Файл: Курсовая р а б о т а на тему Международный валютный фонд.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
► недавно модифицированный стандарт - Улучшенная общая система распространения данных (англ. enhanced General Data Dissemination System (e-GDDS)) -для стран, в которых статистические системы нуждаются в совершенствовании и которым Фонд оказывает в этом техническое содействие. С точки зрения качества статистики этот стандарт менее требовательный, чем SDDS, но одновременно более широкий по охвату данных: в дополнение к макроэкономическим и финансовым показателям страны должны передавать социально-демографические данные по таким сферам, как здравоохранение, образование и уровень бедности 12.
Согласно оценке независимых экспертов, собираемой МВФ статистики достаточно для того, чтобы эксперты Фонда были в курсе «растущей сложности и взаимосвязанности мировой экономики»13. Однако у этой системы есть свои изъяны. Например, возможности сотрудников МВФ по проверке передаваемых странами данных ограничены, поэтому Фонд не отвечает за достоверность публикуемых на его сайте статистики14. Л.Линси и Д. Мюгге, изучив большие массивы данных о торговле и инвестициях, выявили погрешность в публикуемых МВФ цифрах около 20 п.п.15 Наличие погрешностей объясняются тем фактом, что в рамках глобальных производственных цепочек все более сложным становится отслеживание денежных потоков и их однозначное отнесение к конкретным юрисдикциям16. Эта проблема усугубляется ростом эфемерных цифровых продуктов - некоторые из которых предоставляются потребителям без прямой оплаты - и ростом наукоемкости производства17.
В случае с развивающимися государствами ошибки в статистических данных могут являться следствием ограниченного потенциала их статистических ведомств18 или сознательного искажения данных, как с целью соблюдения выдвинутых правительству условий и обеспечения стране права на получение международной помощи19, так и, наоборот, с целью улучшения позиций страны в международных рейтингах20.
В целом, хотя тенденция к количественной оценке международной экономической жизни только усилилась в последние десятилетия и стремительными темпами растет объем цифровых данных с годами «дефекты» данных только растут, а не сокращаются. Поэтому международные эксперты в области статистики признают, что сегодня при наличии современных технологий и стремительно выросшем за последние годы объеме собираемых данных невозможно обеспечить точность моделей экономического прогнозирования21. Более того, в случаях, когда присутствует комплексный риск ввиду возможного возникновения одновременно двух и более шоковых событий и их наложения друг на друга, моделирование вносит высокую степень неопределённости и изменчивости в ключевые допущения. Поэтому в последних докладах МВФ на фоне напряжения геополитической обстановки эксперты при формировании макроэкономических прогнозов делают все большее количество допущений22.
«ДЕФЕКТЫ» СТАТИСТИКОЙ ВНЕШНЕГО СЕКТОРА УЗБЕКИСТАНА
На протяжении практически всего периода сотрудничества МВФ с Узбекистаном до последнего времени эксперты Фонда в своих отчетах, публикуемых по итогам оценки экономики республики, обращали внимание директоров Исполнительного совета и властей страны на некорректное отображение статистическими данными реального состояния национальной экономики и торгово-инвестици-онного сотрудничества с другими государствами23,24. Для того чтобы понять, насколько сложно работать со статистическими данными Узбекистана достаточно обратиться к базе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и соотнести публикуемые в ней цифры с данными национальных таможенных органов республики, публикуемых на сайте агентства по техническому сотрудничеству ЮНКТАД и Всемирной торговой организации - Международного торгового центра (МТЦ).
Согласно данным МТЦ, местом назначения около трети узбекского экспорта только за 2021 год значится «Area Nes» - обозначение, которое используется (а) для торговли с низкой стоимостью и (б) если назначение партнера было неизвестно стране или если в назначении партнера была допущена ошибка. При этом за тот же год в базе ЮКНТАД распределены по странам и товарным категориям практически 100% экспортно-импортных операций. Однако использование данных ЮНКТАД осложнено тем, что в период до 2009 года нераспределенными были до 10% экспортно-импортных операций (см. рисунок 1).
Расхождения в данных внешнеторговой статистики Узбекистана в базах ЮК-НТАД и МТЦ в разрезе отдельных государств достигает 100% (см. таблицу 1).
