Файл: Сибирский государственный медицинский университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ

1.1. Понятие коллектива и его особенности

1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)

1.3. Классификация и критерии благоприятного климата

1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата

1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе

1.6. Структура социально-психологического климата

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК

2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата

2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат

2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК

ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Изучение психологического климата коллектива

3.2. Изучение лояльности сотрудников коллектива

3.3. Построение кодекса внутриорганизационного поведения в коллективе ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение № 3

2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК


Между руководителем и подчинёнными развиваются как формальные так и не формальные отношения. Неформальные отношениязаслуживают самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, менеджер должен, прежде всего, знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличностные отношения с персоналом.

К типичным ошибкам относятся случаи, когда:

  • руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненным большим количеством вопросов общего характера;

  • «зациклен» на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой дисциплине;

  • ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания;

  • постоянно проповедует свои замыслы;

  • не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем;

  • увлекается бумагочётством;

  • малодоступен территориально и во времени;

  • не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу;

  • читает нотации и поучает персонал, но сам не соблюдает данное требование, которое предъявляет сотрудникам (воспитательное значение имеет только личный пример руководителя);

  • стремится стать «своим» среди подчиненных (лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства, в противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен).

  • руководитель скрывает от своих сотрудников важную для них информацию.

  • не пресекает сплетни и доносы;

  • уверен, что лучше, чем он, никто не справится с проблемами в его фирме.

Это довольно распространенный стереотип многих руководителей. В данной ситуации лучше всего дать руководителю возможность попробовать свои силы. Мировая практика бизнес - консультантов свидетельствует, что только единицы справляются с проблемами самостоятельно. Как правило, это руководители достаточно мощных корпораций, которые вкладывают много средств в тренинги, семинары и другие обучающие программы не только для себя, но и для своих подчиненных. Менее крупные фирмы чаще пользуются услугами приглашенных консультантов.


  • Не даёт возможности глубоко изучить проблему, пытаясь, получить ответ после 10-ти минутной беседы. Он не хочет, чтобы кто-то «чужой» узнал о том, что происходит в коллективе;

  • руководитель считает, что есть просто психологически несовместимые люди и его задача - сразу их распознать.

Это не совсем правильная точка зрения. Очень часто в одной фирме работают совершенно несовместимые люди, а фирма процветает. Бывает и наоборот.

Задача руководителя. Объединить людей для выполнения конкретной задачи, тогда у них не будут возникать мысли о несовместимости. При господстве убеждения, что все люди отличаются друг от друга и что различие может приносить пользу, конфликтов практически не будет. А для более эффективного достижения желательно не «ставить в одну упряжку» двух лидеров, если они относятся к категории «решительных, упрямых и настойчивых». Лучше когда в коллективе будет один «ведущий» и несколько «ведомых».

Некоторые психологи склонны рассматривать проблемы трудового коллектива, как проблемы человеческих взаимоотношений в семье.

В этом есть определенный смысл: семейные проблемы ближе и понятней каждому человеку [17].

Древний восточный мудрец говорил: «Даже если однажды вы вдруг постигнете, что все во вселенной в высшей степени совершенно, то вы найдете далее, что все же она еще находится в стадии преобразования. Когда вы и это перестанете замечать, то это ознаменует ваше первое достижение, хотя пока еще и частичное».


ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Практические исследования проводились на базе терапевтического отделения ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино.

В данной организации существует кланово – бюрократическая культура. Это, с одной стороны, дружелюбное место, где у людей масса общего. Организация похожа на большую семью. Руководитель воспринимается как воспитатель и, возможно, даже как родитель. Организация поощряет бригадную работу и заботится о благоприятном внутреннем климате. Она ориентирована, в основном, на долгосрочную выгоду совершенствования личности. Здесь придаётся значение в высокой степени сплочённости и моральному климату. Организация держится вместе благодаря преданности традициям.



В то же время, с другой стороны, здесь формализированное и структурированное место работы. Тем, что делают люди – управляют процедуры. Руководитель гордится тем, что он рационально мыслящий координатор и организатор. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы такой организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций.

Практическая часть состояла из пяти этапов:

  1. определение объекта изучения;

  2. сбор первичной информации (см. приложение):

  • тестирование двумя методиками;

  • опрос методом анкетирования;

  1. обработка и анализ результатов;

  2. разработка «Кодекса внутриорганизационного поведения»;

  3. выводы и рекомендации.

Обработка данных проводилась вручную, путём вычисления статистических показателей и построения таблиц.

Данная больница существует на рынке здоровья с 1939 года, рассчитана на 235 коек.

Отделение терапии было открыто в 1969 году.

Как самостоятельное подразделение, работает с января 2002 года. За время своего существования сменился один руководитель.

Состав респондентов:

  • Численность коллектива, включая заведующую отделением - 21 человек. Из них врачи составляют - 22%, средний медперсонал - 41%, младший медперсонал – 37%,. При этом все сотрудники женщины (см. рис.6).



Рис.6. Профессиональный состав коллектива

  • Возрастные показатели членов коллектива выглядят таким образом:

- до 25 лет – 34%

- от 26 до 40 лет – 38%

- от 41 до 55 лет – 19%

- от 56 до 65 лет – 9%. (см. рис.7).



Рис.7. Возрастные показатели

  • Стаж работы сотрудников.

Количество членов коллектива, работающих в ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино:

-не более 1 года -15%

- от 1 года до 5 лет – 67%

- от 5 до 10 лет – 9%

- более 10 лет – 9%. (см. рис.8)



Рис.8. Стаж работы сотрудников

  • Образование сотрудников отделения.

- высшее – 34%

- среднее специальное – 57%

- среднее – 9%. (см. рис.9).




Рис.9. Образование сотрудников

3.1. Изучение психологического климата коллектива

3.1.1. Методика №1


Для изучения климата в организации был использован тест, который включает в себя 50 суждений с четырьмя вариантами ответов на каждое из них (см. приложение №1). Напротив каждого вопроса (суждения) респондент должен отметить один из вариантов предложенных ответов, который наиболее точно отражает его отношение к своей организации. Ответы заносятся в расчётную таблицу (табл.2) и оценивается в процентном отношении. Интерпретация полученных данных производится по количеству процентов, которое было отдано каждому из десяти основных показателей психологического климата (см. п. 2.1 с.47). При этом учитывается, что результат равный 60% является средним (см. рис.10).

Таблица 2. Изучение психологического климата – расчётная таблица

  1. Ясные цели

80,5%

  1. Использование ресурсов

76,8%

  1. Причастность

76,6%

  1. Награда и признание

72,6%

  1. Стандарты

72,4%

  1. Ответственность

67%

  1. Развитие индивидуальных качеств

76%

  1. Дух команды

76,3%

  1. Заорганизованность(согласованность)

60,5%

  1. Надёжность руководства

74%



Рис.10. Основные показатели психологического климата (%)

Самый высокий показатель по данным тестирования – ясные цели – 80,5%, эта оценка значительно выше средней. Поэтому, можно сказать, что в данном коллективе люди достаточно хорошо осведомлены о целях организации, её перспективах и стратегии. Сотрудники знают в каком направлении им нужно двигаться и чего конкретно от них хотят. Конкретные цели помогают сосредоточиться на их достижении, что ведёт к более высоким производственным результатам.