Файл: Курсовая р а б о т а на тему Международный валютный фонд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специальные механизмы – механизмы, созданные в целях расширения масштабов и совершенствования структуры кредитных операций МВФ. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
Таблица 1.3

Классификация специальных механизмов МВФ

Наименование механизма

Сущность механизма

Механизм компенсационного и

чрезвычайного финансирования, МКЧФ (Cоmреnsаtоrу аnd Cоntingеnсу Finаnсing Fасilitу, CCFF);

Предназначен для кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров- заменителей и т. п.

Механизм финансирования буферных запасов, МФБЗ (Buffеr Stосk Finаnсing Fасilitу, BSFF);

Создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 года.

Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП

Был учрежден в апреле 1993г. как временный специальный механизм для стран, осуществлявших переход от централизованно планируемой экономики к рыночной.


(Sуstеmiс Trаnsfоrmаtiоn

Fасilitу, STF);







Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ (Cоntingеnt Crеdit Linеs, CCL).

Он был учрежден в апреле 1999г. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам - членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, "бегства" капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны стран-заемщиц.




Источник: составлено автором
Получение странами - членами Фонда средств по линии специальных механизмов является дополнением к их кредитным долям. Как правило, финансирование в рамках специальных механизмов МВФ осуществляется за счет собственных средств Фонда.

BI. Механизмы льготного финансирования – созданы для оказания помощи самым бедным развивающимся странам (см.табл.1.3.4).
Таблица 1.3.4

Классификация механизмов льготного финансирования в МВФ

Наименование механизма

Сущность механизма

Трастовый (доверительный) фонд, ТФ (Trust Fund, TF) - 1976 - 1981 гг.

Был создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов стали наименее развитые страны (доход на душу населения в 1973г. не выше 300 СДР и в 1975г. - не более 520 дол. США). Страны - заемщицы не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка по кредиту была - 0,5% годовых, погашение - в течение срока, начинавшегося через пять с половиной лет и заканчивавшегося через десять лет после даты фактической выборки средств. 55 стран получили из трастового фонда 3,0 млрд. СДР (3,7 млрд. дол.). Остальная часть средств была передана развивающимся странам пропорционально их квотам.

Механизм финансирования структурной перестройки, МФСП (Struсturаl Adjustmеnt Fасilitу, SAF) действовал в течение периода 1986 - 1993 гг.

В рамках МФСП предоставлялись льготные кредиты развивающимся странам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности в области платежного баланса, в целях поддержки среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Условия займов : 0,5% годовых; погашение в течение 10 лет. Лимит кредитов - до 50% квоты (с годовыми лимитами в 15, 20 и 15% для первого, второго и третьего года соответственно).

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки, МРФСП

(Enhаnсеd Struсturаl

По своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки. Однако условия стабилизационных программ, осуществляемых при
Таким образом, при формировании механизмов льготного кредитования развивающихся стран МВФ выполняет роль посредника в перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов, с одной стороны, к странам, испытывающим острую потребность в заемных средствах, - с другой. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств кредиторам.



Кроме выше перечисленных механизмов и процедур МВФ имеет право учреждать временные кредитные механизмы, которые финансируются за счет привлеченных средств. Примером такого временного механизма может служить: Нефтяной фонд (Oil Fасilitу, OF)-– 1974-1976, который использовался для предоставления кредитов странам - членам, являвшимся импортерами нефти, с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости нефти и нефтепродуктов; Механизм дополнительного финансирования (Suррlеmеntаrу Finаnсing Fасilitу, SFF), или "Фонд Виттевеена" (Wittеvееn Fасilitу) – названный по имени директора- распорядителя МВФ, время действия - 1979 -1982 гг., который предоставлял дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ; Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Pоliсу оf Enlаrgеd Aссеss tо Fund's Rеsоurсеs), действовала в 1981 – 1992гг. с целью предоставления дополнительных кредитов странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов были непомерно велики по сравнению с размерами их квот.

Таким образом, в случае острой необходимости МВФ всегда может учредить временный кредитный механизм, который будет способствовать локализации и сглаживанию последствии кризисных явлений в странах – членах и недопущению перерастания кризиса в мировой.






