Файл: Полевые растения пшеница, рожь, овёс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока Живого мира в 4 классе подготовила и провела учитель начальных классов Григорьева Клавдия Алексеевна.
Тема: «Полевые растения: пшеница, рожь, овёс»

Цель урока. Формирование представлений учащихся о полевых растениях. Учить детей узнавать, называть и характеризовать растения поля, учить различать части растений.

Задачи урока.

Обучающие. Уточнить и систематизировать знания учащихся о полевых растениях: пшеница, рожь, овес; учить сравнивать растения по внешним признакам; расширить представления о строении растений, их использовании.

Развивающие. Развивать умение связности высказываний, умение последовательно выражать свои мысли.

Коррекционные. Развивать мышление через умение выделять существенные признаки и свойства, умение находить сходные и отличительные признаки. Развивать умение делать словесно-логические обобщения.

Здоровьесберегающие: Развитие мелкой моторики рук, упражнение на дыхание, зарядка для глаз.

Направления в сфере формирования жизненных компетенций: Формирование внимания и интереса к новизне изучаемого материала, целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени. Формирование умения устанавливать взаимосвязь между человеком и природой.

Воспитательные. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. Развивать умение работать самостоятельно и в совместной деятельности.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления знаний

Оборудование.

Гербарий пшеницы, овса; зерно пшеницы, овса, контейнеры, соломинки; изделия из пшеничной муки: мука пшеничная, печенье, манная крупа, вермишель, изделия из ржаной: мука ржаная, печенье, изделия из овсяной муки: хлопья овсяные, каша овсяная «Нестле», овсяное печенье; презентация к уроку «Полевые растения. Пшеница, рожь, овёс». Видеофизминутка «Про дождик и рожь», видеофильм «Откуда к нам хлеб пришёл», песня «Русское поле»
Ход урока

Этап урока,

задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. I. Организа-

  2. ционный этап

(приветствие, организация внимания школьников)

- Встаньте дружно, поприветствуем гостей и поделимся с ними частицей своего хорошего настроения.

- Сегодня урок я хочу начать с замечатель-

ной песни (Русское поле) (слайд )

Приветствие гостей.
Слушают песню


II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(актуализация субъектного опыта учащихся;

обеспечить мотивацию учения учащихся)

- Что вам известно про поле? ( Слайд )

- Давайте поиграем в игру четвёртый лишний (Слайд ).
- Повторите, какие слова были лишние.
-Где растут эти растения?
-Значит, какие они?



Ответы детей
Дети выбирают лишнее слово.

(пшеница, рожь, овёс)

-На поле.
-Полевые

-Полевые растения: пшеница, рожь, овёс.

Ответы детей


IIIСообщение темы

и цели:



- Так что же мы сегодня будем изучать на уроке?
– С какой целью мы будем изучать эти растения?

-О чём хотите узнать на уроке?


Ответы детей






- Как вы думаете, зачем люди выращивают на полях эти культуры?
-Отгадайте загадку: (Слайд )

Есть такие слова:

«Он всему голова»

Хрустящей корочкой одет,

Мягкий чёрный, белый …

-Из чего пекут хлеб?
- А зёрна, каких растений используют для приготовления муки? (Слайд )



Хлеб

из муки

Ответы детей

IV. Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания изученного

(обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, алгоритма ответа; создать условия усвоения восприятия изучаемого материала; выявить пробелы



- Эти растения люди выращивают с глубокой древности. (Слайд )


  1. Беседа.

- По мнению ученых, самой первой люди начали выращивать пшеницу. (СЛАЙД) –

- Где растет пшеница?
-Послушайте стихотворение о пшенице

Рассматривают картину
(на полях)
Донской С. и Шестаков Ж. читают стихи



Зарядка для дыхания

Упражнение на мелкую моторику рук.

Физминутка

для глаз


2. Работа с демонстрационным материалом.

- Давайте посмотрим, как же выглядит пшеница? (На доске гербарий иллюстрация).
-Расположить карточки строение пшеницы

(На доске)
- А остальные ребята на карточках (Подписать части растения пшеницы).
-Проверим с помощью (слайда), правильно ли выполнили задание.

- Для чего нужен корень?

- Посмотрите на стебель пшеницы, что можно сказать о нем?

- У вас на парте лежат соломинки для коктейля.

Зарядка для дыхания

-Подуйте в них. Какие они внутри?
-Вот такой же пустой стебель имеет и пшеница.

- стебель у пшеницы очень прочный, не ломается.

- Для чего нужен стебель?
- Что расположено на стебле?
- Какую форму имеют листья?

-Что расположено в верхней части стебля?
- Спелые зерна пшеницы окружены твердой оболочкой, защищающей от высыхания зерна.

- Перед вами стоит коробочка с зёрнами, но вот беда в ней смешаны горох и пшеница, давайте переберём эти зёрна.
- Рассмотрите зерна пшеницы. Какие они? (Попробуйте раздавить)

- Что изготавливают из зёрен пшеницы? (Показ выставки)

- Хлеб из пшеничной муки отличается пышностью, отменным вкусом.
- В нашем Забайкальском крае тоже выращивают пшеницу. Пшеница имеет большое разнообразие сортов.

Слайд (видеофизминутка)
Беседа

- Оказывается, у пшеничного хлеба есть родной брат – ржаной хлеб. Пекут его из ржаной муки. (СЛАЙД – поле ржи.)
Стихотворение «Рожь»
- Пшеницу выращивают в теплых краях, а там, где холодно спасает людей рожь.

