Файл: Практическое задание 2 Хамидуллина Е. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание №2 Хамидуллина Е. А

  1. Раскройте общие положения системной теории. Дайте определение понятию «система». Определите набор факторов, влияющих на семейную систему, попробуйте показать, как они проявляют себя. Дайте общую характеристику семейной системы.

Семейная системная психотерапия М. Боуэна. Данное направление сформировалось к середине 50-х гг. XX столетия. В боуэновской системной теории есть два основных понятия — сплоченность и индивидуальность. В идеале эти две силы находятся в равновесии. Нарушение же этого равновесия приводит к состоянию, которое Боуэн обозначил как «слияние», «недифференцированность».

Теория была создана между 1963 и 1967 гг. и включала в себя шесть концепций:

1. Концепция о дифференциации Я;

2. Концепция о триангуляции;

3. Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи;

4. Концепция о проективных процессах в семье;

5. Концепция о многопоколенной передаче;

6. Концепция об эмоциональном разрыве.

В 1975 г. Боуэн добавил к своей теории две новые концепции:

7. Концепция о позиции сиблингов;

8. Концепция о социальной регрессии.

Теория Боуэна содержит две основные переменные: уровень тревоги (или эмоционального напряжения) и степень дифференциации Я. Все организмы способны адаптироваться к сильной тревоге, справиться с короткими приступами тревоги. Но когда тревожность возрастает и становится хронической, в организме возрастает напряжение (внутри себя или в системе отношений). Напряжение приводит к появлению симптомов или дисфункций (физической, эмоциональной или социальной). Существует феномен заражения тревожностью – тревога может быстро распространяться в семье или в обществе. Любой человек в разное время может иметь разный уровень хронической тревоги и выглядеть нормальным при одном уровне тревожности и ненормальным при другом, более высоком уровне.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции). Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии.


Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (там же). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому целесообразно работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.

Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. В этом психотерапевтическом подходе утверждается, что намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Это - так называемый принцип тотальности системы.

Конечность пространства системы означает, что у любой семьи есть границы, а вне их – среда. Существует некий набор факторов, воздействующих на семейную систему и изменяющих ее состояние. Все они так или иначе структурируют содержание жизнедеятельности семьи, могут увеличить стресс и тревогу в семье или успокаивать или снижать напряжение.

Фактор – Социально-экономическая обстановка

Может или препятствовать заключению брака, или, наоборот, способствовать ему.

Фактор- Доходы

Требует наличия работы, что структурирует время пребывания всех членов семьи вместе определяет материальный уровень жизни семьи, в некоторых случаях круг общения.

  1. Великий голландский философ Б. Спиноза сформулировал оригинальный взгляд на любовь. Он писал, что если мы полюбим кого-либо, кого прежде ненавидели, то эта любовь будет сильнее, чем в случае, если бы ее не предваряла ненависть. Справедливо ли, на ваш взгляд, это утверждение?

На мой взгляд, справедливо т.к. ненависть такое же субъективное чувство, как и любовь, имеющее яркую окраску и проявление. Если причиной для ненависти были субъективные факторы, то в последующем они могут нивелироваться и пропасть

, вызывая к объекту противоположные чувства

 3. На основе анализа научной литературы составить описание причин семейных дисфункций, составить описание здоровой семьи, перечислить принципы взаимодействия в здоровой семье.

Нормально функционирующая семья — это семья, которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума.


Дисфункциональная семья - в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления горизонтальных и вертикальных стрессоров. Горизонтальные (нормативные) стрессоры - критические точки прохождения семьей стадий жизненного Цикла. Вертикальные стрессоры подразумевают формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других.

Семье, в которой возникают споры, есть различные мнения, есть понимание что у всех есть различия и особенности, и решение проблем проходит мирным путем. Нормально функционирующая семья справляется с конфликтами и различиями с доверием, уважением и непредубежденностью. В ней позволено и поощряется иметь собственные мысли, высказываться и жить собственной жизнью в соответствии с собственными желаниями. Противоположность этой семье – семья Дисфункциональная. В ней существует злоупотреблениями, дискриминацией, манипуляциями, словесным насилием и т.д. В такой семье обычно наблюдается нарциссизм или даже психопатическое поведение.

