Файл: 2. контроль и диагностика образовательных достижений учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 427
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
педагогические оценки можно разделить на положительные, отрицательные и амбивалентные.
Положительные педагогические оценки. К положительным оценкам относятся положительные оценочные обращения и поощрения.
Оценочное обращение есть форма выражения отношения педагога к действиям учащихся и к получаемым ими результатам. Среди положительных оценочных обращений выделяют согласие, ободрение, одобрение.
Согласие представляет собой вид оценивания действий ученика, ориентирующий его в правильности собственного поступка, закрепляющий его успех, стимулирующий дальнейшее продвижение. «Да, это так, правильно, это все верно выполнено», – соглашается учитель. В этом случае согласие является первичной ступенью одобрения.
Ободрение проявляется как оценочное суждение при определении верности ответа с целью эмоциональной поддержки педагогом успеха ученика на каком-либо этапе деятельности (например, «Смелее, смелее, так и продолжай дальше!»). Стимулирующая функция ободрения превосходит ориентирующую, дает школьнику уверенность в своих силах.
Одобрение выражается в форме положительного оценивания учителем процесса и результата работы учащегося на уроке во время опроса и учета знаний. Это уже не простое подтверждение правильности сделанного, а форма педагогической оценки, которая подчеркивает преимущества каких-то сторон личности ученика (способность, работоспособность, активность). Одобрение действует положительно не только на самого ученика, но и на отношение к нему коллектива. Наиболее выраженной формой положительной оценки является поощрение. Известно, что это мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку педагогом учения, труда, поведения детей. Именно поощрения являются положительным стимулом в деятельности. В педагогической практике встречаются различные формы поощрения. Рассмотрим прежде всего такие, как похвала и перспективная оценка. Похвалить человека весьма полезно – это поднимает его уважение к себе, способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам. Очень полезно, если педагог обращает внимание на едва заметное продвижение ученика к лучшему (особенно у слабых, застенчивых учащихся) и поощряет его словами-похвалой:
«Сегодня, ребята, у нас в классе хороших работ больше, чем в прошлый раз» и т.д.
Перспективной оценкой является такая, которая, временно отступая от объективных критериев, правильно отражает движение ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, от недобросовестности к прилежанию, к системности в работе. Перспективная оценка фиксирует не результат, а процесс, не имеющий пока завершения, определяет усилия ученика и реальную возможность успеха. Необходимость в перспективной оценке возникает, когда ученик потерял веру в себя и ему нужно помочь обрести ее (ученик взялся с желанием за дело, но у него оно пока не получается или же ученик отстал по уровню знаний, умений и навыков по не зависящим от него причинам). В этом случае перспективная оценка, как «поощрительный балл», вселяет надежду, уверенность, готовность, действовать. Если учитель имеет дело с отстающим, беспомощным учеником, не способным в короткое время самостоятельно ликвидировать пробелы, то нужна не перспективная оценка, а квалифицированная помощь.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие формы перспективной оценки: расширение прав учащихся, поручение почетных обязанностей, запись-благодарность в дневник, присуждение почетного места в соревновательно-творческой деятельности, благодарственное письмо родителям, вручение похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (для выпускников), вручение золотой медали по окончании средней школы и др.
Мастерство педагога во многом будет определяться тем, как он владеет богатым арсеналом форм поощрений и насколько адекватно применяет их.
22. Виды педагогической оценки (амбивалентные)
Амбивалентные оценки. Амбивалентность означает двойственность, присутствие двух начал – положительного и отрицательного. Как правило, большинство оценок носит амбивалентный характер, т.е. их восприятие не определяется однозначно выставляемым баллом, а зависит от успехов обучающегося, от того, каковы были его ожидания на занятии, от отметок, полученных до того, от последствий, которые может вызвать данная оценка и т.д. Можно с уверенностью сказать, что процессу оценивания с учетом амбивалентности необходимо специально учиться. Именно амбивалентность делает процесс оценивания очень ответственным, отражая педагогическую культуру преподавателя.
Отдельный класс оценок составляют балльные оценки.
