Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 326
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ
1.1. Понятие коллектива и его особенности
1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)
1.3. Классификация и критерии благоприятного климата
1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата
1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе
1.6. Структура социально-психологического климата
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК
2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата
2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК
3.1. Изучение психологического климата коллектива
2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
Социально – психологический климат коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации. В свою очередь, сам социально – психологический климат зависит от большого числа факторов, положительно и отрицательно воздействующих на него. На некоторые из них руководителю можно оказать влияние, а на некоторые - нет. Эти факторы разделяют на внутренние и внешние [18].
Внешние факторы порождаются событиями, происходящими за пределами организации. К ним относят проблемы в семье, социальные проблемы региона, катастрофы и т. д. На крупных предприятиях создаются социологические и психологические службы. Которые следят за состоянием социально – психологического климата и выявляют факторы, дестабилизирующие его.
К внутренним климатообразующим факторам относятся:
Стиль руководства, который непосредственно влияет на настроение, поведение людей, на их взаимоотношения. Степень удовлетворённости стилем и его мотивационные последствия формируют отношение к работе.
Отлаженность трудового процесса. Речь идёт о субъективно оцениваемых организационно – управленческих, экономических и материально – технических условиях, в которых трудится человек. Недовольство, сотрудников организацией, делом отрицательно сказывается на социально – психологическом климате.
Личные качества сотрудников. Социально-психологические свойства личности, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. Положительное влияние на формирование социально-психологического климата оказывают принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культура поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают непоследовательность, эгоистичность, бестактность и т. д. На самочувствие индивида и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей (Бойко В.В.и др.) [23].
Таким образом, через личные качества сотрудников преломляются все обстоятельства трудовой деятельности и личной жизни. Лица, склонные конфликтовать, нетерпимые к мнению других, с завышенной самооценкой и низким уровнем культуры поведения провоцируют ухудшение социально – психологического климата.
Корпоративная культура. Является фактором группового сознания, утверждает определённые межличностные отношения в коллективе в качестве общей ценности. При сильном групповом самосознании лица, посягающие на общую ценность, подвергается осуждению, чем социально – психологический климат страхуется от нарушений.
Групповое давление. Подверженность давлению группы называется – конформизмом. Он по отношению к групповым нормам рассматривается как процесс организации человеком социальных сигналов, помогающих ему понять, какую реакцию от него ожидают и какими будут последствия, если он поведёт себя по–другому.
Психологическая совместимость и срабатываемость. Психологическая совместимость определяется совокупностью личностных качеств, а срабатываемость, прежде всего, зависит от стиля работы. Трудности во взаимодействии порождают стресс, который сказывается на общем настроении отдельных людей и коллектива в целом.
Соотношение количества мужчин и женщин иногда влияет на социально–психологический климат. Психологи рекомендуют по возможности смешанные по половому составу коллективы. Женские коллективы более подвержены колебаниям социально–психологического климата.
Размеры коллектива. Оптимальными психологи считают средние коллективы от 10 до 20 человек. Большие коллективы (более 25) склонны распадаться на группировки, в меньших затрудняется нахождение психологически совместимых лиц по причине ограниченности выбора. Практика подтверждает, что в оптимальных по численности коллективах создаются наиболее благоприятные условия для установления здорового микроклимата, так как люди оказываются в постоянном деловом и дружеском общении, что способствует сплоченности. Однако рекомендации психологов иногда трудно выполнимы, так как размеры рабочего коллекива продиктованы объёмом, характером и номенклатурой работ.
Возрастная структура коллектива. Опытом установлено, что для большей стабильности коллектива желательно комплектовать его разными по возрасту работниками. Исследования показали, что более стабильны коллективы там, где совместно трудятся 40% работников со стажем работы и 60% молодых работников. Коллектив, состоящий из людей одного возраста, имеет тенденцию замыкаться на интересах своего возраста. Сочетание в производственной группе людей разного опыта, профессионального мастерства, как правило, даёт положительный результат, «размыкая» это сосредоточение сотрудников на себе самих и своей деятельности. Младшие с уважением относятся к старшим, а старшие помогают младшим, передают свой опыт. Однако такое отношение не складывается само – менеджеру нужно формировать данный стиль отношений во вверенном ему коллективе.
Физическая удалённость. Человек, работающий, рядом воспринимается, как лучший друг, чем тот, который работает дальше.
Предметы в окружении, провоцирующие агрессию (субъективный фактор). Простое присутствие предмета, например – ружья, может спровоцировать агрессию.
Образ жизни – совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д. Свои социальные устремления личность реализует в материальной и духовно - идеологической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа жизни ведет материальную и духовно - идеологическую жизнь определенной направленности, содержания и активности. Личность – это ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни.
Самочувствие (субъективный фактор) – ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Характерные симптомы изменений самочувствия отчетливо проявляются при разных состояниях индивида – например, утомление, напряженность, стресс.
Настроение (субъективный фактор) отражает не только общую характеристику жизнеощущения, но и приобретает предметную направленность, связанную с тем или иным видом деятельности. Более того, оно в конкретном своем воплощении может превалировать над всеми другими формами своего проявления, подчиняя или освещая их своей бесспорной для личности или коллектива значимостью при решении определенных общественных и повседневных проблем.
Форма обращения - показатель особенностей взаимоотношений в коллективе. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата. Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива. Сокращение числа контактов в нем приводит к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально - необходимых, к нарушению обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата [25].
Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения. Через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими. Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве социально-психологического климата в коллективе. Самооценка, самочувствие и настроение - это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления СПК в коллективе.
«Климатическое возмущение» возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей. В зависимости от настроения людей выделяют «стенические» или «астенические» «климатические возмущения». Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон «климатических возмущений» служат характеристиками его социально-психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности. Преобладающий в коллективе эмоциональный настрой не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного периода. К внешним эмоциогенным факторам коллективной деятельности относятся социально-экономические и бытовые особенности деятельности, технологические и социально-демографические характеристики взаимодействующих субъектов. Внешние и внутренние (субъективные) факторы, вызывая «климатические возмущения», могут изменять социально-психологический климат в коллективе [20].
По своему значению социально-психологический климат близок к понятию сплоченности коллектива, под которым понимается степень эмоциональной приемлемости, удовлетворенности отношениями между членами коллектива.
Рабочая среда. Окружающая обстановка способна улучшить настрой сотрудника, а может и оказать отрицательное влияние. Следует создавать некоторое разнообразие визуальной обстановки, например, выкрасить стены в разные цвета или обеспечить вид на отдалённые предметы, например вид из окон. На рабочем месте должна быть достаточная освещённость, оптимальная температура и влажность. Неблагоприятное состояние этих факторов ведёт к формированию так называемого «синдрома нездорового помещения». Этот термин часто применим к недавно построенным определённого типа офисным зданиям, оборудованным системой кондиционирования воздуха, встроенной отопительной системой, звукоизоляцией стен, стандартным дизайном и оформлением помещений, которые имеют тенденцию вызывать у работающих там людей головные боли, напряжение зрения, сонную депрессию и прочие мелкие недомогания.
Также на формирования социально – психологического климата оказывает влияние религиозный, национальный и расовый состав.