Файл: Лекция по теме 5 Правовое регулирование цифровых активов и цифровых прав учебной дисциплины Информационное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
» (например, Pay PalЯндекс.Деньги), включая специальные мобильные приложения, рассчитанные исключительно на мобильные телефоны (например, M-Pesa), а также выпускаемые банками и небанковскими учреждениями предоплаченные смарт-карты (пластиковые карты со встроенным микропроцессором, куда записан эквивалент денежной стоимости, которая заранее оплачена организации-эмитенту, например, карты систем VisaCash и Mondex, транспортные карты).

В российском праве мобильная фиатная валюта регламентируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе), в котором используется другое понятие – «электронные денежные средства» (что представляется совершенно оправданным с учетом указанного выше). В п. 18 ст. 3 Закона сформулировано определение электронных денежных средств, а в Памятке Банка России «Об электронных денежных средствах» дается более упрощенное понятие, согласно которому под «электронными денежными средствами» понимаются «безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа (далее – ЭСП)», а в свою очередь ЭСП – «в частности, так называемые "электронные кошельки", доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения, а также банковские предоплаченные карты». Иными словами, по смыслу Закона о национальной платежной системе электронные денежные средства – это безналичные денежные средства, для хранения и осуществления которых используются новые технологии: «электронные кошельки» и банковские смарт-карты.

По-иному определены электронные деньги в европейском законодательстве. В частности, в ст. 2 Директивы 2009/110/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об учреждении и деятельности организаций, эмитирующих электронные деньги, о пруденциальном надзоре за их деятельностью, а также об изменении Директив 2005/60/EC и 2006/48/EC и об отмене Директивы 2000/46/EC» (далее – Директива 2009/110/EC) указывается: «электронные деньги» означает хранимую в электронном виде, в том числе и на магнитном носителе, представленную в виде требований к эмитенту стоимость в денежном выражении, эмитируемую при получении денежных средств для проведения платежных трансакций, определение которых приведено в статье 4(5) Директивы 2007/64/ЕС, и принимаемую физическими или юридическими лицами, отличными от эмитента электронных денег». Иными словами, по смыслу Директивы электронные деньги – это денежная сумма, (1) которая представляет собой денежное обязательство эмитента, (2) запись о которой фиксируется и хранится на электронном носителе, доступ к которому есть у пользователя, и (3) которая принимается как средство платежа третьими лицами.


В литературе отмечается, что в отличие от Европейского союза, в праве которого электронные деньги трактуются как денежную стоимость, в США они понимаются как новый тип денежных услуг, в связи с чем в США обращение электронных денег подпадает под регулирование соответствующих правил для банковских и платежных систем, принятых на федеральном уровне и на уровне штатов. На федеральном уровне, в частности, действуют Правила «Об электронном переводе средств» (Electronic Funds Transfers (Regulation E), 61 Fed. Reg. 19, 696 (1996); далее – Правила Е), которые применяются к финансовым институтам, предоставляющим электронные платежные услуги (к ним относятся как банки, так и небанковские организации). В Правилах Е под устройством доступа понимается карта, код и другие способы доступа к счету пользователя или любую комбинацию из них, которая может быть использована для перевода электронных денег, однако Правила не распространяются на предоплаченные смарт-карты (включая транспортные, магазинные подарочные и телефонные).

 

Валюта виртуальных миров (игровая валюта)

 

Валюта виртуальных миров (игровая валюта) представляет собой разновидность виртуального имущества, к которому относят также, к примеру, игровое оружие и технику, способности и внешность аватара (персонажа), зелья и снадобья, артефакты и проч. Доступ к такому «имуществу» может получить лишь зарегистрированный пользователь соответствующей игры: при заключении пользовательского соглашения правообладатель/оператор игры принимает на себя обязательство предоставлять пользователю доступ к функционалу своего информационного продукта в целом, включая возможность приобретать, пользоваться и распоряжаться игровым имуществом в соответствии с правилами игры (о чем я уже писала ранее).

Является ли игровая валюта деньгами с правовой точки зрения? Бесспорно нет, причем не только потому что это не наличная и не государственная валюта.

Поясняя, прежде всего должна указать, что в любом случае «хождение» игровой валюты ограничено рамками соответствующей игры: эта валюта предназначена только для целей данной игры, только для пользователей данной игры – вне данной игры ее просто не существует (как и иного виртуального имущества). Причем игровой валютой (средством платежа в игре и средством обращения в игре) может стать любой виртуальный «предмет» – это могут быть не только серебряные монеты, но и волшебные кристаллы, и золотые орлы, и зубы дракона, и проч. в зависимости от предпочтений разработчиков и целей самой игры.



Накопление игровой валюты позволяет аватару (персонажу) приобретать виртуальное имущество и повышать свой уровень, открывает для него больше возможностей в достижении игровых задач, что в конечном счете улучшает игровой процесс для пользователя. С позиций понимания игры как информационного продукта подобные улучшения расширяют для пользователя функционал игры, что и представляет для него ценность как потребителя информационного продукта (а не абстрактное «обрастание» виртуальным имуществом, которое может быть утрачено, например, в случае закрытия игры).

С учетом сказанного можно сделать следующий вывод: как не является аватар (персонаж) игры реальным субъектом права, так и игровая валюта в правовом смысле не может рассматриваться в качестве денег. Это связано с тем, что имущественную ценность виртуальное имущество имеет не само по себе, а только в контексте соответствующего информационного продукта.

