Файл: 1 Теоретические и методические вопросы анализа деловой активности организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организации в настоящий момент и сделать прогноз о его функционировании в будущем. С помощью анализа деловой активности разрабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации и ее подразделений.
Преимущественно оценку деловой активности организации в количественных значениях проводят по следующим критериям:
- объем реализации товаров или услуг
- валовая, балансовая и чистая прибыль
- авансовый капитал
- чистые активы
- численность работников
- производительность труда
- затраты на производство товаров (сырье, оборудование, заработные платы)
Перед тем, как начать анализировать деловую активность ООО «Премьер», мы проведем анализ отчета о финансовых результатах ООО Премьер», который представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ отчета о финансовых результатах
Проанализировав отчет о финансовых результатах ООО «Премьер» по данным таблицы 5 можно сделать следующие выводы:
- выручка увеличилась на 1100193 тыс. руб. или на 52,6%. Рост выручки говорит о том, что компания востребована;
- себестоимость продаж увеличилась на 1016526 тыс. руб. или на 53,3%. Ее удельный вес увеличился на 0,4%. Увеличение себестоимости прямо влияет на налог обязательства компании. Рост расходов снижает налогооблагаемую прибыль. Также темп роста выручки меньше темпа роста себестоимости, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности организации;
- валовая прибыль увеличилась на 44,6% или на 83667 тыс. руб. Однако удельный вес снизился на 0,5%. Валовая прибыль увеличилась за счет увеличения выручки и снижения удельного веса себестоимости продаж. Увеличение показателя говорит о росте эффективности производства;
- коммерческие расходы увеличились на 32071 тыс. руб. или на 7,6%. Однако удельный вес снизился с 20,1% до 14,2%. Увеличение коммерческих расходов говорит о понижении прибыльности осуществляемой деятельности и необходимости провести оптимизацию издержек на продажу. Увеличение коммерческих расходов привело к появлению убытка;
- убыток от продаж снизился на 51596 тыс. руб. или на 22,1%. Удельный вес снизился на 5,5%;
- проценты к получению увеличились на 11 тыс. руб. или на 2,1%. Удельный вес не изменился;
- проценты к уплате увеличились на 11229 тыс. руб. или на 70,6%. Их удельный вес увеличился на 0,9%. Это увеличивает зависимость от займов внешних кредиторов;
- прочие доходы снизились на 64135 тыс. руб. или на 5,1%. Удельный вес снизился с 60,3% до 37,5%. Это говорит о том, что предприятие получало меньше прибыли от прочих видов деятельности, однако именно за счет прочих доходов предприятие получило чистую прибыль;
- прочие расходы снизились на 2323 тыс. руб. или на 0,2%. Удельный вес снизился на 16,2%;
- прибыль до налогообложения снизилась на 21434 тыс. руб. или на 67,6%. Удельный вес снизился с 1,5% до 0,3%. Это произошло за счет снижения прочих доходов;
- налог на прибыль снизился на 8099 тыс. руб. или на 76,4%. Удельный вес снизился с 0,5% до 0,07%;
- чистая прибыль снизилась на 13335 тыс. руб. или на 63,3%. Удельный вес снизился на 0,8%. На ее значение оказали влияние все совокупные доходы и расходы.
Именно из-за коммерческих расходов у организации образовался убыток от продаж, однако благодаря прочих доходов предприятие получило чистую прибыль.
Начнем анализ деловой активности ООО «Премьер» с сопоставления темпов изменения прибыли, выручки от продаж и активов. Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Показатели чистой прибыль, выручки от продаж и активов ООО «Премьер».
Из таблицы видно, что темп роста чистой прибыли составил 36,7%, темп роста выручки от продаж – 152,6%, темп роста активов организации – 120,9%, т.е. «золотое правило экономики организации» не выполняется.
36,7% < 152,6% > 120,9% > 100%
Исходя из этого соотношения, видно, что прибыль отстает по темпу роста выручку, это в свою очередь говорит о снижении рентабельности деятельности организации. Однако рост выручки опережает рост активов, что означает ускорение оборачиваемости активов. Также из последнего соотношения можно сделать вывод, что происходит расширение имущественного потенциала.
Следующим шагом рассчитаем показатели оборачиваемости, используя формулы из таблицы 1.1.
Расчет необходим чтобы:
- контролировать финансы компании;
- прогнозировать уровень дохода;
- планировать закупку материалов;
- выявлять невостребованные товарные позиции;
- оптимизировать расходы;
- строить стратегию развития компании.
