Файл: Муниципальное общеобразовательное учреждение беломестненская средняя общеобразовательная школа белгородского района белгородской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОМЕСТНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
308570, РФ, Белгородская область, Белгородский район, с. Беломестное, ул. Центральная, д. 64,
тел./факс (4722)299171, E-mail belschool@mail.ru
«Согласовано» Руководитель МО Богданова В.А. ________________________ Протокол № от ______________ | «Согласовано» Заместитель директора школы МОУ «Беломестненская СОШ» Богданова В.А. _____________________ ____________________ | «Утверждаю» Директор МОУ «Беломестненская СОШ» Литвиненко Е.А. ___________________ Приказ № _____________________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу
«В мире геометрии»
Возрастная группа обучающихся: 15-17 лет, 10-11 классы
Направление развития личности: общеинтелектуальное
Разработана учителем Шмелевой Н.М.
с. Беломестное, 2022г.
Аннотация
Рабочая программа составлена в соответствии с:требованиями компонента Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программой по математике; по геометрии “Программы общеобразовательных школ: Геометрия. 10-11 кл.”/ Сост. Т.А.Бурмистрова. М «Просвещение» 2010г.;учебным планом МОУ «Беломестненская СОШ» на 2022 – 2023 учебный год.
Программа выполняет три основные функции:
-
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. -
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. -
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию, к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Цели курса:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; -
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности; -
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; -
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
-Формировать представления об эстетическом потенциале и практической значимости геометрии.
-Развивать умения применять полученные знания при решении практических задач на местности;
-Вовлекать учащихся в практическую, проектную деятельность с целью личностного развития.
-Формировать коммуникативные умения и навыки в совместной деятельности.
-Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике.
-Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству
Возрастная группа обучающихся:
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована для обучающихся 10-11 классов, возраст обучающихся - 15-17 лет.
Место курса в плане внеурочной деятельности:
Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 17часов (II полугодие )
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности
, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В после школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономики, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
Содержание внеурочной деятельности
1.Понятие многогранника. Тетраэдр и параллелепипед. Построение сечений.
2. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.
3. Цилиндр, конус, шар Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
4. Объёмы тел.Понятие объёма. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение математики на уровне основного общего образования дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
личностные:
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; -
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; -
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; -
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
метапредметные:
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; -
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, -
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; -
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; -
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
предметные:
-
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; -
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса; -
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире -
овладение геометрическим языком -
использовать свойства, признаки и формулы площадей геометрических фигур для решения различных задач.
В результате изучения курса обучающийся должен
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; -
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; -
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; -
строить сечения куба, призмы, пирамиды; -
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); -
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; -
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; -
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства
Формирование ключевых компетентностей:
-
готовность к самообразованию; -
готовность к использованию информационных ресурсов; -
готовность к социальному взаимодействию; -
коммуникативная компетентность.