Файл: Социальное проектирование антинаркотических процессов на примере Удмуртской Республики.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегические цели по формированию в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте решаются не только правовыми, но и активными разъяснительно-профилактическими методами с опорой на общественность и использованием средств массовой информации.
В настоящее время в республике созданы условия для эффективной реализации механизмов информационно-пропагандистского сопровождения антинаркотической деятельности. В этой сфере задействованы государственные структуры, органы местного самоуправления и представители общественных и волонтерских организаций.
Вместе с тем, реализация стратегических задач требует постоянного совершенствования антинаркотической деятельности.
В этой связи целесообразно продолжить работу по выработке единого комплексного подхода к критериям, предъявляемым к антинаркотическим информационным материалам, публикуемым в средствах массовой информации. В ходе работы учитывать возможные последствия влияния тематических публикаций на общественное сознание. Для позитивной оценки согласовывать с субъектами системы профилактики рекомендаций для журналистов, освещающих в средствах массовой информации антинаркотические вопросы. В том числе включая разработку критериев оценки и проведение обязательной экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями.
Информационное сопровождение деятельности по профилактике наркомании сегодня реализуется путем изготовления информационных продуктов, а также путем проведения публичных мероприятий для целевой аудитории. При этом не всегда действия субъектов системы профилактики согласованы между собой.
Полагаем, что успешная профилактическая антинаркотическая работа должна представлять собой совокупность согласованных действий, основанных на знаниях из юриспруденции, областей практической психологии, современной педагогики, медицинской профилактики.
В связи с этим предлагается принять во внимание:
-подход, основанный на эмоциональном обучении (повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом);
-подход, основанный на формировании навыков личностного поведения и межличностного общения;
-подход, основанный на роли социальных факторов (формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации);
-подход, основанный на альтернативной наркопотреблению деятельности, развитие целесообразной позитивной активности;
-подход, основанный на распространении информации о негативных факторах влияния наркотических средств и психотропных веществ на организм человека, и особенно поведение молодого человека.
В контексте решения актуальных проблем связанных с антинаркотической деятельностью, необходимо обеспечить формирование у всех социальных слоев республики не только антинаркотическое мировоззрение, но и общественную поддержку ограничительной политики государства и деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
В 2020-2021 г.г. в связи с мерами, принятыми на территории Российской Федерации в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приоритетными стали дистанционные формы антинаркотической профилактической работы, а также поиск новых эффективных технологий противодействия наркоугрозе с использованием мероприятий включающих антинаркотическую рекламу с использованием сети Интернет.
Однако в ходе реализации этих мероприятий исполнители столкнулись с определенными трудностями, как в ходе продвижения информации в сети Интернет, так и при оценке эффективности проведенных мероприятий.
В этой связи предлагаются методические рекомендации по повышению эффективности распространения антинаркотических материалов, в том числе с учетом новых рисков и дополнительных возможностей, связанных с развитием сети Интернет.
Рекомендации предназначены для использования членами антинаркотических комиссий и представителями органов местного самоуправления, в компетенции которых входит разработка, изготовление, внедрение, популяризация различных материалов антинаркотической направленности среди различных групп населения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет».
К получателям (соисполнителям) рекомендаций следует отнести учреждения образования, культуры, здравоохранения, администрации муниципальных образований и общественные некоммерческие организации, осуществляющие и принимающие участие в мониторинге наркоситуации.
3.3. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Удмуртской Республике и в Российской Федерации
1. Правительству Удмуртской Республики:
- обеспечить реализацию Перечня приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации;
-довести размер финансирования государственной программы Удмуртской Республики «Противодействие незаконному обороту наркотиков в УР» до уровня прошлого года (11 млн. рублей);
- привести план основных мероприятий государственной программы Удмуртской Республики «Противодействие незаконному обороту наркотиков в УР» и индикаторы программы в соответствие с требованиями Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года;
- в ходе реструктуризации Правительства при создании Агентства по делам молодежи включить в перечень основных направлений деятельности вновь создаваемого ведомства вопросы организации и проведения профилактики наркомании в молодежной среде.
