Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 327
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ
1.1. Понятие коллектива и его особенности
1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)
1.3. Классификация и критерии благоприятного климата
1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата
1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе
1.6. Структура социально-психологического климата
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК
2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата
2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК
3.1. Изучение психологического климата коллектива
Критерии не благоприятного климата
-
Преобладание подавленного настроения; -
неуважение к товарищам; -
преобладание рвачества (побольше взять от общества, поменьше дать); -
безразличие сотрудников к совместной деятельности; -
каждый сотрудник считает свое мнение главным и не терпим к мнениям других; -
подавление творчества инициативы («Тебе, что больше всех надо?»); -
равнодушие и чёрствость в общении («Моя хата с краю…»); -
склоки, сплетни, подсиживание; -
невозможность привести в действие коллективный потенциал; -
падение результативности; -
подразделение коллектива на «привилегированных» и «пренебрегаемых»; -
конфликтность в отношениях, агрессивность; -
проявление враждебности к новичкам; -
успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, иногда, вызывают злорадство и зависть.
1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата
В коллективах, где недооценивается значение социально-психологического климата, складываются напряженные отношения между людьми, проявляющиеся в частых конфликтах.
Психологи выделили пять групп человеческих способностей: аналитические (преобладает функция интеллекта, или, как говорят, IQ); творческие (связанные в первую очередь с воображением); практические (ими обладают люди с развитым вниманием); координационные (ими наделены индивидуумы с хорошей памятью) и коммуникативные (когда человеком правят чувства и интуиция). Каждый человек, в полной степени обладая интеллектом, воображением, способностью к анализу, памятью, вниманием и т. д., в качестве ведущей имеет только одну психическую функцию. Она-то и определяет в конечном итоге, какие способности мы проявляем в первую очередь. В идеале, самым слаженным будет тот коллектив, в котором присутствуют люди со всеми перечисленными ниже способностями [13].
Правильное распределение ролей – главное условие для нормального существования любого коллектива. Для уравновешивания отношений в коллективе обязательно должны быть представлены следующие роли:
-
эмоциональный лидер– человек, являющийся авторитетным для членов группы, обладающий влиянием не зависимо от своего должностного положения; -
диагност– человек, способный проводить анализ состояния социально-психологического климата в коллективе, а также выявлять особенности всех других участников коллектива, их положение по отношению к партнёрам; -
интегратор– человек, способный сплачивать коллектив для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и целенаправленно осуществляющий необходимую коррекцию состояния атмосферы в коллективе.
Люди с такой характеристикой подходят для работы в клановой культуре.
Кроме этого в коллективе, например, обязательно должен быть оригинал- человек, обладающий незаурядным воображением, умеющий выдвигать идеи, отличные от общепринятых, видеть проблему нестандартно. Только такие люди и могут выступать генераторами всего нового и работать в организации, где преобладает инновационная культура.
Найти их непросто. При стандартном собеседовании «оригиналы» отсеиваются: их подходы не вписываются в общепринятые рамки. Но если в качестве теста предложить им решить стандартную задачу десятью способами, они немедленно предложат двадцать.
«Оригинал» - это сплошной человек - «да». Для него допустима любая идея и позиция, он способен увидеть то, что ускользает от взора людей правильных, собранных и специально адаптированных. Другим членам команды на «да» такого человека лучше не полагаться. В общении с ними надо быть готовым к определенным издержкам. Трудно ожидать, что они будут соблюдать дисциплину, решать конкретную задачу к конкретному сроку. Правоту «оригинала» может открыть другой сотрудник - аналитик. Сдерживающим барьером для него должен стать скептик. На одного «оригинала» и «скептика» в коллективе мажет быть сотня аналитиков.
Скептик - человек - «нет», его цель, не давать коллективу совершать слишком рискованные шаги. Он критичен, с ним трудно спорить. Но руководитель должен прислушаться к критике и делать своё дело. Он может быть руководителем автократом в бюрократической культуре.
Аналитик - отличается объективной оценкой происходящего, точным, в срок выполнением поставленных задач, анализам положительных и отрицательных моментов текущей рабаты. Они востребованы, потому, что ко всему относятся серьёзно и без лишних эмоций. Любую сколь угодно сложную проблему они способны проанализировать, описав все её плюсы и минусы. Они способны к анализу и в условиях минимума информации. Аналитики не способны самостоятельно развивать новые идеи. Сотрудники считают их людьми недушевными, но ценят за объективность.
