Файл: Отчет об учебной практике научноисследовательской работе в фгбоу во мичуринский гау.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Термин дистанционный тандем был введен в 2001 г. на VII международной конференции исследователей тандема (Internationale Tandemtage fur Internet). Он обозначал процесс коммуникации двух или более людей (изучающих ИЯ методом тандема, находящихся на значительном расстоянии друг от друга), достигаемой при помощи ИКТ или традиционных средств дистанционного общения, как телефон, факс, почта (перевод наш. – М. Н.).
Гельмут Браммертс заметил, что дистанционный тандем может быть синхронным и несинхронным.
Первые несинхронные тандемы осуществлялись с помощью бумажной, а позднее и электронной почты. Синхронный дистанционный тандем осуществляется по телефону, а также при помощи интернет-телефонии (Skype, FaceTime и др.), мессенджеров (WhatsApp, Viber, ICQ, AOL Instant Messenger, 3CX Phone и др.), которые позволяют добиться эффекта присутствия. Во избежание терминологической путаницы необходимо заметить, что в западно-европейской методике приняты разные обозначения для синхронного и несинхронного дистанционного тандемов.
Несинхронный дистанционный тандем чаще обозначается термином eTandem, в то время как синхронный обозначается как телетандем (Teletandem).
Итак, при сравнении ранних форм тандема с современными проявляются следующие различия:
1. Потеря значения языкового курса как компонента тандема: сначала обучение на языковых курсах былоглавной составляющей тандемных программ. Со временем его часть сократилась до дополнительных часов преподавания грамматики, а потом совсем исчезла. Наряду с этим сегодня обучающиеся должны больше времени проводить в тандеме, чтобы, с одной стороны, совершенствовать коммуникативные навыки в аутентичных ситуациях и, с другой стороны, учиться самостоятельно направлять учебный процесс, то есть самостоятельно решать, что должно быть пройдено.
2. Разработка специальных упражнений по ИЯ для тандема: тандемные задания никогда не переставалиразвиваться. Каждый опыт проведения тандемных занятий привносил что-то новое в разработку тандемных материалов. Задания должны были заставить обучающихсяобратить внимание на собственный потенциал, на личноекультурно-языковое развитие.
3. Концентрация на культурно-языковых аспектах: первые тандемные задания несли на себе заметный отпечаток грамматико-переводного метода. Тогда особое внимание уделялось усвоению определенных языковыхформ. В настоящее время большее внимание уделяетсякультурным и культурно-языковым аспектам.
4. Повышение уровня автономности участников: материалы, предлагаемые для рассмотрения участникамтандема, не являются обязательными для выполнения.Партнеры должны сами решать, когда и о чем они хотятразговаривать. Темы и материалы могут быть использованы при самостоятельном планировании обучения. Организаторы ожидают от участников самостоятельности вопределении индивидуальных учебных целей.
Метод case study
Инновационная педагогическая деятельность является одной из важных составляющих учебно-воспитательного процесса в современном школьном образовании и способствует использованию интерактивных методов обучения. При интерактивном обучении как особой формы организации учебно-познавательной деятельности необходимо создать комплекс психолого-педагогических и организационных условий обучения, способствующих достижению личностного и академического, а в будущем и профессионального успеха обучающегося.
Для решения образовательных задач при обучении иностранному языку использует метод case study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), который, на наш взгляд, является одним из самых эффективных в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов и старшеклассников. Обучающимся необходимо полностью погрузиться в реальную жизненную ситуацию, решение которой предполагает несколько вариантов. Описываемый в данной статье метод является одним из примеров использования имитационного моделирования в обучении иностранному языку. К теоретико-практическим основаниям метода можно отнести проблемно-поисковый анализ, прагматическое обучение, ориентацию на создание ситуаций выбора, обучение через осмысление собственного опыта.
Метод case study активно используется в практике обучения экономическим и правовым дисциплинам. Тем не менее, в современной методической литературе нет единого определения сути данного метода, недостаточно разработаны и сформулированы принципы, требования и методические рекомендации к разработке и использованию кейсов при обучении иностранным языкам.
Метод case study появился в начале ХХ в. в Гарвардской школе бизнеса как переложение опыта преподавания юридических дисциплин, суть которого сводилась к разбору конкретных ситуаций из судебной практики на управленческие дисциплины. Применение данного метода осуществляется в форме интенсивного тренинга с использованием современных технических средств. Для реализации метода отводится до 90% учебного времени. Описание должно содержать 25 страниц текста и 5-10 страниц дополнительной информации. Отметим, что все данные должны быть взяты из реальной жизни, чтобы обучающиеся могли почувствовать себя участниками подлинных событий.
Идеи прагматической философии Д.Дьюи, предполагающие применение метода проектов, который воссоздает реальные жизненные ситуации, распространялись в сфере образования с 20-х годов ХХ века. В отечественном педагогике метод case study, близкий по своей сути методу проектов, используется также с этого времени. С начала 90-х годов ХХ века данный метод стал применяться в системе школьного образования. По мнению М.И. Клюевой, «зарубежный и российский метод case study имеют схожие черты: представлены в виде ситуационных практических заданий, имеют аналогичную методику и цели (развитие логического и аналитического мышления, самостоятельности в поиске и принятии решения, формирование навыков работы в группе, подготовка к различным жизненным ситуациям)».