Обычно среди них выделяют текущие, промежуточные, итоговые, кумулятивные.
Текущие оценки получают учащиеся за качество аудиторной и самостоятельной работы по учебным дисциплинам на каждом занятии в течение всего учебного года.
Полученная за ответ на уроке, например, одним учеником оценка «4» может вполне удовлетворить его ожидание; другому же эта четверка покажется обидной, недостаточной для оценивания его больших стараний и систематической работы. Текущие оценки призваны стимулировать регулярную, активную учебную деятельность школьников. В то же время они помогают педагогу вовремя корректировать свою работу.
Промежуточные оценки дают представление о результатах работы учащихся за небольшой промежуток времени по теме или разделу учебного предмета. Сюда относят оценки за контрольные, самостоятельные работы, оценки, выставляемые на коллоквиумах.
Итоговые оценки (как видно из названия) представляют собой итог оценивания преподавателем усвоения предмета (или значительной его части), который изучался в течение большого периода времени (учебного года, полугодия). Это зачетные и экзаменационные оценки. Они ориентируют учеников на перспективу усвоения больших разделов и учебных дисциплин в целом.
Кумулятивная оценка (кумуляция – скопление, накопление) суммирует баллы оценок всех видов контроля, которые организуются в учебно-воспитательном процессе.
Например, поурочный балл – это кумулятивная оценка. Он появляется как сумма баллов оценок за все виды работы учащегося на уроке.
Вспомогательная оценка состоит в том, что преподаватель оценивает знания и умения обучающихся для организации собственной деятельности. Так, при переходе к изучению нового раздела, темы эта оценка помогает ему верно спланировать предстоящую работу (что повторить, на чем заострить внимание). Вспомогательной является и оценка, выставляемая при проверке теоретических знаний учащихся, необходимых для проведения лабораторных и практических занятий. Эта оценка поможет педагогу правильно, четко, грамотно организовать практическую деятельность класса.
К амбивалентным можно отнести и неопределенную оценку. Она ни положительная, ни отрицательная и служит переходом к различным определенным оценкам (почему ее и относят к амбивалентным). Главным инструментом неопределенной оценки являются различные неопределенные по значению слова (например: «Ну, ладно, садись». Эта оценка при возникшем у ученика затруднении может потом перейти в отрицательную, а в случае правильного ответа – в положительную. Так,
23. Отметка как количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Функции отметок.
И теория и практика обучения признают то, что отметка — это балльное выражение педагогической оценки в соответствии с программными нормами по учебным предметам. Отметки фиксируются в школьной документации — классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся — дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках.
Отметки выступают единственным гарантом объективности оценивания результатов учебной деятельности школьников.
Остро дискутируется вопрос о среднем балле. Во многих исследованиях средний балл не только признается авторами, но и считается «глобальным показателем успешности школьного обучения»
Некоторые авторы резко критикуют балльную систему оценивания в школе.
Так, Л. С. Выготский утверждает, что отметка «равным образом... соединяет в себе все отрицательные стороны похвалы и порицания»
Он также раскрывает психологическую сущность экзаменационной оценки: «учатся для того, чтобы выдержать экзамены, а экзамены выдерживаются для того, чтобы получить диплом» .
К. А. Альбуханова-Славская считает, что педагогические оценки «чрезвычайно аморфны, недиалектичны, строятся на поведенческих, а не мотивационных и тем более на личностных критериях; они стандартизированы и объединены критериями оценки»
Б. Г. Ананьев отмечает, что основное отрицательное воздействие школьных отметок проявляется в многочисленных стрессах, вызванных оцениванием успешности обучения в ситуации опроса.
По мнению Б. П. Есипова отметка в школе может быть использована как «наказание и порождать такие явления, как неверие ученика в свои силы, нежелание учиться, неприязненное чувство по отношению к учению».