Выделяют два их типа причин семейных дисфункций: проблемы, связанные с резким изменением образа жизни семьи (жизненного стереотипа) (заключение брака, начало семейной жизни, рождение ребенка, смерть члена семьи). Проблемы, которые связаны с кумулятивной трудностью, то есть их наложением - например, необходимость принятия решений целого ряда проблем сразу после появления в семье ребенка, а именно окончание получения образования, усвоение специальности, решение жилищной проблемы, ухода за ребенком.

 4. Американский психолог Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви. В чем суть данной теории? Какие три составляющих компонента в любви он рассматривал?


Это близость, страсть и обязательства.

Близость - чувство эмоциональной общности, единства, привязанности, сопричастности друг другу. Это чувство возникает, например, когда у вас есть общая тайна, общая цель, и т.д.

Страсть - сильное притяжение к объекту, желание его; включает в себя влюбленность и чувство сексуальной или романтической привлекательности.

Обязательства - в краткосрочной перспективе решение оставаться с партнером, создавать, поддерживать и развивать отношения; в долгосрочной перспективе планирование совместного будущего или совместных достижений.

5. 1. Подготовьте письменный отчет по следующим вопросам:

- Что происходит с семьей в современном мире?

 - Почему около 80% браков заканчиваются разводом?

- Каковы основные причины разводов?

 - Почему высокий уровень социально-экономического развития не гарантирует сохранность брака?

- Сохранится ли семья как социальный институт? (Если сохранится, то в каком виде?).

Сегодня брак имеет нестабильную структуру и является не вполне надежным семейным институтом. Факторами, которые влияют на нестабильность семейной системы яв-ся:

1. Перегрузки и физическое истощение.

2. Финансовая нестабильность в семье.

3. Поздняя сепарация из родительского гнезда при совместном проживание или ее отсутствие.

5. Гиперконтроль со стороны родителей и навязывание собственного опыта.

5. Неоправданные ожидания от брака и, как следствие разочарование в партнере

6. Злоупотребление властью, навязывание мнения одному из супругов, как единственное верное.

7. Зависимости.

Не смотря на все факторы, негативно влияющие на развитие и становление семьи , как социальный институт она не пропадет , а лишь изменится согласно текущему времени: гендерные роли перераспределятся согласно доминирующему доходу в семье, правила взаимодействия установятся вне зависимости влияние из вне, способность разговаривать на одном языке развивается уже сейчас и , как следствие культивируется и берется за основу морали договоренностей.


 6. Посмотрите фильм «Любовь и голуби» (1984).

Ответьте на вопросы:

- Как Вы считаете, какой кризис настиг многодетную деревенскую семью?

- Как Вы думаете, какие факторы повлияли на распад семьи?

Данный конфликт можно отнести к области семейного конфликта, а конкретно типичные межличностные конфликты между супругами и конфликты во взаимодействии родителей и детей.


  1. Главная героиня. Ей свойственно в силу отсутствия образования и развития в коммуникативных навыках, рассматривать членов семьи, как возможную сферу своего деспотичного влияния: бесконечные обвинения мужа в инфантилизме, отсутствие сопереживания к семейной трагедии старшей дочери и, как итог абсорбция внимания на собственной ситуации в браке. Так же она достаточно абъюзивна по отношению к детям и применяет множественные акты психологического насилия по отношению к ним. После просмотра создается четкое впечатление, что дети для нее возможность просто иметь рычаги давления на мужа.

    Василий – инфантильный, так же неразвивающийся мужчина, который всячески пытается показать жене, что он чего-то да стоит.


Кризис происходит из-за неудовлетворённости потребности в позитивных эмоциях и поддержке: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания, различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.