В научной литературе можно найти различные определения метода сase-study, встречаются также разные названия этого метода. Например, А.П. Панфилова рассматривает метод ситуационного обучения, а метод анализа кейсов выделяет как его разновидность. М.В. Золотова и О.А. Демина считает, что «данный метод является интегрированным профессиональным подходом, развивающим навыки чтения, говорения и аудирования».
А.М. Долгоруков определяет метод case study как «продвинутый» метод обучения и выделяет его сильные стороны: возможность работы в группах на едином проблемном поле; использование принципов проблемного обучения; возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций; возможность создания собственных моделей деятельности, выработки навыков простого обобщения информации.
Анализируя исследования ученых, можно сделать вывод о том, что метод case study является интегративным методом, его использование способствует развитию критического, аналитического мышления и формированию коммуникативных навыков межличностного общения. В процессе разработки и решения конкретной ситуации обучающиеся учатся аргументировано излагать свою точку зрения, задавать вопросы, принимать участие в дискуссии, быть толерантным к мнению собеседника. Все это создает основу для дальнейшей эффективной работы в группе, взаимного обмена информацией. Данный метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». «Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. По отношению к другим технологиям обучения метод case study можно представить как сложную систему использования других методов: моделирования, системного анализа, мысленного эксперимента, метода описания, классификации, дискуссии, игровых методов и др.
На занятиях иностранного языка разбор реальных ситуаций осуществляется последовательно и поэтапно. Целесообразно выделить подготовительный, активный, аналитический и корректирующий этапы.
Первый, подготовительный, этап связан с комплексной творческой работой учителя по подготовке реальной ситуации, которая должна отображать конфликтную ситуацию, содержащую привлекательное описание характеров персонажей и условий; включать скрытую проблему, допускающую много вариантность действий по ее решению. Выделяют процедуру проектирования (обдумывание проекта кейса) и процедуру конструирования (написание текста кейса). Отметим, что роль учителя иностранного языка состоит в определении цели создания реальной ситуации и результатов творческой работы в группах обучающихся, а также в отборе источников для выполнения совместного задания. Учитель определяет, каким кейс будет по типу. Тип кейса зависит от цели и задач урока (уроков), этапа обучения иностранному языку. Особое внимание на уроках иностранного языка в современной школе уделяется разработке учебно-познавательных, аналитических, информационных кейсов. Во время подготовительного этапа обучающиеся знакомятся с предысторией предлагаемой учителем проблемы, распределяют роли в группах/микрогруппах с учетом интересов обучающихся.
Второй, активный, этап представляет собой работу в группах/микрогруппах с целью обсуждения возможных вариантов решения проблемы и проведения совместного анализа ситуации, определения способов выхода из проблемной ситуации.
На третьем, аналитическом, этапе вырабатывается совместное решение, оформляются результаты группового анализа, которые поддерживаются большинством участников обсуждения. Предъявление решения (групповое) производится в виде презентаций. «Обучающимся необходимо проанализировать полученную информацию и аргументировать свою точку зрения, высказываясь от лица предложенной роли, адекватно отреагировать на другие возможные варианты, представить своё решение проблемы. Затем предлагается презентация собственного варианта решения проблемы, ответ на вопросы участников других групп и уточнение своих предложений». Важным на данном этапе является самооценка (фиксация личных достижений или недочетов, внесение необходимой коррекции в процессе обучения).
Четвертый, корректирующий, этап представляет собой анализ результатов обучения, направленный на совершенствование технологии применения метода case study в процессе обучения иностранному языку, а также анализ деятельности учителя.
III. Освоение методологических и методических принципов построения научно- исследовательских программ и работ
Большую роль в успешном осуществлении педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективна. Поэтому при организации педагогических исследований очень важно исходить не только из достижений педагогической теории, но и из развития практики. Без глубокого и всестороннего научного анализа будущей практической деятельности обучающихся невозможно наметить эффективные пути совершенствования образовательного процесса в вузах.
Основными общенаучными методами являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация.
Синтез (от греч. synthеsis – соединение) – это метод исследования, который позволяет соединять элементы (части) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между элементами и познавать объекты исследования как единое целое. Например, переход от исследования напряженно-деформированного состояния отдельного стержня в сопротивлении материалов к стержневой системе (раме, ферме, арке и их комбинациям) в строительной механике. При изучении любого конкретного объекта исследования анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаимосвязаны.
Анализ (от греч. аnаlysis – разложение) – это метод исследования, заключающийся в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта, или его признаки, свойства, отношения), при этом каждая из частей исследуется отдельно. Например, представление реального здания или сооружения в виде расчетной схемы и метод сечений. Наиболее общая черта современной науки – это стремление к теоретическому синтезу. Он дает возможность объединять предметы или знания о них, то есть осуществлять их систематизацию. Системный подход в науке позволяет глубже синтезировать знания о предмете исследования
Индукция (от лат. inductiоn – наведение) – это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов и сделанное заключение полностью рассматривает изучаемое явление, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное заключение позволяет составить лишь ориентировочное мнение об изучаемом объекте. Но это мнение может быть недостоверным.