Ряд авторов считает что «использование балльной шкалы отметок не позволяет выяснить, какие элементы содержания образования усвоили или не усвоили учащиеся, установить причины ошибок, факторы, влияющие на успеваемость»
Функции отметки
Отметка, являясь частным случаем оценки, несет на себе в учебно-воспитательном процессе след функции: стимулирующую, ориентирующую, контролирующую, прогностическую, мотивационную, воспитывающую и др.
Контролирующая функция отметки реализуется на всех этапах обучения (существуют для этого итоговый, поурочный контроль, разнообразные формы и виды самостоятельных, проверочных домашних заданий). Если эта функция отметки реализуется не систематически, недостаточно объективно, без тщательного учета всех сопутствующих ей педагогических факторов, то она просто утрачивает свое значение.
Другая важная функция отметки - стимулирующая. Она побуждает ученика к самоусовершенствованию. Ориентируясь на выставленную отметку, ученик изменяет свое поведение - стремится, как правило, ее исправить - быть дисциплинированным на уроке, регулярно выполнять все требования учителя и т.д.
Вместе с тем, являясь самостоятельным феноменом в учебном процессе, отметка выполняет и специфические функции. Рассмотрим их.
Отметка, в отличие от других форм педагогической оценки, обладает юридической силой (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова, 1995). Эта функция отметки усиливается в связи с отменой в настоящее время в учебных заведениях характеристик учащихся. Аттестат с отметками является единственным документом, при получении которого учащиеся имеют право сдавать экзамены в высшие учебные заведения.
Ряд авторов отмечают, что отметка выполняет социальную функцию: благодаря отметке «ребенок начинает сознавать общественный, государственный смысл учения, в результате чего он начинает вкладывать этот общественный смысл в понятие... своего долга перед родителями, школой, обществом» (М. В. Селезнев, 1986, с. 79). Это способствует формированию у ребенка общественного сознания.
Психологический анализ значения отметки дан в работе Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Л. Н. Славиной (1951). Отметка, по мнению авторов, при определенных психолого-педагогических условиях может стать мотивом, побуждающим учебную деятельность школьников. За желанием учащегося получать отметки могут скрываться разные причины: получить похвалу родителей или учителей; желание завоевать известное положение в классе; возможность поступить в высшее учебное заведение и другие.
Положительные педагогические оценки. К положительным оценкам относятся положительные оценочные обращения и поощрения.
Оценочное обращение есть форма выражения отношения педагога к действиям учащихся и к получаемым ими результатам. Среди положительных оценочных обращений выделяют согласие, ободрение, одобрение.
Согласие представляет собой вид оценивания действий ученика, ориентирующий его в правильности собственного поступка, закрепляющий его успех, стимулирующий дальнейшее продвижение. «Да, это так, правильно, это все верно выполнено», – соглашается учитель. В этом случае согласие является первичной ступенью одобрения.
Ободрение проявляется как оценочное суждение при определении верности ответа с целью эмоциональной поддержки педагогом успеха ученика на каком-либо этапе деятельности (например, «Смелее, смелее, так и продолжай дальше!»). Стимулирующая функция ободрения превосходит ориентирующую, дает школьнику уверенность в своих силах.
Одобрение выражается в форме положительного оценивания учителем процесса и результата работы учащегося на уроке во время опроса и учета знаний. Это уже не простое подтверждение правильности сделанного, а форма педагогической оценки, которая подчеркивает преимущества каких-то сторон личности ученика (способность, работоспособность, активность). Одобрение действует положительно не только на самого ученика, но и на отношение к нему коллектива. Наиболее выраженной формой положительной оценки является поощрение. Известно, что это мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку педагогом учения, труда, поведения детей. Именно поощрения являются положительным стимулом в деятельности. В педагогической практике встречаются различные формы поощрения. Рассмотрим прежде всего такие, как похвала и перспективная оценка. Похвалить человека весьма полезно – это поднимает его уважение к себе, способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам. Очень полезно, если педагог обращает внимание на едва заметное продвижение ученика к лучшему (особенно у слабых, застенчивых учащихся) и поощряет его словами-похвалой:
«Сегодня, ребята, у нас в классе хороших работ больше, чем в прошлый раз» и т.д.