 

Валюта корпоративного значения

 

Валюта корпоративного значения – это привычные для всех вознаграждения клиентов за лояльность к компании (это, например, бонусы или баллы за каждую покупку, которые можно тратить при следующих покупках, либо скидка в виде возврата части стоимости покупки (кешбек) в виде бонусов или денежных средств на банковскую карту, либо накопленные мили, которые могут быть учтены при приобретении билета, и т.п.), поощрения сотрудников компании в системе обучения и мотивации (это, например, баллы или фишки, которые могут быть обменены на неденежные бонусы (дополнительный день отпуска или выходной) либо потрачены на товары в корпоративном магазине, оплату услуг салона красоты или фитнеса и т.д.), поощрения социальной сетью своих пользователей (в виде «кредитов» на покупку игр и приложений и т.п.).

Как и предыдущая, рассматриваемая «валюта», конечно, не может признаваться деньгами. Но, выступая во многих случаях заменителем законного платежного средства, валюта корпоративного значения должна быть причислена к денежным суррогатам, выпуск которых, как указывалось выше, прямо запрещен ст. 27 Закона о Банке России.

Применительно к проблематике денежных суррогатов в целом специалисты обращают внимание на следующее. Во-первых, несмотря на прямой запрет введения денежных суррогатов закон не предусматривает ответственность за его нарушение. Во-вторых, в публикациях подчеркивается отсутствие в законе дефиниции понятия «денежный суррогат», что создает неопределенность в отношении того, что же подпадает под это понятие. В-третьих, характеризуя денежные суррогаты, юристы акцентируют внимание на негативном характере данного явления со ссылками на то, что, например, в 1993-1994 г. оно имело массовый характер, когда предприятия ввиду своей неплатежеспособностью вводили денежные суррогаты для расчетов со своими работниками.  


Учитывая, что введение валюты корпоративного значения обусловлено исключительно маркетинговыми целями – изучением рынка, прогнозированием предпочтения клиентов, поддержкой связи с ними, предоставлением соответствующих спросу товаров и услуг и т.д. – за этой «валютой» нет негативного шлейфа, она представляет собой один из обычных инструментов ведения бизнеса. С учетом этого в 2016 г. было предложено исключить валюту корпоративного значения из числа денежных суррогатов посредством включения в ст. 27 Закона о Банке России абзаца второго, содержащего  следующее положение: «Не признаются денежными суррогатами объекты имущественных прав, возникающие в результате исполнения сторонами обязательств по договорам гражданско-правового характера и используемые в целях стимулирования приобретения товаров, работ, услуг» (проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Однако упомянутый законопроект, подготовленный Минфином России так и не был внесен Государственную Думу.   

 

Криптовалюта

 

Криптовалюта сходна с фиатной национальной валютой в том, что она тоже не имеет реального обеспечения, вследствие чего также заслуживает наименование «символические деньги». Но на этом сходство между ними заканчивается.

Как указывалось ранее, эмиссией фиатной национальной валюты в форме бумажных банкнот и металлических монет занимается государство в лице Центрального банка; фиатная валюта имеет номинальную стоимость и принимается по этой стоимости; она обязательна к принятию на всей территории государства, используется в качестве законного платежного средства, а также для создания накоплений и сбережений. Совсем другие характеристики имеет криптовалюта, изначально отнесенная в России к числу запрещенных законом денежных суррогатов. Но выявление ее черт следует предварить разграничением типов блокчейна, что предопределяет различия в сущности основанных на них криптовалют.

Блокчейн представляет собой технологию хранения и передачи данных на основе определенного алгоритма. Это технология предполагает объединение множества транзакций в блок, который после его проверки (валидации) связывается к предыдущими блоками, образуя цепочку, что и объясняет название технологии (англ. block chain – цепочка блоков). В рамках настоящей статьи значение имеет градация блокчейна на два основных типа – публичный и частный (приватный).


Публичный блокчейн общедоступен – любое лицо имеет доступ к данным, записанным в блоки, и вправе записывать данные о транзакциях, которые будут объединяться в новые блоки. Он прозрачен – все данные в блоках открыты, все транзакции публичны. Этот тип блокчейна децентрализован: во-первых, он не имеет единого места хранения – поддержанием его работоспособности занимаются все его участники, дублирующие данные, во-вторых, он не имеет единого центра (органа) управления – совершаемые транзакции собираются в блоки, каждый из которых проверяется узловыми компьютерами – нодами, равными между собой. Безопасность блокчейна объясняется его неизменностью: данные блоков, уже включенных в цепочку, изменены быть не могут.

Самой известной криптовалютой на базе публичного блокчейна является, разумеется, биткоин. Собственно, сама технология блокчейн (являющаяся разновидностью технологии распределенных реестров, разработанной еще в 1970 г.) получила известность с момента публикации в сети интернет статьи с описанием протокола и принципами работы именно системы биткоин. Эта статья – «Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System» – была опубликована под авторством Сатоши Накомото в октябре 2008 г., а уже в начале 2009 г. была запущена первая версия биткойн-кошелька и сеть биткойн.

Таким образом возникла первая глобальная децентрализованная электронная платежная система, использующая собственные цифровые монеты (англ. coin — монета). Эта система цифровых переводов и расчетов не требовала привлечения посредников (в лице банков или иных финансовых организаций), поэтому она рассматривается как альтернатива традиционным платежным системам и исключает возможность национального правового регулирования: в различных правопорядках могут лишь решаться вопросы допустимости использования такой криптовалюты в качестве средства платежа, налогообложения деятельности, связанной с оборотом криптовалюты и проч.

Вследствие сказанного криптовалюта на базе публичного блокчейна, являясь в полном смысле цифровыми деньгами, представляет собой альтернативу фиатной национальной валюте (и вследствие этого не может рассматриваться в качестве иностранной валюты). Примечательно то, что подобная криптовалюта во многих случаях имеет контролируемый и ограниченный запас, тогда как наличные фиатные деньги могут выпускаться в любых количествах в зависимости от экономических потребностей соответствующего государства.