(Показ картинки ржи)
Работа с демонстрационным материалом.

- Давайте рассмотрим, как же выглядит рожь?

- Какие сходства с колосом пшеницы вы видите?

-Какие различия? (Слайд )


- Сравните муку пшеничную и ржаную.
(Слайд )
- А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и скажите, о каком полевом растении в нём говорится?

(Стихотворение Овёс)
Беседа.

(СЛАЙД –поле овса)

- Сеять овес в нашей стране стали намного позднее, чем пшеницу и рожь. Люди отмечают, что мука из овса низкого качества и хлеб не получается вкусным и пышным.

- Овес - злаковая культура, в которой содержится много полезных веществ, необходимых для организма человека.

- Овес очень неприхотлив, он может расти в любой местности, было бы достаточно влаги.

2. Работа с демонстрационным материалом.

Прикрепить на доску – колос и карточку

- Давайте рассмотрим, как же выглядит овес?

- Какие сходства с колосом пшеницы и ржи вы видите?

-Какие различия?
(На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями: семя овсяное, кашу овсяную «Нестле», овсяное печенье)

- Овсяной кашей стараются кормить детей, ведь в переводе с латинского языка слово «овес» обозначает «быть здоровым»

-Овес ценится за то, что является незаменимым кормом для лошадей и др. животных и птицы.


Ответы детей.


Индивидуально у доски


Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает о пшенице.
(Служит для укрепления в почве всасывает воду


(дети дуют в соломинку от коктейля несколько раз)

(Связывает все части растений, дает опору листьям)

Листья
(Длинные, узкие).
(Колос с зернами).

Дети отделяют горох от пшеницы
Имеют овальную форму, короткие, твердые, желтого цвета)
(муку пшеничную, хлеб, печенье, манную крупу, вермишель)

Читает Обухов М.

рассматривают

Ответы детей


(Цветки у овса собрались в раскидистую метёлку).


V. Этап закрепления новых знаний

(обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания)

Видеоролик «Откуда к нам хлеб пришёл»

Слайд
Физминутка с движениями

Подведение итога работы.

  1. Работа по карточкам

Возьмите карточку с небольшим рассказом. Прочитайте. Напишите, о каком растении говорится в тексте.

-------------Злаковое растение, которое человек специально выращивает. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Из зёрен этого растения делают муку, пекут белый хлеб.
--------------Самое высокое злаковое растение. Не боится холодов. Полевое растение. Из неё пекут тёмный хлеб.
-----------Злаковое растение, имеющее пышную метёлку. Ценная культура. Из неё делают муку, крупу «Геркулес».
- Для индивидуальной работы

-Прочитаете, отгадайте загадку
Шумит в полях под синим небом,

И кормит всех нас белым хлебом.

Злак этот древностью гордится –

Уж десять тысяч лет ...

(Пшенице.)
Этот злак вмиг отгадает

Тот, кто знает из чего

Чёрный хлеб нам выпекают.

Назови-ка мне его.

(Рожь.)

В поле – метелкой,

в мешке – золотом.

(Овес)

- Какой самый главный продукт изготавливают из этих культур?

-А вы хотели бы узнать, как появляется хлеб?
- В этом нам поможет видео.


-Очень трудно выращивать хлеб

- Сейчас и мы попробуем. Выполняем все движения:

- Мы зерно сеяли, сеяли,

- Дождик поливал, поливал,

- Росточки вырастали, вырастали,

-Колоски наливались, наливались,

- Мы пшеницу косим, косим,

- А затем молотим, молотим,

- На мельницу везем, да везём,

- Жерновами мелем, да мелем,

- Из муки мы месем, да месем,

- В печку мы сажаем, сажаем,

Ох и вкусный! Вдыхаем!

Работа по карточкам «От зерна до каравая» Слайд

( кто затрудняется карточка-помощница)
ИТОГ. Оценивание работы.

Работа по вопросам.

- Сравните все растения: пшеницу, рожь и овес.

- Что общего у этих растений?

- В чем различия?


- ( Шестаков, Обухов, Костин, Дорофеев)

(Донской, Златина)


хлеб

Просматривают видеоролик «Откуда к нам хлеб пришёл»


Дети выполняют все движения, повторяя за учителем


Работают по карточкам
Подводят итог проделанной работы.


VI. Этап рефлексии

(инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками)

- В начале урока я спросила, о чем бы вы хотели бы узнать на уроке. Кто получил ответ на свой вопрос?

- Давайте подведем итог нашего урока. СЛАЙД

Задание называется «Продолжи предложение».

Я узнал……

Я повторил……

Я удивился…….

Я запомнил……

.

ИТОГ урока. Оценки



Ответы детей






















стихи

1.В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится,
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок

2.У пшеницы путь особый,

Чтобы зёрна стали сдобой

Нужно солнышком налиться,

Дождевой воды напиться,

Постоять под небесами

Золотыми колосками,

Покачаться на ветру

И однажды поутру

Соберут в снопы пшеницу,

Увезут в село, в станицу

На крылатой мельнице

зёрна перемелются

чьей-то доброю рукой

Станут зёрнышки мукой.

3.Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе..

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

4.Золотой в росе овес, 
В дымке солнечной, овсяной, 
Раскудрявился, подрос 
Ты на радость северянам.
И тяжел налив зерна, 
распушив метелок гроздья, 
лишь к началу сентября 
дорогим явился гостем.