Файл: Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ направления подготовки.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заведующий выпускающей кафедрой организует экспертную оценку и корректировку примерного перечня тем для выполнения выпускных квалификационных работ.
Перечень тем выпускных квалификационных работ доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации.
Направленность тематики бакалаврской работы может формироваться на младших курсах в процессе учебных и практических занятий, при подготовке научных докладов и выступлений на научных студенческих конференциях, выполнения курсовых работ, при прохождении учебных и производственных практик по направлению наиболее близкому обучающемуся. Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы реализуется обучающимися в начале последнего года обучения по основной образовательной программе высшего образования. Выпускнику предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из утвержденного выпускающей кафедрой перечня, а также право предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Выбор темы осуществляется выпускником исходя из результатов, полученных в ходе выполнения курсовых работ, прохождения учебной и производственной, в том числе преддипломной, практики, а также наличия необходимых условий, обеспечивающих выполнение выпускной квалификационной работы (научно-методическое и материально-техническое обеспечение и т.д.).
Обучающимся заочной формы целесообразно выбрать тему выпускной квалификационной работы с учетом места их постоянной работы и занимаемой должности. В ходе выполнения работы тема может быть скорректирована и сформулирована в новом варианте.
В соответствии с выбранной темой для подготовки выпускной квалификационной работы осуществляется закрепление обучающемуся научного руководителя из числа работников кафедры.
Закрепление за студентом темы бакалаврской работы производится на основании его личного письменного заявления (Приложение 2). По представлению кафедры социально-культурной деятельности оформляется приказ по институту, юридически закрепляющий за каждым студентом тему выпускной квалификационной работы.
Научный руководитель назначается из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих ученую степень или опыт научных исследований по направлению подготовки (направленности) образовательной программы.
Ректор института утверждает приказ об утверждении тем и научных руководителей выпускных квалификационных работ.
3. Структура и содержание ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ работы
Объем и структура выпускной квалификационной работы определяется целями и задачами исследования, конкретными рекомендациями по направлениям подготовки и, как правило, составляет 45–60 страниц печатного текста. В указанный объем включается титульный лист, оглавление, список литературы.
Выпускная квалификационная работа содержит следующие структурные компоненты и в следующем порядке:
-
титульный лист; -
содержание; -
введение; -
основная часть; -
заключение; -
библиографический список; -
приложения (при необходимости).
Материал выпускной квалификационной работы должен излагаться научным языком, в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированными. Цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности организации и учреждений социально-культурной сферы и обосновании предложений по решению этих проблем. Разработка всех структурных компонентов бакалаврской работы имеет свои особенности.
По содержанию работа должна соответствовать следующим требованиям:
Титульный лист является первой страницей работы и его оформление подчиняется строго регламентированным правилам. В содержании приводятся заголовки всех глав и параграфов работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и должны полностью совпадать с присутствующими в основном тексте.
Введение. Начало работы предназначено для ознакомления с важными квалификационными характеристиками работы. В характеристике введения должны быть рассмотрены следующие понятия научного аппарата работы: актуальность темы исследования; проблема исследования, анализ степени научной разработанности проблемы; объект и предмет исследования; цель и задачи работы; эмпирическая база исследования; методы исследования; сведения об апробации исследования; структура выпускной квалификационной работы.
Основная часть работы может состоять из двух или трех глав, каждая из глав должна содержать не менее двух параграфов, содержание которых должно точно соответствовать и полностью раскрывать заявленную тему работы и сформулированные цель и задачи исследования. Структура глав должна соответствовать указанным во введении задачам исследования.
Первая глава носит теоретический характер.
В первой главе бакалаврской работы рассматриваются основные понятия, характеризуется объект исследования, раскрывается его сущность, проводится реферативный анализ литературы, сопоставляются взгляды отечественных и зарубежных ученых на исследуемую проблему. Обзор научной литературы позволяет автору рассмотреть эволюцию вопроса в историческом аспекте, проследить тенденцию развития на современном этапе, выделить основные концепции и точки зрения на проблему.
Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы.
Во второй главе исследуется состояние проблемы, заявленной в теме бакалаврской работы, например в учреждении социокультурной сферы.
Материалами для анализа могут быть планы работы учреждения, организационно-управленческая структура, годовые отчеты, внутренняя статистика, бухгалтерская отчетность и другая служебная и статистическая документация, изученная во время прохождения преддипломной практики.
