ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока Живого мира в 4 классе подготовила и провела учитель начальных классов Григорьева Клавдия Алексеевна.
Тема: «Полевые растения: пшеница, рожь, овёс»
Цель урока. Формирование представлений учащихся о полевых растениях. Учить детей узнавать, называть и характеризовать растения поля, учить различать части растений.
Задачи урока.
Обучающие. Уточнить и систематизировать знания учащихся о полевых растениях: пшеница, рожь, овес; учить сравнивать растения по внешним признакам; расширить представления о строении растений, их использовании.
Развивающие. Развивать умение связности высказываний, умение последовательно выражать свои мысли.
Коррекционные. Развивать мышление через умение выделять существенные признаки и свойства, умение находить сходные и отличительные признаки. Развивать умение делать словесно-логические обобщения.
Здоровьесберегающие: Развитие мелкой моторики рук, упражнение на дыхание, зарядка для глаз.
Направления в сфере формирования жизненных компетенций: Формирование внимания и интереса к новизне изучаемого материала, целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени. Формирование умения устанавливать взаимосвязь между человеком и природой.
Воспитательные. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. Развивать умение работать самостоятельно и в совместной деятельности.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Оборудование.
Гербарий пшеницы, овса; зерно пшеницы, овса, контейнеры, соломинки; изделия из пшеничной муки: мука пшеничная, печенье, манная крупа, вермишель, изделия из ржаной: мука ржаная, печенье, изделия из овсяной муки: хлопья овсяные, каша овсяная «Нестле», овсяное печенье; презентация к уроку «Полевые растения. Пшеница, рожь, овёс». Видеофизминутка «Про дождик и рожь», видеофильм «Откуда к нам хлеб пришёл», песня «Русское поле»
Ход урока
Этап урока, задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(приветствие, организация внимания школьников) | - Встаньте дружно, поприветствуем гостей и поделимся с ними частицей своего хорошего настроения. - Сегодня урок я хочу начать с замечатель- ной песни (Русское поле) (слайд ) | Приветствие гостей. Слушают песню |
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация субъектного опыта учащихся; обеспечить мотивацию учения учащихся) | - Что вам известно про поле? ( Слайд ) - Давайте поиграем в игру четвёртый лишний (Слайд ). - Повторите, какие слова были лишние. -Где растут эти растения? -Значит, какие они? | Ответы детей Дети выбирают лишнее слово. (пшеница, рожь, овёс) -На поле. -Полевые -Полевые растения: пшеница, рожь, овёс. Ответы детей |
IIIСообщение темы и цели: | - Так что же мы сегодня будем изучать на уроке? – С какой целью мы будем изучать эти растения? -О чём хотите узнать на уроке? | Ответы детей |
| - Как вы думаете, зачем люди выращивают на полях эти культуры? -Отгадайте загадку: (Слайд ) Есть такие слова: «Он всему голова» Хрустящей корочкой одет, Мягкий чёрный, белый … -Из чего пекут хлеб? - А зёрна, каких растений используют для приготовления муки? (Слайд ) | Хлеб из муки Ответы детей |
IV. Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания изученного (обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, алгоритма ответа; создать условия усвоения восприятия изучаемого материала; выявить пробелы | - Эти растения люди выращивают с глубокой древности. (Слайд )
- По мнению ученых, самой первой люди начали выращивать пшеницу. (СЛАЙД) – - Где растет пшеница? -Послушайте стихотворение о пшенице | Рассматривают картину (на полях) Донской С. и Шестаков Ж. читают стихи |
Зарядка для дыхания Упражнение на мелкую моторику рук. Физминутка для глаз | 2. Работа с демонстрационным материалом. - Давайте посмотрим, как же выглядит пшеница? (На доске гербарий иллюстрация). -Расположить карточки строение пшеницы (На доске) - А остальные ребята на карточках (Подписать части растения пшеницы). -Проверим с помощью (слайда), правильно ли выполнили задание. - Для чего нужен корень? - Посмотрите на стебель пшеницы, что можно сказать о нем? - У вас на парте лежат соломинки для коктейля. Зарядка для дыхания -Подуйте в них. Какие они внутри? -Вот такой же пустой стебель имеет и пшеница. - стебель у пшеницы очень прочный, не ломается. - Для чего нужен стебель? - Что расположено на стебле? - Какую форму имеют листья? -Что расположено в верхней части стебля? - Спелые зерна пшеницы окружены твердой оболочкой, защищающей от высыхания зерна. - Перед вами стоит коробочка с зёрнами, но вот беда в ней смешаны горох и пшеница, давайте переберём эти зёрна. - Рассмотрите зерна пшеницы. Какие они? (Попробуйте раздавить) - Что изготавливают из зёрен пшеницы? (Показ выставки) - Хлеб из пшеничной муки отличается пышностью, отменным вкусом. - В нашем Забайкальском крае тоже выращивают пшеницу. Пшеница имеет большое разнообразие сортов. Слайд (видеофизминутка) Беседа - Оказывается, у пшеничного хлеба есть родной брат – ржаной хлеб. Пекут его из ржаной муки. (СЛАЙД – поле ржи.) Стихотворение «Рожь» - Пшеницу выращивают