Перспективной оценкой является такая, которая, временно отступая от объективных критериев, правильно отражает движение ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, от недобросовестности к прилежанию, к системности в работе. Перспективная оценка фиксирует не результат, а процесс, не имеющий пока завершения, определяет усилия ученика и реальную возможность успеха. Необходимость в перспективной оценке возникает, когда ученик потерял веру в себя и ему нужно помочь обрести ее (ученик взялся с желанием за дело, но у него оно пока не получается или же ученик отстал по уровню знаний, умений и навыков по не зависящим от него причинам). В этом случае перспективная оценка, как «поощрительный балл», вселяет надежду, уверенность, готовность, действовать. Если учитель имеет дело с отстающим, беспомощным учеником, не способным в короткое время самостоятельно ликвидировать пробелы, то нужна не перспективная оценка, а квалифицированная помощь.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие формы перспективной оценки: расширение прав учащихся, поручение почетных обязанностей, запись-благодарность в дневник, присуждение почетного места в соревновательно-творческой деятельности, благодарственное письмо родителям, вручение похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (для выпускников), вручение золотой медали по окончании средней школы и др.
Мастерство педагога во многом будет определяться тем, как он владеет богатым арсеналом форм поощрений и насколько адекватно применяет их.
22. Виды педагогической оценки (амбивалентные)
Амбивалентные оценки. Амбивалентность означает двойственность, присутствие двух начал – положительного и отрицательного. Как правило, большинство оценок носит амбивалентный характер, т.е. их восприятие не определяется однозначно выставляемым баллом, а зависит от успехов обучающегося, от того, каковы были его ожидания на занятии, от отметок, полученных до того, от последствий, которые может вызвать данная оценка и т.д. Можно с уверенностью сказать, что процессу оценивания с учетом амбивалентности необходимо специально учиться. Именно амбивалентность делает процесс оценивания очень ответственным, отражая педагогическую культуру преподавателя.
Отдельный класс оценок составляют балльные оценки.
Обычно среди них выделяют текущие, промежуточные, итоговые, кумулятивные.
Текущие оценки получают учащиеся за качество аудиторной и самостоятельной работы по учебным дисциплинам на каждом занятии в течение всего учебного года.
Полученная за ответ на уроке, например, одним учеником оценка «4» может вполне удовлетворить его ожидание; другому же эта четверка покажется обидной, недостаточной для оценивания его больших стараний и систематической работы. Текущие оценки призваны стимулировать регулярную, активную учебную деятельность школьников. В то же время они помогают педагогу вовремя корректировать свою работу.
Промежуточные оценки дают представление о результатах работы учащихся за небольшой промежуток времени по теме или разделу учебного предмета. Сюда относят оценки за контрольные, самостоятельные работы, оценки, выставляемые на коллоквиумах.
Итоговые оценки (как видно из названия) представляют собой итог оценивания преподавателем усвоения предмета (или значительной его части), который изучался в течение большого периода времени (учебного года, полугодия). Это зачетные и экзаменационные оценки. Они ориентируют учеников на перспективу усвоения больших разделов и учебных дисциплин в целом.
Кумулятивная оценка (кумуляция – скопление, накопление) суммирует баллы оценок всех видов контроля, которые организуются в учебно-воспитательном процессе.
Например, поурочный балл – это кумулятивная оценка. Он появляется как сумма баллов оценок за все виды работы учащегося на уроке.
Вспомогательная оценка состоит в том, что преподаватель оценивает знания и умения обучающихся для организации собственной деятельности. Так, при переходе к изучению нового раздела, темы эта оценка помогает ему верно спланировать предстоящую работу (что повторить, на чем заострить внимание). Вспомогательной является и оценка, выставляемая при проверке теоретических знаний учащихся, необходимых для проведения лабораторных и практических занятий. Эта оценка поможет педагогу правильно, четко, грамотно организовать практическую деятельность класса.