В результате анализа определяются положительные стороны, недостатки в работе учреждения социально-культурной сферы при решении той или иной проблемы, намечаются пути устранения этих недостатков.
Анализ состояния дел в учреждении социально-культурной сферы предполагает обработку собранных данных за последние три года и проводится с использованием различных методов: сравнительного, диагностического, системно-логического, структурно-функционального, программно-целевого и других.
В третьей главе осуществляется разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на основе проведенного анализа. Намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы.
Автор должен суметь раскрыть содержательную сторону тех практических замыслов и решений, которые направлены на достижение целей и задач бакалаврского исследования.
Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение
Предлагаемые к реализации решения сопряжены с затратами, поэтому любые практические рекомендации должны быть социально или экономически выгодными.
Обосновывая свои рекомендации, выпускник должен показать его социальные, экономические и другие преимущества перед существующими аналогами, раскрыть его значение для практического применения и показать эффективность предлагаемых мероприятий.
Это может быть социальная или экономическая оценка эффективности предлагаемых мероприятий для совершенствования деятельности субъектов социально-культурной сферы
Заключение. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Обучающийся обобщает итоги проведенного бакалаврского исследования, показывает полученные результаты, вскрывает степень решения поставленных задач, что дает представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности рекомендаций.
В заключении проводится обобщение всех полученных результатов и их соотношение с общей целью и поставленными задачами, формулируются положения нового знания и практической ценности проведенного исследования, которое выносится на обсуждение и оценку профессиональной и научной общественности в процессе публичной защиты выпускной квалификационной работы. Объем заключения должен составлять 3-5 страниц.
Библиографический список составляет одну из существенных частей выпускной квалификационной работы и отражает самостоятельное исследование обучающегося.
Из общего объема источников, размещенных в библиографическом списке, наличие ссылок в содержании работы должно быть не менее, чем на 70% источников. Каждое включённое в список издание должно быть оформлено в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Приложения необязательная часть выпускной квалификационной работы. В приложения включаются материалы, позволяющие углубить понимание содержания и методики проведённого исследования, например, фрагменты экспериментальных программ, таблицы, графики, копии подлинных документов, отдельные положения из инструкций и правил, рисунки, фотографии, статистические данные, методические разработки и т. п. Объём приложений формируется с учётом специфики проведённого исследования.
Приложения оформляется как продолжение выпускной квалификационной работы на последних страницах в специальном разделе, на лицевой стороне которого даётся заголовок «Приложение». Приложения не входят в общий объем ВКР. Нумерация страниц делается только внутри приложений, сквозная нумерация не осуществляется.
4. сбор и обработкА материала по теме ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ работы
Сбор информационного материала для выпускной квалификационной работы целесообразно начинать в процессе прохождения практик на старших курсах.
Работа с литературой начинается студентом сразу после выбора темы и закрепления за ним руководителя и продолжается на протяжении всей работы по избранной теме исследования.
Необходимо выписывать наиболее важную информацию, содержащую критические замечания по технологии и организации досуга, управлению, планированию, оплате труда, персоналу и другим вопросам, касающимся темы выпускной квалификационной работы. При этом следует приводить мнение разных авторов по нерешенным проблемам и анализировать их.
По каждому проработанному источнику необходимо записать название, фамилию и инициалы автора, место издания, год издания. Для журнальных статей и сборников, кроме того, следует указать их название, номер, том, выпуск. Результаты изучения литературных источников оформляют в первой главе бакалаврской работы «Теоретические основы изучения проблемы».
Подобранная литература по теме бакалаврской работы должна быть изучена студентом и законспектирована. На основе критического анализа отобранного и проработанного материала студенту предоставляется возможность глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы и увязать теоретический материал с практикой социально-культурной деятельности субъектов.
Сбор и изучение литературы по теме должен дополняться сбором и изучением законодательных актов, нормативных положений. Это позволяет раскрывать тему бакалаврской работы наиболее полно, в системе с учетом теории, методологии, практики и избежать на этой основе нарушений законодательных актов при разработке выводов и предложений по рассматриваемой проблеме.
Необходимая литература подбирается студентом по предметным каталогам (компьютерным базам), библиографическим справочникам библиотеки института, по каталогу выпускающей кафедры, а также других библиотек.
Сбор фактического (информационного) материала для второй главы является одним из наиболее ответственных этапов подготовки и написания выпускной квалификационной работы. Ее своевременное и качественное написание в решающей степени зависит от полноты и качества собранного материала.