Файл: Особенности управления национальными окраинами в xviii веке.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад на тему: «Особенности управления национальными окраинами в XVIII веке»
Выполнил: студент 101 группы Натыров Иван
В XVIII веке территория России значительно расширяется. И во второй половине XVIII в. екатерининское правительство берет твердый курс на ликвидацию некоторых привилегий в трех важнейших районах Российской империи — в Прибалтике, Украине и Сибири.
Прибалтика
В период Северной войны (1700--1721 гг.) в состав России была включена большая часть Прибалтики, составив Рижскую (Лифляндскую) и Ревельскую (Эстляндскую) губернии. Законодательными актами Петр I сохранил за прибалтийским немецким дворянством и бюргерством старинные привилегии и систему сословного дворянского управления и суда, сложившуюся еще в период шведского господства XVI--XVII вв.
Во главе губернии стоял назначаемый верховной властью генерал-губернатор, ему помогали советники из местных дворян. Финансовыми делами прибалтийских губерний руководила Камер-коллегия, судебными — Юстиц-коллегия. Апелляционной инстанцией был Сенат.
В местном управлении важную роль играли сословные дворянские органы (ландтаги), избиравшие Дворянский конвент в Лифляндии и Эстляндии.
Дворянский комитет в Эстляндии, суды, полицию и прокуратуру. Деятельность сословных органов направлялась коллегией советников.
В городах органами сословного управления были магистраты и ратуши, действовали сословные суды (торговые, коммерческие, строительные ит.п.).
В 1744 г. создана Выборгская губерния, в которой также сохранялись сословные органы шведских дворян и бюргеров.
С конца 1780-х гг. на прибалтийские губернии распространилось действие Устава благочиния и Жалованных грамот. Однако унификация системы местного управления проходила с трудом: из общегосударственных учреждений здесь появились только губернатор, губернское правление, прокурор и Казенная палата. Все остальные органы губернии избирались дворянством, сохранялась старая система сословных учреждений.
Украина
На протяжении всего XVIII в. Россия вела наступление на автономию Украины. Сепаратистские планы казачьей старшины, направленные на отторжение Украины от России, поддерживались шляхетской Польшей и султанской Турцией. Это толкало правительство на ограничение и стеснение политических прав казачьей старшины, на отмену в отдельные периоды выборности гетманов. С другой стороны, страх перед народными волнениями на Украине и сложная международная обстановка вынуждали
правительство идти на уступки казачьей старшине, искать с ней союза, восстанавливая ее привилегии и выборность гетманов.
Воспользовавшись изменой гетмана Мазепы и части казачьей старшины в 1709 г., Петр 1 учредил для надзора за гетманом должность резидента. С начала 1722 г. за гетманом надзирала Малороссийская коллегия — правительственное учреждение, подчиненное Коллегии иностранных дел и состоящее из шести царских офицеров. За казачьей старшиной в городах надзирали коменданты. В 1727 г. Малороссийская коллегия была упразднена, а гетманом избран миргородский полковник Даниил Апостол, после смерти которого (1734 г.) управление Украиной перешло в ведение коллегиального органа из царских чиновников и представителей старшины — «Правления гетманского уряда».
Недовольство народных масс возросшей феодальной эксплуатацией и обострившиеся отношения с Турцией вынудили царское правительство на союз с казачьей старшиной. В 1750 г. по указанию из Петербурга гетманом Украины был избран граф Кирилл Григорьевич Разумовский — брат фаворита Елизаветы Петровны — Алексея Григорьевича Разумовского.
Новый гетман ознаменовал свое правление раздачами земель и крепостных на Украине старшине и хлопотами по восстановлению автономии Украины, которая существовала при Богдане Хмельницком. Однако даже всемогущество Разумовских не помогло притязаниям старшины. Гетману приходилось подчиняться экспедиции малороссийских дел при Сенате.
В 60-70-е годы начинается освоение юга Украины, присоединенного к России после первой русско-турецкой войны. Место сбора всех недовольных, в том числе беглых крепостных крестьян, старинная казачья республика - Запорожская Сечь была ликвидирована.
В 1781 г. на Украине упраздняется старинное административно-территориальное деление на полки, ас 1782 г. распространяется «Учреждение о губерниях» с общероссийскими учреждениями и чиновниками. Свободные казаки были превращены в разновидность государственных крестьян, а старшина слилась с русским дворянством.
На Правобережной Украине после присоединения ее к России (1793 г.) также были открыты общегосударственные учреждения. С начала XIX в. специфика управления Украиной почти исчезла.
Сибирь
Остальные национальные окраины в XVIII в. (Белоруссия и Литва, Уфимская и Оренбургская губернии, Сибирь) имели мало отличительных особенностей. Царское правительство предпочитало распространять на них общегосударственные порядки и учреждения.
