Файл: Отчет об учебной практике научноисследовательской работе в фгбоу во мичуринский гау.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Тема 2. Содержание и структура инновационной педагогической деятельности

Основы педагогической инноватики. Образование и новая экономика. Стратегические ориентиры системных изменений высшего образования в современном обществе. Инновационные процессы как социально-культурный феномен. Инновационный уклад образования. Критерии инновационных процессов в образовании. Педагогическая инноватика как отрасль педагогической науки. Основные понятия педагогической инноватики: новация, инновация, инновационный процесс. Законы реализации инновационных процессов. Структуры инновационного процесса. Педагогические новшества.Классификация инноваций в образовании как развитие способности к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности.  Акмеологические основания инновационной деятельности. Модель инновационной деятельности педагога. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога.

 

VII. Индивидуальные консультации с научным руководителем

Индивидуальные консультации с научным руководителем проводились регулярно с 25 января 2021 г. по 20 февраля 2021 г. Научный руководитель разработал индивидуальные задания, выполняемые  в период прохождения Учебной практики научно-исследовательской работы; оказал методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий.

 

VIII. Проектирование содержания дисциплин историко-филологической направленности

Дисциплина «Актуальные проблемы историко-филологической науки»

Раздел 1. Актуальные проблемы и тенденции развития

исторической науки в XX-XXI вв.

Тема 1. Основные тенденции развития мировой исторической науки во второй половине ХХ в. и их влияние на состояние отечественной исторической школы

Основные тенденции в развитии мировой исторической науки, сформировавшиеся в 1970-1980-е гг. и заложившие основы развития мирового исторического сообщества в начале XXI в.


Тема 2. Особенности историографической ситуации 1980-х гг. и «кризис исторической науки» России первой половины 1990-х годов. Различные трактовки единого прошлого

Различные трактовки единого прошлого. Термины и проблемы, циклы и ритмы. Исторический факт, объективность и достоверность исторического знания. История как наука об уникальных и единичных явлениях. Дискуссии о предмете и статусе истории. Дискуссии по вопросам развития исторического процесса. Историческое сознание, историческая память и истолкование прошлого.

Тема 3. Актуальные проблемы и тенденции развития исторической науки

на рубеже ХХ- XXI в. Теоретико-методологические дискуссии

Состояние российского исторического научного сообщества в конце ХХ в. Развитие исторической науки в России в первом десятилетии XXI века и влияние основных течений мировой исторической науки на состояние отечественной исторической школы. Формирование историографических школ. Основные тенденции в исторической науке. Цивилизационный и культурно-исторический подходы к изучению прошлого. Социальная история и историческая антропология. Компаративная история как одно из ведущих направлений современной исторической науки. Дискуссионные проблемы истории. Характеристика узловых проблем российской исторической науки. Систематизация, обобщение и распространение отечественного и зарубежного методического опыта в области изучения исторической науки.

Тема 4. Теоретические основы исторических исследований

Основные тенденции развития российской исторической науки как отражение плюралистичности взглядов на исторический процесс в XXI веке. Сочетание общенаучных принципов: историзма, объективности и всесторонности. Историко-сравнительный, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный, культурологический, феноменологический, статистический, эвристический, аналитико-библиографический методы и метод контент-анализа исторического исследования, применимые в историческом исследовании.

Тема 5. Методологические основы исторических исследований

Российская историография в первом десятилетии XXI века и основные направления ее развития. Основные векторы развития методологических исследований. Плюралистичность историографической культуры. Системный и полидисциплинарный подходы в историческом исследовании. Сочетание общенаучных принципов: историзма, объективности и всесторонности. Профессиональная коммуникация в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности в области исторической науки. Социальные, этноконфессиональные и культурные различия при решении задач в области исторической науки. Профессиональное и личностное самообразование при решении задач в области исторической науки. Задачи инновационной образовательной политики в области исторической науки. Методические модели, методики, технологии и приемы обучения в процессе освоения исторической науки.



 

Раздел 2. Актуальные проблемы и тенденции развития отечественной

и зарубежной лингвистики

Тема 6. Статус современной лингвистики как науки.

Общая характеристика основных лингвистических направлений и школ

Объект, предмет, цели и задачи современной лингвистики. Ее место в ряду гуманитарных и естественных наук. Роль языка в формировании общей культуры личности и социуме. Современная лингвистика в свете парадигмальной теории Т. Куна. Понятия «научной парадигмы» и «научной революции». Факторы, определяющие смену парадигм в науке. Отличительные парадигмальные черты современной лингвистики: экспансионизм, антропоцентризм, функционализм, экспланаторность. Общая характеристика основных лингвистических направлений и школ. Из истории формирования ключевых направлений лингвистических исследований. Эволюция в понимании базовых лингвистических дефиниций. Систематизация, обобщение и распространение отечественного и зарубежного методического опыта в области изучения филологической (лингвистической) науки.