(Рекомендации аппарата Государственного антинаркотического комитета, Прокуратуры Удмуртской Республики);
2. Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, как распорядителю бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий государственной программы Удмуртской Республики «Противодействие незаконному обороту наркотиков в УР» в 2022 году:
- в целях повышения эффективности и качества оказания наркологической помощи населению продолжить работу по развитию наркологической службы;
- провести мероприятия, направленные на сохранение государственной наркологической службы, ее комплексное развитие и кадровую укомплектованность, в том числе путем организации целевого обучения специалистов;
- в оперативном порядке рассматривать и выносить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики бюджетные заявки соисполнителей госпрограммы;
- в целях своевременного принятия мер реагирования на постоянной основе осуществлять мониторинг отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами;
- в рамках проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся принять дополнительные меры по повышению эффективности раннего выявления потребителей психоактивных веществ среди несовершеннолетних;
- осуществить комплекс мер по повышению мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости
, к реабилитации и ресоциалиации, обеспечить деятельность существующей сети мотивационных кабинетов.
(Рекомендации аппарата Государственного антинаркотического комитета, Прокуратуры Удмуртской Республики, предложения Минздрава и Минспорта УР);
3. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики выйти в установленном порядке с законодательной инициативой о введении на федеральном уровне:
- в рамках мероприятий по раннему выявлению наркопотребителей о введении на федеральном уровне обязательного ежегодного тестирования лиц в возрасте 16-18 лет на основные группы наркотиков (Предложение (инициатор) МАНК «Киясовского района»);
- при назначении наказания за административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними ( ч. 2.1. ст. 4.1. КоАП РФ, ч. 2. ст. 20.20., ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ), не рекомендовать им, а устанавливать обязанность применения в отношении таких несовершеннолетних диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
(Предложение (инициатор) МАНК г. Сарапула);
4. Субъектам системы профилактики в 2022 году в ходе проведения информационных кампаний акцентировать внимание на установке, что употребление наркотических средств и психотропных веществ наносит непоправимый вред здоровью и зачастую приводит к летальному исходу.
Для реализации данной установки запустить размещение антинаркотических материалов в СМИ и сети Интернет с демонстрацией роликов, направленных на формирование устойчивого негативного отношения к употреблению запрещенных средств.
(Предложение: УФСБ по УР, МАНК г. Воткинска);
5. В 2022 году за счет учреждений подведомственных органам исполнительной власти и местного самоуправления в Удмуртской Республике расширить число участников антинаркотических профилактических операций, акций и конкурсов инициированных МВД России, в том числе акции «Сообщи, где торгуют смертью», Всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе» и др.
(Инициатор - Минздрав УР);
6. Организовать и провести в 2022 Республиканский профилактический молодежный форум (далее - Форум). В ходе данного мероприятия выработать наиболее эффективные и востребованные в молодежной среде направления работы, связанные с реализацией положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.
В ходе подготовки Форума создать все условия для обмена опытом антинаркотической работы специалистов по работе с молодежью, секретарей муниципальных антинаркотических комиссий, представителей общественных организаций правоохранительной направленности, заинтересованных граждан.
(Инициатор - Минспорт УР);
7. На базе одного из подведомственных Минспорту УР (в перспективе Агентству по делам молодежи) учреждений создать чат-бот «Антинаркотики» для накопления информации и внедрения современных форм работы с населением, в том числе:
- для сбора обращений граждан в случае обнаружения надписей с пропагандой наркотиков, рекламой незаконного оборота наркотиков и организации дальнейших мероприятий по их устранению;
-оказания профессиональной психологической помощи несовершеннолетним наркозависимым и их родственникам;
- создания и дальнейшего распространения продуктов социальной рекламы в СМИ, общественном транспорте, местах общего доступа, социальной сети «Вконтаке»;
- организации и проведения онлайн-совещаний с представителями муниципальных образований, заместителями директоров по учебно-воспитательной работе образовательных учреждений республики.
(Инициатор - Минспорт УР);
8. В 2022 году организовать и провести конкурс антинаркотических проектов и программ, реализуемых общественными организациями.
В ходе организации и проведения конкурса провести анализ и уровень проектов, отобрать лучшие используемые практики, выделить новые перспективные антинаркотические проекты общественных объединений, востребованные в молодежной среде.
(Предложение Минспорта УР);
9. Министерству образования и науки Удмуртской Республики в целях дальнейшей стабилизации наркоситуации в подведомственных образовательных организациях, развития и совершенствования антинаркотической работы в 2022 году:
- организовать и реализовать комплекс информационно-разъяснительных мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями), направленных на торможение процессов приобщения обучающихся к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, исключения проявлений толерантного отношения к потребителям наркотиков среди обучающихся (Предложение УФСБ по УР);
- принять меры, направленные на повышение эффективности и результативности социально- психологического тестирования в рамках мероприятий по раннему выявлению наркопотребителей среди обучающихся;