Таблица 1
Отличие данных национальной статистики от цифр, располагаемых ЮНКТАД
Экспорт
2017 2018 2019 2020 2021
Турция -15,73% 6,47% -13,92% 34,91% -42,43%
Швейцария, Лихтенштейн 99,77% 99,89% 98,97% 99,76% -98,29%
Россия 16,99% -10,34% -27,67% 44,64% -5,80%
КНР 15,57% -30,76% 33,10% 55,57% -3,26%
Великобритания 74,14% -1453,84% -109,39% 99,22% 99,78%
Импорт
2017 2018 2019 2020 2021
КНР -0,28% 4,41% 2,97% 7,62% 9,37%
Россия 4,24% -2,01% 2,34% 6,62% -1,84%
Казахстан 11,21% 4,02% 6,22% 1,30% 0,21%
Республика Корея -0,30% 3,49% -0,54% -6,32% 3,55%
Турция 8,88% -4,08% 0,67% 3,76% 5,15%
Источник: составлено автором на основе данных ЮНКАД и МТЦ.
Российский внешнеэкономический вестник 11 - 2022
В разрезе по отдельным категориям товаров также видны существенные отличия. Так, например, если в базе данных международной организации значится, что большую часть узбекского экспорта в Россию в 2020 году преимущественно составлял природный газ, текстильная пряжа, предметы одежды и аксессуары, то в базе национального таможенного органа республики - хлопок, продукты питания и предметы одежды
Поскольку в свете большой значимости энергетических рынков данные по объемам добычи, потребления и продаже за рубеж энергоресурсов публикуются рядом иностранных компаний и международных организаций, корректность данных из базы ЮНКТАД можно проверить. В частности, Британская компаний «British Petroleum» в своем ежегодном докладе за 2020 г. следующие показатели торговли Узбекистаном природным газом: из 4,6 млрд кубометров экспортированного газа
72% было направлено в Китай, 15% - в Казахстан, 2% - в Россию и 11% - в иные страны26. Это противоречит информации ЮНКТАД, согласно которым в стоимостном выражении чуть более 60% экспортируемого природного газа поступило на китайский рынок, 23% - на российский, 16% - в Казахстан и оставшийся 1% - в Таджикистан, Киргизию и Афганистан27.
Можно предположить, что такие существенные расхождения стали следствием манипуляции с данными отдельных экономических агентов, как например, «Узтрансгаза», ответственного за передачу газа трубопроводным транспортом. В частности, в 2019 году эксперты МВФ обнаружили, что в статистической базе данных Узбекистана ежегодно указывается кредит по трубопроводному транспорту в пределах 600-700 млн долл. США, но в отчетах компании содержится только стоимость транзитных перевозок через Узбекистан и стоимость транспортировки экспортных и импортных нефтепродуктов28. Представители «Узтрансгаза» не пояснили сотрудникам Фонда, причину возникновения расхождений.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ МИССИЯ МВФ В УЗБЕКИСТАНЕ
Принято считать, что статистический потенциал государств определяется уровнем ВВП страны на душу населения (см., например, Дж. Кэмерона и др.29). Однако, как позывает большинство исследований, ключевым фактором, определяющим готовность правительства публиковать статистические данные, является установивший в стране политический строй. Так, Дж. Р. Холлиер, Б. П. Розендорф и Дж. Р. Вриланд30 обнаружили, что демократические государства склонны публиковать статистические данные в большем объеме. Но при наличии слабого институционального потенциала и они могут избирательно подходить к обнародованию экономических показателей31,32. Поэтому в некоторых случаях более сильные автократические режимы работают лучше демократических благодаря институтам, которые могут применяться для более эффективной мобилизации ресурсов с целью наращивания статистического потенциала33.
Развивающимся странам сложно улучшить работу статистических ведомств без финансовой и консультативной помощи иностранных партнеров. В этой связи бреттон-вудские институты, будучи глобальными финансовыми организациями, ежегодно выделяют на такие цели в среднем 240 млн долл.34 Принятие правительствами развивающих государств этой помощи становится маркером ориентации руководства страны на разумное государственное управление, когда решения принимаются на основе данных статистики (см. подробнее работу М.Варда35), что, в свою очередь, упрощает оказание им развитыми государствами и международными институтами финансового содействия экономическому развитию36. Иными словами, стимулом наращивать статистический потенциал для развивающихся государств, имеющих потребности в дополнительных ресурсах, выступают намерения развитых стран и многосторонних институтов предоставить необходимые средства.