К амбивалентным можно отнести и неопределенную оценку. Она ни положительная, ни отрицательная и служит переходом к различным определенным оценкам (почему ее и относят к амбивалентным). Главным инструментом неопределенной оценки являются различные неопределенные по значению слова (например: «Ну, ладно, садись». Эта оценка при возникшем у ученика затруднении может потом перейти в отрицательную, а в случае правильного ответа – в положительную. Так,
23. Отметка как количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Функции отметок.
И теория и практика обучения признают то, что отметка — это балльное выражение педагогической оценки в соответствии с программными нормами по учебным предметам. Отметки фиксируются в школьной документации — классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся — дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках.
Отметки выступают единственным гарантом объективности оценивания результатов учебной деятельности школьников.
Остро дискутируется вопрос о среднем балле. Во многих исследованиях средний балл не только признается авторами, но и считается «глобальным показателем успешности школьного обучения»
Некоторые авторы резко критикуют балльную систему оценивания в школе.
Так, Л. С. Выготский утверждает, что отметка «равным образом... соединяет в себе все отрицательные стороны похвалы и порицания»
Он также раскрывает психологическую сущность экзаменационной оценки: «учатся для того, чтобы выдержать экзамены, а экзамены выдерживаются для того, чтобы получить диплом» .
К. А. Альбуханова-Славская считает, что педагогические оценки «чрезвычайно аморфны, недиалектичны, строятся на поведенческих, а не мотивационных и тем более на личностных критериях; они стандартизированы и объединены критериями оценки»
Б. Г. Ананьев отмечает, что основное отрицательное воздействие школьных отметок проявляется в многочисленных стрессах, вызванных оцениванием успешности обучения в ситуации опроса.
По мнению Б. П. Есипова отметка в школе может быть использована как «наказание и порождать такие явления, как неверие ученика в свои силы, нежелание учиться, неприязненное чувство по отношению к учению».
Ряд авторов считает что «использование балльной шкалы отметок не позволяет выяснить, какие элементы содержания образования усвоили или не усвоили учащиеся, установить причины ошибок, факторы, влияющие на успеваемость»
Функции отметки
Отметка, являясь частным случаем оценки, несет на себе в учебно-воспитательном процессе след функции: стимулирующую, ориентирующую, контролирующую, прогностическую, мотивационную, воспитывающую и др.
Контролирующая функция отметки реализуется на всех этапах обучения (существуют для этого итоговый, поурочный контроль, разнообразные формы и виды самостоятельных, проверочных домашних заданий). Если эта функция отметки реализуется не систематически, недостаточно объективно, без тщательного учета всех сопутствующих ей педагогических факторов, то она просто утрачивает свое значение.
Другая важная функция отметки - стимулирующая. Она побуждает ученика к самоусовершенствованию. Ориентируясь на выставленную отметку, ученик изменяет свое поведение - стремится, как правило, ее исправить - быть дисциплинированным на уроке, регулярно выполнять все требования учителя и т.д.
Вместе с тем, являясь самостоятельным феноменом в учебном процессе, отметка выполняет и специфические функции. Рассмотрим их.
Отметка, в отличие от других форм педагогической оценки, обладает юридической силой (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова, 1995). Эта функция отметки усиливается в связи с отменой в настоящее время в учебных заведениях характеристик учащихся. Аттестат с отметками является единственным документом, при получении которого учащиеся имеют право сдавать экзамены в высшие учебные заведения.
Ряд авторов отмечают, что отметка выполняет социальную функцию: благодаря отметке «ребенок начинает сознавать общественный, государственный смысл учения, в результате чего он начинает вкладывать этот общественный смысл в понятие... своего долга перед родителями, школой, обществом» (М. В. Селезнев, 1986, с. 79). Это способствует формированию у ребенка общественного сознания.
Психологический анализ значения отметки дан в работе Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Л. Н. Славиной (1951). Отметка, по мнению авторов, при определенных психолого-педагогических условиях может стать мотивом, побуждающим учебную деятельность школьников. За желанием учащегося получать отметки могут скрываться разные причины: получить похвалу родителей или учителей; желание завоевать известное положение в классе; возможность поступить в высшее учебное заведение и другие.