Тема 7. Актуальные вопросы когнитивной лингвистики и лингвокульторологии

Когнитивизм как общенаучное направление: общие принципы когнитивных исследований. Роль когнитивного направления в современной мировой лингвистике. Язык как объект когнитивной лингвистики: соотношение языка и мышления, язык как способ познания (Дж. Лакофф, Ч. Филлмор). Понятие концепта, языковой и концептуальной картин мира (А.Н. Баранов, Е.С. Кубрякова, Е.В. Рахилина и др.). Концепт и слово. Изучение языка в его неразрывной связи с культурой − основа современных лингвокультурологических исследований. Лингвокультурология как «гуманитарная дисциплина, изучающая воплощѐнную в живой национальный язык и проявляющуюся в языковых процессах материальную и духовную культуру» (В.А. Маслова), «целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы культурных ценностей, отражѐнных в языке, контрастивный анализ лингвокультурологических сфер разных языков (народов) на основании теории лингвистической относительности» (гипотеза Сепира − Уорфа). Рассмотрение особенностей национальной картины мира и языкового сознания носителей как некоего «ментально-лингвального комплекса» (В.В. Красных).

Тема 8. Современные психолингвистические исследования:

специфика проблематики и методологии.

Суггестивная лингвистика: круг актуальных вопросов

Психолингвистика как наука, изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания. Из истории возникновения. Описание речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи (концепция А.А. Залевской). Анализ развития языка в свете теории онтогенеза (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин). Функции речевой деятельности. Лингвистический и психолингвистический эксперименты в исследовании процессов производства и восприятия речи.
Понятие о суггестии как внушении, возможности навязывания человеку / обществу определенной программы поведения, управления его сознанием и подсознанием. Метод вербальной мифологизации (И. Черепанова) и его реализация в разных сферах жизнедеятельности человека.

Тема 9. Лингвоперсонология. Основные направления

в изучении теории языковой личности.

Современные исследования в гендерной лингвистике

Лингвоперсонология как «субьектноцентрическое» (Е.Ф. Серебренникова) направление современных лингвистических исследований, исходящее из осмысления субьекта языка в его включенности в речемыслительную деятельность и с учетом его разноаспектных связей с другими носителями языка и окружающим миром. Понятие языковой личности (В.П. Нерознак, Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, А.А. Ворожбитова, Н.Д. Голев, В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, К.Ф. Седов, Е.В. Иванцова и др.) и различные аспекты ее изучения. Гендерная лингвистика − научное направление в составе междисциплинарных гендерных исследований. Научное представление о гендере как социокультурном поле и его осмысление при помощи лингвистического «инструментария». Отражение гендера в языка. Исследования коммуникативного, в том числе, − речевого, поведения мужчин и женщин как носителей определенных социокультурных типов.

Тема 10. Современные направления исследований в социо- и этнолингвистике. Текстоцентризм современной лингвистики. Теория дискурса

Язык и общество. Социолингвистика как раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования (А. Мейе, У. Вайнрайх, У. Лабов, А. Селищев). Взаимосвязь между языковыми и социальными структурами. Социальная дифференциация языка. Язык и нация. Национальные языки как историческая категория. Слово как форма передачи этнокультурной информации. Текстоцентрическое направление в современной лингвистике: лингвистика текста, стилистика текста, коммуникативная стилистика текста. Различные подходы в осмыслении понятия «дискурс» в современной науке. Точки зрения западных (Э. Бенвениста, Р.-А. де Богранда, Т.А. Ван Дейка, Р. Барта, П. Серио и др.) и отечественных ученых (Е.С. Кубряковой, В.И. Карасика, М.Л. Макарова, В.З. Демьянкова, М.К. Бисималиевой и др.) на соотношение ключевых понятий «текст» и «дискурс». Виды дискурсов. Понятие о дискурс-анализе.

Тема 11. Прикладная лингвистика: проблемы и перспективы развития


Юрислингвистика, речевая конфликтология. Корпусная лингвистика. Прикладная лингвистика как научное направление, специализирующееся на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях. Особенности функционирования языка в правовой сфере (работы В.Н. Базылева, А.Н. Баранова, Ю.А. Бельчикова, Е.И. Галяшиной, Н.Д. Голева, М.В. Горбаневского, Т.В. Губаевой, В.И. Жельвиса, В.И. Карасика, А.А. Леонтьева, Ю.С. Сорокина, Б.Я. Шарифуллина и др.). Юрислингвистика как специфическая отрасль лингвистического знания. Обусловленность ее появления возросшей необходимостью повышения уровня массового правосознания в современных исторических условиях, а также существованием социального заказа на исследование юридических аспектов функционирования языка как на уровне отдельных инвективных единиц, так и в целом конфликтогенных по своей природе текстов. Понятие речевого конфликта и его виды. Речевой конфликт в аспекте текстоведения и юрислингвистики. Корпусная лингвистика − раздел языкознания, занимающийся разработкой, созданием и использованием лингвистических корпусов. Лингвистический корпус как совокупность текстов, собранных в соответствии с определенными принципами, размеченных по определенному стандарту и обеспеченных специализированной поисковой системой. Профессиональная коммуникация в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности в области филологической (лингвистической) науки. Социальные, этноконфессиональные и культурные различия при решении задач в области филологической (лингвистической) науки. Профессиональное и личностное самообразование при решении задач в области филологической (лингвистической) науки. Задачи инновационной образовательной политики в области филологической (лингвистической) науки. Методические модели, методики, технологии и приемы обучения в процессе освоения филологической (лингвистической) науки.

Дисциплина «Основы межкультурного профессионального общения»

Раздел 1. Профессиональное общение и межкультурные деловые коммуникации

1.1 Профессиональное общение. Понятие и сущность. Виды и формы. Виды коммуникативных барьеров.