Файл: 1 Теоретические и методические вопросы анализа деловой активности организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности. Информационной базой для анализа деловой активности традиционно является бухгалтерская отчетность организации. Для целей внутреннего анализа могут также использоваться данные синтетического и аналитического учета.4

Таким образом, деловая активность признается важной характеристикой функционирования организаций, не существует единого взгляда на нее, определения, которые дают ей экономисты, существенно различаются. Деловая активность взаимосвязана с другими важными характеристиками организации. Деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала, в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность организации. Она влияет на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Деловая активность может быть оценена с помощью показателей, характеризующих оборачиваемость, эффективность использования имеющихся ресурсов, устойчивость экономического роста.



    1. Методика анализа и оценки деловой активности организации

Обязательной составляющей управления является оценка деловой активности организации, которая необходима для анализа результатов и эффективности производственной деятельности. Этим объясняется высокая важность проблемы объективной оценки деловой активности практически для каждой организации.

Оценить деловую активность можно с помощью качественных и количественных характеристик. Таким образом, можно выделить два уровня анализа – по качественным и количественным критериям.

На первом уровне анализируются такие параметры, как широта рынков сбыта, деловая репутация организации и клиентов, пользующихся услугами предприятия, конкурентоспособность выпускаемой продукции, наличие надежных поставщиков и т.д.

На втором уровне анализа выделяются два этапа – расчет абсолютных и расчет относительных показателей.

На этапе расчета абсолютных показателей наиболее важными являются следующие: объем продаж товаров и услуг, прибыль, величина авансированного капитала.  Необходимо сравнивать указанные показатели в динамике за определенные промежутки времени. Оптимальным соотношением между ними будет следующее неравенство, получившее название «золотого правила экономики организации»:


Тп  > Тв  >  Та  > 100% (1) ,

где Тп – прирост прибыли, %;

Тв – прирост выручки от продаж, %;

Та – прирост величины активов, %.

Исходя из первого соотношения, видно, что прибыль опережает по темпу роста выручку, это, в свою очередь, говорит о повышении рентабельности деятельности организации.

Выполнение второго неравенства, из которого следует, что рост выручки опережает рост активов, означает ускорение оборачиваемости последних.

Последнее соотношение (увеличение величины активов в динамике) означает расширение имущественного потенциала.

Таким образом, из «золотого правила» видно, что прибыль должна увеличиваться более высокими темпами по сравнению с остальными параметрами. Из этого следует, что издержки производства должны снижаться, а имущество (активы организации) использоваться более рационально.5

Стоит заметить, что на практике возможно несоблюдение этой идеальной зависимости. Однако не всегда нужно воспринимать это отклонение как негативное, поскольку причинами его возникновения могут быть: освоение новых видов продукции и (или) технологий, реконструкция или модернизация действующего производства и т.п.

На втором этапе проводят анализ теперь уже относительных показателей деловой активности, которые показывают эффективность использования ресурсов предприятия. К ним относятся, прежде всего, показатели оборачиваемости и рентабельности средств организации.

Коэффициенты оборачиваемости или деловой активности предприятия – показывают эффективность использования предприятием (организацией) своего капитала и средств. Коэффициенты оборачиваемости напрямую определяют степень платежеспособности предприятия (способности расплачиваться по своим обязательствам), финансовой устойчивости и финансового риска.

Чаще всего оборачиваемость средств характеризуется следующими величинами:

- скоростью оборота называют количество оборотов, которые совершают основной и оборотный капитал предприятия за анализируемый период. Чем скорее оборачиваются средства предприятия, тем большее количество продукции производится и продается.

- период оборота — средний срок, за который предприятию возвращаются вложенные в материальные и нематериальные активы денежные средства.

Период оборота определяется влиянием различных факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Однако стоит заметить, что время нахождения средств в обороте в большей степени зависит именно от внутренних условий деятельности предприятия, и в первую очередь от степени эффективности выбранной стратегии управления активами.



Для изучения деловой активности организации большую роль играет анализ устойчивости экономического роста, которая позволяет предположить, что фирме не грозит банкротство. Вполне очевидно, что неустойчивое развитие предполагает вероятность банкротства. Поэтому перед руководством и менеджерами стоит очень серьезная задача — обеспечить устойчивые темпы его экономического развития.

При анализе деловой активности целесообразно использовать показатели, рассмотренные в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели деловой активности предприятия

Показатель

Описание

Формула

Пояснения

Оборачиваемость собственного капитала


Определяет скорость оборота собственного капитала





ВР - выручка от продаж;

СКн, СКк – величина собственного капитала

Оборачиваемость оборотных активов



Представляет, сколько рублей реализованной продукции принес каждый рубль активов




ТАн, ТАк – величина текущих активов на начало и конец периода

Оборачиваемость запасов


Показывает, сколько раз за исследуемый период предприятие использовало средний имеющийся остаток запасов




С – себестоимость продаж;

Зн, Зк – величина остатков товарно-материальных ценностей на складе

Оборачиваемость кредиторской задолженности; период оборота кредиторской задолженности


Измеряет скорость погашения дебиторской задолженности организации;

показывает среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям




КЗн, КЗк – кредиторская задолженность на начало и конец периода

Оборачиваемость дебиторской задолженности; период оборота дебиторской задолженности


Измеряет скорость погашения дебиторской задолженности организации;

показывает среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям





ДЗн, ДЗк – дебиторская задолженность на начало и конец периода

Фондоотдача основных средств 


Показывает степень эффективности использования основных производственных средств





ОСн, ОСк – основные средства на начало и конец периода


Следующая задача при анализе деловой активности – анализ рентабельности. Предприятие является рентабельным только в том случае, если его доходы, получаемые от реализации продукции предприятия или оказываемых им услуг превышают сумму производственных издержек и являются источником прибыли, размер которой достаточен для нормального функционирования организации. Анализ рентабельности показывает способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал. Характеристика рентабельности предприятия основывается на расчете четырех основных показателей, которые рассмотрены в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели деловой активности предприятия

Показатель

Описание

Формула

Пояснения

Рентабельность всего капитала



Отражает эффективность использования всего имущества предприятия




ЧП – чистая прибыль;

ВБн, ВБк – валюта баланса на начало и конец года

Рентабельность собственного капитала


Определяет эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств





СКн, СКк – величина собственного капитала на начало и конец года

Рентабельность основной деятельности

Показывает, сколько прибыли получает организация с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции




ПР – прибыль от продаж;

С- себестоимость реализованной продукции

Рентабельность продаж

Показывает эффективность предпринимательства




ЧП – чистая прибыль;

ВР – выручка от продаж.

Таким образом, деловая активность предприятия проявляется в скорости, с которой оборачиваются его средства. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов Деловая активность коммерческой организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей.


Деловая активность является системной и динамичной характеристикой деятельности предприятия. Её анализ заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов. Анализ деловой активности, как правило, проводится на двух уровнях – качественных и количественных показателей. При этом анализ количественных показателей состоит из двух этапов – анализ оборачиваемости (собственного капитала, текущих активов, дебиторской и кредиторской задолженностей) и рентабельности.