Файл: Сибирский государственный медицинский университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КОЛЛЕКТИВ И ЕГО МИКРОКЛИМАТ

1.1. Понятие коллектива и его особенности

1.2. Понятие социально-психологического климата (СПК)

1.3. Классификация и критерии благоприятного климата

1.4. Ролевой репертуар в формировании благоприятного микроклимата

1.5. Взаимоотношения и сплочённость в коллективе

1.6. Структура социально-психологического климата

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

2.1. Показатели и модели, определяющие содержание СПК

2.2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата

2.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат

2.4. Типичные ошибки руководителя в формировании СПК

ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Изучение психологического климата коллектива

3.2. Изучение лояльности сотрудников коллектива

3.3. Построение кодекса внутриорганизационного поведения в коллективе ОАО НУЗ Дорожная клиническая больница им.Семашко на станции Люблино

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение № 3

– специфический вид и своеобразная призма преломления норм социальных, регулирующих жизнедеятельность групп и общества в целом. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на конкретную личность, но и сильно облегчает осуществление социального контроля за активностью общности со стороны социального окружения. Групповые нормы способствуют повышению устойчивости сплочённости и стабильности коллектива, а так же формированию благоприятного микроклимата в нём.

Сплочённость коллектива

Создание благоприятного климата, есть по существу процесс сплочения коллектива.

Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Под единством понимается, ориентированность действий членов коллектива на достижение коллективных целей. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой коллектива. По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности - производительности труда.

По своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи его трудовой деятельности и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным целям, целям производственной деятельности.

Социально зрелый - это функционально сплоченный коллектив. Он принципиально отличается от коллектива, характеризующегося сплоченностью, обусловленной не общественными целями, не производственной деятельностью, а задачей сохранения хороших взаимоотношений в коллективе как самоцелью. Цели производственной деятельности преследуются здесь лишь постольку, поскольку они не мешают единству и сплоченности коллектива [16].

Ю.Е. Дуберман выделяет три стадии процесса:

  • Ориентировка индивидов;

  • Адаптация к групповым нормам;

  • Единство реального поведения.

Первая стадия – ориентационная ей, соответствует низкий уровень развития коллектива - этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе. Это может быть целенаправленная ориентация и самоориентация, которая осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробной информации о целях и задачах, планах и условиях деятельности. При этом необходимо учитывать, насколько новые сотрудники могут вписаться в формируемый коллектив, сработаться. Важно правильно расставить сотрудников на рабочих местах. Если на соседних, технологически взаимосвязанных местах оказываются люди, симпатизирующие друг другу, то это улучшает их настроение, повышает трудовую и творческую активность.


На этом этапе взаимоотношения выстраиваются между сотрудниками, как по вертикали, так и по горизонтали. Люди общаются, присматриваются друг к другу. Каждый старается занять своё «место» в коллективе. На данном этапе может возникнуть множество проблем, например, в борьбе за лидерство. Или, если у сотрудников не совпадают взаимные ожидания (баланс услуг, баланс ущерба), а так же не чёткая информированность сотрудников руководителем.

Если руководитель занял правильную позицию, сочетает в своей деятельности интересы производства и персонала. Чётко обозначил цели и задачи организации, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей.

Вторая стадия - взаимоадаптационная, представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации. Подражание заключается в том, что человек неосознанно перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам.

Идентификация - сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом.

Взаимоотношения здесь строятся на формировании единых норм поведения и ценностей. Выявляются склонности и возможности каждого отдельного человека, открытие или утверждение своего «Я», особенностей характера. Межличностные отношения опосредуются общественно ценным и значимым содержанием совместной деятельности.

Здесь так же могут возникать проблемы.

По вертикали – мало информации от руководителя.

По горизонтали – не договоры, сплетни (грамотный руководитель должен сразу пресечь это). Может возникнуть баланс свободы, баланс оценок, проблема двойных стандартов.

Взаимоадаптационной стадии соответствует средний уровень развития коллектива, характеризующийся созданием его актива (активно действующей группы).



Третья стадия - сплоченная, или стадия консолидации, коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает здесь не внешней силой, а как человек, который наиболее полно воплощает цели коллектива. В таком коллективе преобладают отношения взаимопомощи и сотрудничества.

Коллектив работает как единая команда, где учитываются интересы производства и интересы коллектива. Иногда могут возникать не существенные проблемы, которые быстро решаются самими членами коллектива. Так как в коллективе чётко сформулированы нормы и правила поведения, которые должен соблюдать каждый сотрудник.

В.В. Шпалинский считает [21] основным показателем сплочённости ценностно-ориентированное единство, которое определяется через совпадение мнений, оценок, установок и позиций членов коллектива по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для коллектива в целом.

В качестве конкретных показателей сплочённости рассматриваются:

  1. уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях – чем больше количество членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплочённость;

  2. степень привлекательности (полезности) коллективов для их членов – чем больше число тех людей, кто удовлетворён своим пребыванием в коллективе, т.е. тех, для кого субъективная ценность приобретаемых, благодаря коллективу, преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила его притяжения, а, следовательно, и сплочённость.

Всё это происходит на фоне оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

В зависимости от степени сплоченности различается три типа коллективов:

  • сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощи. Состав такого коллектива относительно стабилен. Такой коллектив имеет, как правило, высокие производственные показатели, хорошую трудовую дисциплину, высокую активность работников;

  • слабосплоченный, который состоит из ряда недружелюбно относящихся друг к другу социально-психологических групп, имеющих своих лидеров. Групповые показатели, уровень производственной дисциплины, ценностные ориентации, активность таких групп весьма различны;

  • разобщенный (конфликтный) - по своей сущности формальный коллектив, в котором каждый сам по себе, личные дружеские контакты между его членами отсутствуют, они связаны чисто официальными отношениями. В таких коллективах часто возникают конфликты, наблюдается большая текучесть кадров.


Следует иметь в виду, что процесс сплочения и развития трудового коллектива - обратимый процесс. При определенных обстоятельствах он может остановиться и превратиться даже в противоположный себе процесс - в процесс распада. Причиной этому может служить смена руководителя или состава коллектива, целей его деятельности, уровня предъявляемых требований или какие-либо другие изменения в трудовой ситуации.

Обобщение имеющихся исследований [14] позволяет выделить следующие факторы, способствующие сплоченности коллектива:

  1. престиж коллектива;

  2. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

  3. достаточный уровень гомогенности состава коллектива (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

  4. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

  5. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

  6. привлекательность руководителя как образца, модели оптимально функционирующего участника;

  7. квалифицированная работа руководителя, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

  8. наличие другого коллектива, который может рассматриваться как соперничающий в каком-то отношении.

Причинами снижения сплоченности коллектива могут выступить:

  1. возникновение в коллективе мелких подгрупп (это особенно вероятно в коллективах, превышающих 15 человек);

  2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами коллектива до начала общения в нём – это ведет к сокрытию от остальных участников коллектива какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику;

  3. неумелое руководство со стороны руководителя, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу коллектива;

  4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной руководителем.

В сплочённом коллективе, как правило, здоровый микроклимат. Хотя сплочённость вполне может достигаться не только микроклиматом, который в основном основывается на нравственных суждениях и эмоциях. Сплочённости также добиваются мотивационным воздействием на микрогруппу.


Многочисленные исследования показывают, что достижение успехов в производственной деятельности в течение длительного периода возможно в основном при наличии дружного, сплочённого коллектива.