Роль мвф в мировой экономике и перспективы развития его деятельности в Узбекистане

С целью оценки возможности применения математического аппарата для внешнеэкономической деятельности Узбекистан были сопоставлены данные экспортно-импортных товарных потоков, опубликованные на сайте ЮНКТАД и предоставляемые Государственным Таможенным комитетом Республики Узбекистан, и выявлены существенные расхождения, особенно в части вывоза товаров из республики. На основе анализа документов Международного валютного фонда (МВФ) и показателей качества национальной статистики Всемирного банка были описаны основные направления улучшения статистики внешнего сектора Узбекистан, а также рассказано о роли, которую в этом сыграл МВФ.

Abstract

In order to assess the possibility of applying the mathematical apparatus to Uzbekistan's foreign economic activity, the data on export-import commodity flows released on the UNCTAD website and provided by the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan were compared, and significant discrepancies were identified, especially in terms of exports of goods from the Republic. Based on the analysis of the documents of the International Monetary Fund (IMF) and the quality indicators of national statistics of the World Bank, the main areas of improvement in Uzbekistan's external sector statistics, as well as the role played by the IMF, are described.

В преддверии масштабных экономических реформ, которые с 2017 года по настоящее время проводятся в Узбекистане, Всемирный банк опубликовал доклад о состоянии узбекской экономики. В нем эксперты международной организации указали на «ограниченность данных» узбекской официальной статистики и отметили, что международным организациям для принятия решения о выделении льготных кредитов и грантов необходима «надежная доказательная база»1. Поэтому одним из первых нормативных документов, подписанных после вступления Ш. Мирзиеевым в должность президента республики, стало постановление «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного Комитета Республики Уз -бекистан по статистике»2.

ДАННЫЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СТАТИСТИКИ

В век развития цифровых технологий и эпохи Big Data значение статистического потенциала государств - способность их статистических ведомств и центральных/национальных банков собирать и обрабатывать большие массивы статистических данных - возрастает многократно. В частности, на основе статистических данных строятся экономические прогнозы для определения основных направлений финансовой политики, разрабатываемой международными организациями и проводимой правительствами совместно с центральными банками3.


Для иностранных инвесторов не только качество национальной статистики, но и возможность сопоставления данных с показателями других государств, которую предоставляют международные организации, занимающиеся сбором и систематизацией статистических данных государств-участников, является существенным фактором при принятии решения о вложении денежных средств4. Также возможность сопоставить данные стран приводит к возникновению ряда положительных эффектов, среди которых повышение эффективности функционирования рынков и совершенствование национальной политики5, а также более мягкие условия финансирования частного бизнеса вследствие снижения премии за риск6. На межгосударственном уровне публикация статистики международными организациями помогает отслеживать выполнения странами взятых на себя международных обя-зательств7.

На этапе создания Международного валютного фонда (МВФ, Фонд) участники Бреттон-Вудской конференции закрепили за организацией обязательство по надзору за международной валютной системой и за соблюдением каждым членом своих обязательств в рамках обеспечения упорядоченных обменных механизмов и содействия стабильной системе обменных курсов8. С целью обязать государства-члены МВФ предоставлять необходимую для деятельности Фонда информацию в Статьи Соглашения организации были имплементированы соответствующие положения9. Перечень данных, которые каждая страна-член должна передавать в

МВФ определен отдельным решением Исполнительного совета Фонда и включает балансовый отчет центрального банка; сальдо счета внешних текущих операций; экспорт и импорт товаров и услуг и прочее10.

С целью облегчения процесса передачи странами статистической информации экспертами Фонда разработаны три стандарта, к которым страны могут добровольно присоединиться:

► Специальный стандарт распространения данных (англ. Special Data Dissemination Standard (SDDS)) - для государств, активно работающих на международных финансовых рынках. Этот стандарт в основном охватывает макроэкономические и финансовые данные (для реального, бюджетного, финансового и внешнего секторов), включая только один тип социально-демографического показателя (население);

► Специальный стандарт распространения данных плюс (англ. Special Data Dissemination Standard Plus (SDDS Plus))11 - для стран, которые играют ведущую роль на международных рынках капитала и имеют институты, связанные между собой через такие каналы, как межбанковское кредитование, ценные бумаги и контракты с производными финансовыми инструментами. Стандарт предусматривает передачу данных, отражающих эти транзакции;