Большое число аналитиков свидетельствует о застое. Нужны практики. Аналитикам больше подходит для работы бюрократическая культура.
Практик - способен понять суть дела при минимальном объяснении. Они внимательнее остальных относятся к реальности и способны самые фантастические идеи адаптировать к вполне конкретным жизненным ситуациям. «Практики» всегда мобильны, хорошо адаптируются, но объяснить выбор своего решения не всегда могут.
Координатор - отчасти обладает способностями уже названных членов коллектива, способен быть осведомленным по поводу всего происходящего. Он видит ситуацию целиком. Может быть хорошим посредником между руководителем и коллективом.
Добрый малый – не отличается целеустремлённостью и работоспособностью. Его не ценят руководители, но он незаменим, для формирования и поддержания морально-психологического климата в коллективе и для организации с клановой культурой.
И аналитик, и практик, и координатор способны быть руководителями коллектива. Руководитель должен быть лидером, уметь оценивать состояние коллектива его сплочённость и подбирать нужных людей для работы и формирования благоприятного климата.
Ряд крупных социологических исследований в нашей стране и за рубежом показали, что наиболее строго и критично оценивают уровень, состояние социально-психологического климата сотрудники, проработавшие в коллективе 10-15 лет. Многие из них высказывают немало критических замечаний в адрес работодателей и самих сотрудников, обвиняя и тех и других в не очень-то лояльных отношениях друг к другу. При этом многие из них высказывают желание сменить место работы при удобном случае.
Часто моральный настрой персонала не учитывается на первичном уровне менеджмента, так как многие руководители считают, что социально-психологический климат это нечто трудно осязаемое: с одной стороны, он вроде бы и есть, а с другой - его довольно трудно почувствовать.
Здоровый микроклимат коллектива весьма положительно влияет на положение дел. Сотрудники в этом случае вполне удовлетворены работой, соответствующей их способностям, обычно трудятся с энтузиазмом, энергично и продуктивно. Здоровый микроклимат устанавливается не по приказу, но его можно достичь благодаря созданию творческой рабочей обстановки в подразделении. Такой микроклимат, прежде всего, зависит от хороших, доброжелательных отношений. Он усиливается положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. Состояние социально-психологического климата в коллективе отражает в значительной мере степень эффективности исполнения менеджером своих управленческих обязанностей.
Социально-психологический климат коллектива в конечном итоге – продукт всей системы социальных отношений общества, тенденций современного научно-технического прогресса и специфической социальной микросреды той или иной конкретной организации.
Естественно, что глубокие социальные и социально-психологические корни климата любого коллектива заключены в многогранной жизнедеятельности всего общества и являются существенной предпосылкой развития и формирования здоровой духовной атмосферы.
Вместе с тем социально-психологическая атмосфера коллектива не является автоматическим следствием социального и научно-технического прогресса, не вытекает стихийно, сама собой из успехов и достижений производства [7].
Это объясняется рядом обстоятельств:
Во-первых, связь социально-психологического климата со всеми формами прогресса носит не непосредственный, а довольно сложный, многократно опосредованный, в том числе и структурой внутриколлективных отношений, характер.
Во-вторых, как социальный, так и научно-технический прогресс сопровождается довольно многообразными и достаточно противоречивыми по своему характеру социально-психологическими следствиями и последствиями. Последнее связано с ростом сложности, темпов и ритмов, а соответственно и психической напряженности, как труда, так и всей многообразной жизнедеятельности людей.
Из сказанного вытекает необходимость сознательной активности, направленной на поддержание, регулирование и формирование здоровой социально-психологической атмосферы коллектива.
Эта активность может развиваться как одновременно, так и последовательно в нескольких направлениях:
-
в направлении относительно стихийного, хотя и активного содействия самих членов коллектива созданию наиболее благоприятной социально-психологической атмосферы совместной деятельности; -
в направлении достаточно организованной и целеустремлённой работы руководства коллектива, направленной на оптимизацию климата, исходя из накопленного практического опыта; -
в направлении такой работы администрации, которая бы, кроме собственного практического опыта, опиралась ещё и на совместные данные и достижения социальной психологии. В этом случае имеется в виду наиболее высокий уровень регуляции и формирования социально-психологического климата на основе соединения достижений науки и практики.