в теплых краях, а там, где холодно спасает людей рожь. (Показ картинки ржи) Работа с демонстрационным материалом. - Давайте рассмотрим, как же выглядит рожь? - Какие сходства с колосом пшеницы вы видите? -Какие различия? (Слайд ) - Сравните муку пшеничную и ржаную. (Слайд ) - А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и скажите, о каком полевом растении в нём говорится? (Стихотворение Овёс) Беседа. (СЛАЙД –поле овса) - Сеять овес в нашей стране стали намного позднее, чем пшеницу и рожь. Люди отмечают, что мука из овса низкого качества и хлеб не получается вкусным и пышным. - Овес - злаковая культура, в которой содержится много полезных веществ, необходимых для организма человека. - Овес очень неприхотлив, он может расти в любой местности, было бы достаточно влаги. 2. Работа с демонстрационным материалом. Прикрепить на доску – колос и карточку - Давайте рассмотрим, как же выглядит овес? - Какие сходства с колосом пшеницы и ржи вы видите? -Какие различия? (На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями: семя овсяное, кашу овсяную «Нестле», овсяное печенье) - Овсяной кашей стараются кормить детей, ведь в переводе с латинского языка слово «овес» обозначает «быть здоровым» -Овес ценится за то, что является незаменимым кормом для лошадей и др. животных и птицы. | Ответы детей. Индивидуально у доски Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает о пшенице. (Служит для укрепления в почве всасывает воду (дети дуют в соломинку от коктейля несколько раз) (Связывает все части растений, дает опору листьям) Листья (Длинные, узкие). (Колос с зернами). Дети отделяют горох от пшеницы Имеют овальную форму, короткие, твердые, желтого цвета) (муку пшеничную, хлеб, печенье, манную крупу, вермишель) Читает Обухов М. рассматривают Ответы детей (Цветки у овса собрались в раскидистую метёлку). |
V. Этап закрепления новых знаний (обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания) Видеоролик «Откуда к нам хлеб пришёл» Слайд Физминутка с движениями Подведение итога работы. |
Возьмите карточку с небольшим рассказом. Прочитайте. Напишите, о каком растении говорится в тексте. -------------Злаковое растение, которое человек специально выращивает. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Из зёрен этого растения делают муку, пекут белый хлеб. --------------Самое высокое злаковое растение. Не боится холодов. Полевое растение. Из неё пекут тёмный хлеб. -----------Злаковое растение, имеющее пышную метёлку. Ценная культура. Из неё делают муку, крупу «Геркулес». - Для индивидуальной работы -Прочитаете, отгадайте загадку Шумит в полях под синим небом, И кормит всех нас белым хлебом. Злак этот древностью гордится – Уж десять тысяч лет ... (Пшенице.) Этот злак вмиг отгадает Тот, кто знает из чего Чёрный хлеб нам выпекают. Назови-ка мне его. (Рожь.) В поле – метелкой, в мешке – золотом. (Овес) - Какой самый главный продукт изготавливают из этих культур? -А вы хотели бы узнать, как появляется хлеб? - В этом нам поможет видео. -Очень трудно выращивать хлеб - Сейчас и мы попробуем. Выполняем все движения: - Мы зерно сеяли, сеяли, - Дождик поливал, поливал, - Росточки вырастали, вырастали, -Колоски наливались, наливались, - Мы пшеницу косим, косим, - А затем молотим, молотим, - На мельницу везем, да везём, - Жерновами мелем, да мелем, - Из муки мы месем, да месем, - В печку мы сажаем, сажаем, Ох и вкусный! Вдыхаем! Работа по карточкам «От зерна до каравая» Слайд ( кто затрудняется карточка-помощница) ИТОГ. Оценивание работы. Работа по вопросам. - Сравните все растения: пшеницу, рожь и овес. - Что общего у этих растений? - В чем различия? | - ( Шестаков, Обухов, Костин, Дорофеев) (Донской, Златина) хлеб Просматривают видеоролик «Откуда к нам хлеб пришёл» Дети выполняют все движения, повторяя за учителем Работают по карточкам Подводят итог проделанной работы. |
VI. Этап рефлексии (инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками) | - В начале урока я спросила, о чем бы вы хотели бы узнать на уроке. Кто получил ответ на свой вопрос? - Давайте подведем итог нашего урока. СЛАЙД Задание называется «Продолжи предложение». Я узнал…… Я повторил…… Я удивился……. Я запомнил…… . ИТОГ урока. Оценки | Ответы детей |
стихи
1.В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится,
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок
2.У пшеницы путь особый,
Чтобы зёрна стали сдобой
Нужно солнышком налиться,
Дождевой воды напиться,
Постоять под небесами
Золотыми колосками,
Покачаться на ветру
И однажды поутру
Соберут в снопы пшеницу,
Увезут в село, в станицу
На крылатой мельнице
зёрна перемелются
чьей-то доброю рукой
Станут зёрнышки мукой.
3.Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный,
Как первоклашка в школе..
Его расти научит
Любой весенний дождик,
А каждый вешний лучик
Раскрасит, как художник.
Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
4.Золотой в росе овес,
В дымке солнечной, овсяной,
Раскудрявился, подрос
Ты на радость северянам.
И тяжел налив зерна,
распушив метелок гроздья,
лишь к началу сентября
дорогим явился гостем.