Петровские преобразования поверхностно коснулись Сибири. В 1708 году весь край был объединен в одну губернию с центром в Тобольске. Сибирский приказ был упразднен в 1710 году, а его функции переходили к сибирскому губернатору. Первым сибирским губернатором был назначен князь Матвей Гагарин. Впоследствии вопиющие злоупотребления заставили царя назначить следствие над Гагариным и приговорить его к смертной казни.
Вторая губернская реформа 1719 – 1724 гг. внесла в сибирское управление более кардинальные перемены. Вся губерния была поделена на провинции (Тобольская, Енисейская и Иркутская) во главе с вице-губернаторами. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. Однако, уже в конце 20-х гг. вернулись к старой системе управления – уезды во главе с воеводами. Низшей территориальной единицей оставалась волость. В 1730 году был восстановлен Сибирский приказ, но права его были существенно ограничены: изъяты дипломатические отношения, управление промышленностью, ямская служба. Таким образом, органы государственной власти в Сибири обладали практически неограниченными полномочиями, как и в XVII веке. Но в отличие от XVII века, вводилась более строгая и централизация и субординация. Все правовые распоряжения приходили из центра в Тобольск. Но в 1736 году Иркутский губернатор получил административную самостоятельность и стал подчиняться непосредственно правительству. Так было положено начало делению Сибири на Западную и Восточную.
В 1760-х гг. начался новый виток реформирования управления Сибирью, более унифицировавший ее с Россией. В 1763 году окончательно упраздняется Сибирский приказ. Сибирская губерния начинает управляться на общих основаниях наряду с прочими российскими губерниями. Сибирские дела распределяются по центральным правительственным учреждениям – коллегиям, а с 1802 года – по министерствам. Однако, сибирские губернаторы подчиняются непосредственно Сенату и лично монарху.
Казахстан
На протяжении всего XVII века казахам приходилось противостоять набегам джунгар. Однако даже под угрозой поглощения джунгарским ханством разрозненные казахские племена не могли объединиться, чтобы дать отпор, и были вынуждены обратиться за помощью к соседям. В то время как часть ханов выступала за заключение мирного договора с Джунгарией, другая часть предлагала объединиться с Цинским Китаем против джунгар. Однако окончательное решение было принято в пользу хана Абулхаира из Младшего жуза, который в 1731 году предложил заключить военно-политический союз с Россией. Так началось постепенное присоединение казахский территорий к Российской империи. Хан Абулхаир и казахи Младшего и Среднего жуза добровольно перешли в подданство Российской империи, однако практически до конца XVII столетия Россия придерживалась политики невмешательства во внутренние дела казахских ханств. В то же время империя выполняла свои обязательства по защите казахов от внешних вторжений, как со стороны джунгар, так и со стороны Ирана. На границе Сибири и казахских территорий было
возведено несколько оборонительных линий, которые постепенно продвигались все дальше и дальше вглубь казахских земель. Среди кочевого населения авторитет России еще больше укрепился после того, как российская миссия освободила из джунгарского плена влиятельного султана Среднего жуза хана Аблая. Таким образом, среди казахской политической элиты сложилось представление о России как о мощном, развитом государстве, которое могло выступить защитником ее интересов в регионе, надежным союзником и посредником в разрешении местных межэтнических конфликтов.
Заключение:
Абсолютистская монархия в течение всего XVIII столетия неуклонно проводила политику централизации и постепенной ликвидации остатков былой самостоятельности некоторых пограничных и окраинных районов. Путем реформ в таких районах царизм укреплял свою социальную опору в лице местной знати и имущих слоев. Процесс феодализации, который интенсивно развивался в присоединенных к России районах, приводил к слиянию местной знати с российским дворянством, к консолидации всего господствующего класса независимо от национальности отдельных его представителей.
Источники:
-
Особенности управления национальными окраинами в XVIII веке – [Электронный ресурс] – https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_gosudarstvennogo_apparata _socialnaya_politika_ekateriny_ii/upravlenie_okrainami_v_xviii_v/ (дата обращения: 06.11.2022) -
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высшая школа, 1968. – С. 144-148. – [Электронный ресурс] –https://studfile.net/preview/5899077/ (дата обращения: 06.11.2022) -
Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII-XIX веков / под ред. Л.В. Милова – М.: Эксмо, 2006. – С. 288-297. – [Электронный ресурс] – https://imwerden.de/pdf/istoriya_rossii_XVIII-XIX_vekov_2006.pdf (дата обращения: 06.11.2022) -
Зуев А. С. Сибирь: вехи истории (XVI – XIX вв.). – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1998. – С. 138-142. – [Электронный ресурс] – http://dcbs-nvkz.narod.ru/virt-knij-vyst/ja-grajdanin/zuew_sibir.html (дата обращения: 06.11.2022) -
Казахстан в XVIII веке – [Электронный ресурс] – https://statehistory.ru/5539/Rossiyskaya-imperiya-i-Kazakhstan-v-18-19-vv/ (дата обращения: 06.11.2022)