Как показал опыт взаимодействия Узбекистана с МВФ, при согласии правительства на проведение реформ по наращиванию статистического потенциала страны и неукоснительном выполнении требовании международных организаций, качество и достоверность статистических данных может быть существенно повышены в сжатые сроки.
За последние 5 лет эксперты Фонда трижды направлялись в длительные командировки в республику с целью выявления недостатков в сборе и обработке статистических данных и помощи национальным органам в исправлении проблем, препятствующих их систематизации.
В 2017 году основной целью посещения сотрудниками МВФ Узбекистана стало оказание помощи Центральному банку Республики Узбекистан (ЦБ РУ) помощи в определении объема работ, задач и приоритетов для создания программы составления статистики внешнего сектора. В связи с передачей полномочий по сбору и обработки необходимой для МВФ статистики от Министерства экономического развития к ЦБ РУ, эксперты Фонда помогли среди прочего разработать всеобъемлющую структуру сбора данных для статистики внешнего сектора (определить новые источники данных, внедрить новые формы отчетов и внести изменения в существующие формы), а также определить методы составления основных компонентов платежного баланса и международной инвестиционной позиции37.
В 2019 году ЦБ РУ было оказано содействие в улучшении сбора, обработки и распространения статистических данных, включаемых в платежный баланс страны, в международную инвестиционную позицию и в формы, отражающие информацию о валовом внешнем долге, включая улучшение системы отчетности о международных транзакциях. В частности, эксперты МВФ разработали файл для расчета операций и остатков по распределению специальных прав заимствования и доходов по ним, скорректировали алгоритм расчета компонентов по прямым инвестициям и портфельным инвестициям, а также на основе имеющихся данных совместно с сотрудниками ЦБ РУ составили пробную версию платежного баланса и международной инвестиционной позиции за 2014-2015 годы38.
В 2021 года в рамках многотематической статистическая диагностической миссии сотрудниками Фонда проведена оценка методов сбора, компиляции и распространения наборов данных; определены ключевые приоритеты высокого уровня и разработан среднесрочный план действий по совершенствованию статистики и разработана «дорожная карта» для подписки Узбекистан на стандарт SDDS39.
Деятельность МВФ в республике была дополнена мероприятиями, проводимым по данному направлению Всемирным банком. Так, из средств администриру-емого банком Целевого фонда для укрепления статистического потенциала (англ. Trust Fund For Statistical Capacity Building)40,41 было профинансировано написание Национальной стратегии развития статистики Республики Узбекистан на 20202025 годы42,43. В январе 2022 г. для реализации прописанных в стратегии мероприятий, входящих в мандат Всемирного банка, из средств Международной ассоциа-
ции развития Узбекистану был выделен кредит в размере 50 млн долл.44 Помимо этого, в августе 2020 года Правительством Великобритании для Киргизии, Таджикистана и Узбекистана запущена программа «Эффективное управление для экономического развития в Центральной Азии» с бюджетом в сумме 16,4 млн фунтов стерлингов45,46. В рамках этой программы будут реализованы мероприятия по поддержке правительства трех стран в сборе более качественных статистических данных, их использовании для разработки политики и реализации экономических реформ, улучшения координации внутри национальных правительств и улучшения взаимодействия с гражданами. Компоненты программы будут реализованы Всемирным банком и некоммерческой организацией Агентством по техническому сотрудничеству и развитию в рамках их компетенций47.
Трансформация статистической сферы подробно описана в статье сотрудников Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике Б.А. Бегалова, О.Т. Мамадалиева48, поэтому полагаем необходимым обратить внимание на результаты реформ с точки зрения международных организаций.
КАЧЕСТВО СТАТИСТИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ СЕГОДНЯ
Качество статистики государств определяется Всемирным банком через различные индикаторы, одним из которых является общий показатель производительности статистики (англ. Statistical performance indicators). В 2016 году для Узбекистана он был равен 38,7 баллам из 10049 (см. рисунок 3), что сравнимо с показателем Туркменистана. Однако уже к 2019 году50 благодаря улучшению по отдельным компонентам общий показатель Узбекистан достиг 55 баллов и был сопоставим с показателями Афганистана и Таджикистана (см. рисунок 4).