Файл: Комплексные единицы словообразования Выполнили Нуртазина М. Нуршакул Н.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексные единицы словообразования
Выполнили: Нуртазина М.Нуршакул Н.
Толегенова А.

Комплексные единицы системы словообразования формируются противопоставлениями разного рода:соотношением однокоренных слов и соотношением слов, имеющих разные корни, но одно и то же словообразовательное строение.

Повторим эти понятия
Производные слова-это слова, значение которых обусловлено семантикой других однокоренных с ними слов
Производящая база - структурная часть, общая для –
производного и производящего.
Словообразовательная пара- двухкомпонентная единица словообразовательной системы, связанная отношениями словообразовательной мотивации.
Словообразовательный формант-наименьшее в формальном и семантическом отношении средство, которым производное слово отличается от производящего.
Словообразовательное значение-это значение, которое устанавливается на основании семантического соотнесения производного и производящего слов.

Словообразовательный тип это комплексная единица словообразовательной системы,
объединяющая производные слова на основании трех характеристик:

1) отнесенность всех производящих слов к одной части речи;
2) общее словообразовател ьное значение;
3) общий словообразователь ный формант.

Издатель, учитель, строитель
эти
слова
относятся
к
одному
словообразовательному типу, так как и
х
объединяет:
1) часть речи производящего - глаго
л
(издавать, учить, строить);
2)
словообразовательное
значение
наименование лиц по профессии;
3)
словообразовательный
формант
-
суффикс -тель.


Словообразовательная
категория
это совокупность производных слов, объединенная общностью словообразовательного значения

Слова
водитель, ученик, умелец,
стрелок, разносчик
относятся к одной
словообразовательной
категории имен деятеля

Словообразовательная модель
-
это схема построения
производных слов,
относящихся к одному
словообразовательному
типу (с учетом
морфонологических
изменений).

По словообразовательной модели:
основа прил. +-инк-(суф.) (со значением признака,
проявляющегося в слабой степени)
образованы слова
горчинка,лукавинка, слабинка, кислинка,задоринка.
Для этой модели характерны:
чередования парных твердых / мягких, заднеязычных и
шипящими, усечение основ

Словообразовательная парадигма
-
это совокупность
производных слов,
связанных отношениями
производности с одним и
тем же производящим
словом и находящихся на
одной ступени
словопроизводства

виноград-ин(а)
виноград-ник
виноград-арь
виноград-н(ый)
(един.)
(место)
(лицо)
(признак)
виноград—>
Например,

Словообразовательная цепочка
- это ряд слов, находящихся в
отношениях последовательной
производности
Например, черствый (исх. слово) -
черств-е(ть) -> за-черстветь -›
зачерстве-л(ый) -> зачерствел-ость


Словообразовательное гнездо
- это упорядоченная отношениями
производности совокупность
однокоренных слоВ