, задач оценивания; во время урока — реализация оценочной функции; после урока — коррекция и контроль оценочной деятельности.
А. А. Реан также выделяет оценочные умения в особую группу умений: оценить собственные индивидуально-психологические особенности, оценить свое состояние, знания и умения учащихся и т. д. В основе оценочных умений А. А. Реан видит систему соответствующих знаний: закономерностей и механизмов межличностного познания и рефлексии, возрастной психологии детей, методологии и методики преподавания учебного предмета. Однако без наличия целого комплекса навыков, сколь обширными не были бы у педагога указанные знания, оценочные умения сформированы быть не могут, отмечает А. А. Реан.
В структуру этих навыков автор включает: социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные. Последние предлагают автоматизацию способов решения отдельных, встречавшихся ранее педагогических задач на оценку уровня знаний и умений учащихся.
В. А. Якунин среди важнейших педагогических умений, связанных с оцениванием результатов обучения, называет следующие:
— следить за реализацией поставленных целей и исполнением принятых педагогических решений;
— осуществлять различные формы, виды и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;
— замечать и объективно оценивать малые и большие учебные достижения школьников;
— вести контроль за своими поступками и поведением;
— устанавливать причины затруднения учащихся и найти способы их устранения;
— совершенствовать собственную деятельность на основе анализа и оценки ее достоинств и недостатков.