Таблица 7 – Расчет показателей деловой активности
На основе данных показателей можно сделать следующие выводы:
- оборачиваемость собственного капитала увеличилась на 5,7 и составила 18,2. Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала говорит о росте реализации продукции;
- оборачиваемость оборотных активов увеличилась на 0,69 и составила 3,75. Так как коэффициент увеличился, это говорит о том, что предприятие работает ритмично и рационально использует свои денежные ресурсы;
- оборачиваемость запасов снизилась с 528,4 до 25,5. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление, накопление непригодных к использованию материалов. Но и высокая оборачиваемость не всегда выступает позитивным показателем, поскольку может говорить об истощении складских запасов, что может привести к перебоям в производственного процесса, поэтому в данном случае снижение данного коэффициента можно принять за положительную тенденцию;
- оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 2,4 и составила 7,3. Этот рост свидетельствует об увеличении скорости оплаты задолженности хозяйствующим субъектом. Период оборота кредиторской задолженности снизился на 24,5. Таким образом, средний срок возвращения долгов хозяйствующим субъектом уменьшился;
- оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 0,7 и составила 5,5. Это говорит о том, что доля продукции, проданной в кредит, сокращается. Период оборота дебиторской задолженности снизился на 9,6. Таким образом, период обращения дебиторской задолженности сокращается, она обращается быстрее, что характеризуется положительно;
- коэффициент фондоотдачи основных средств увеличился на 18,9 и составил 45,5. Таким образом, величина выручки от продажи, приходящаяся на 1 рубль основных средств увеличилась в 2021 году.
Все коэффициенты оборачиваемости в 2021 году увеличились, что говорит об интенсивности использования определенных активов и обязательств.
Теперь рассчитаем и проанализируем показатели рентабельности по формулам из таблицы 1.2. Показатели рентабельности используются для финансовой оценки работы предприятия, определения недоработок, планирования и проведения мероприятий, направленных на стимуляцию эффективности производственных процессов. Каждый коэффициент рентабельности направлен на достижение различных целей, поэтому для получения подробной информации расчет должен производится по всем показателям.
Таблица 8 – Расчет показателей рентабельности
По результатам проведенного анализа показателей рентабельности деятельности компании можно сделать неоднозначные выводы:
- рентабельность всего капитала и собственного капитала снизилась на 2,2% и на 9%. Эти показатели снизились за счет снижения чистой прибыли
- рентабельность основной деятельности в 2020 и 2021 году имеет отрицательное значение, за счет образования убытков от продаж. Отрицательный уровень рентабельности свидетельствует о том, что конкретная организация затрачивает на производственный процесс крупные суммы, которые не могут быть перекрыты текущими доходами. В этом случае необходимо тщательно проанализировать хозяйственную деятельность для того, чтобы определить проблемные моменты.
- рентабельность продаж также снизилась в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 0,8%. Она снизилась за счет снижения чистой прибыли. Снижение рентабельности отражает сокращение объёмов продаж или демонстрирует неэффективность хозяйственной деятельности.
Снижение показателей рентабельности свидетельствует о снижении дохода собственников, с каждого рубля вложенного в предприятие. Все это свидетельствует о неэффективном управлении финансово-хозяйственной деятельностью организации и требует поиска путей повышения
Преимущественно оценку деловой активности организации в количественных значениях проводят по следующим критериям:
- объем реализации товаров или услуг
- валовая, балансовая и чистая прибыль
- авансовый капитал
- чистые активы
- численность работников
- производительность труда
- затраты на производство товаров (сырье, оборудование, заработные платы)
Перед тем, как начать анализировать деловую активность ООО «Премьер», мы проведем анализ отчета о финансовых результатах ООО Премьер», который представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ отчета о финансовых результатах
Наименование показатели | 2020 г | 2021 г | Абсолютное отклонение | Темп прироста | ||||
Тыс. р. | % | Тыс. р. | % | |||||
Выручка | 2092917 | 100 | 3193110 | 100 | +1100193 | +52,6 | ||
Себестоимость продаж | 1905472 | 91,1 | 2921998 | 91,5 | +1016526 | +53,3 | ||
Вал. Прибыль (убыток) | 187445 | 9 | 271112 | 8,5 | +83667 | +44,6 | ||
Коммерческие расходы | 421 387 | 20,1 | 453 458 | 14,2 | +32071 | +7,6 | ||
Прибыль (убыток) от продаж | (233 942) | -11,2 | (182 346) | -5,7 | -51596 | -22,1 | ||
Проценты к получению | 519 | 0,02 | 530 | 0,02 | +11 | +2,1 | ||
Проценты к уплате | 15 895 | 0,8 | 27 124 | 0,8 | +11229 | +70,6 | ||
Прочие доходы | 1 262 805 | 60,3 | 1 198 670 | 37,5 | -64135 | -5,1 | ||
Прочие расходы | 981 801 | 46,9 | 979 478 | 30,7 | -2323 | -0,2 | ||
Прибыль до налогообложения | 31 686 | 1,5 | 10 252 | 0,3 | -21434 | -67,6 | ||
Налог на прибыль | 10 603 | 0,5 | 2 504 | 0,07 | -8099 | -76,4 | ||
Чистая прибыль | 21 083 | 1 | 7 748 | 0,2 | -13335 | -63,3 |
Проанализировав отчет о финансовых результатах ООО «Премьер» по данным таблицы 5 можно сделать следующие выводы:
- выручка увеличилась на 1100193 тыс. руб. или на 52,6%. Рост выручки говорит о том, что компания востребована;
- себестоимость продаж увеличилась на 1016526 тыс. руб. или на 53,3%. Ее удельный вес увеличился на 0,4%. Увеличение себестоимости прямо влияет на налог обязательства компании. Рост расходов снижает налогооблагаемую прибыль. Также темп роста выручки меньше темпа роста себестоимости, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности организации;
- валовая прибыль увеличилась на 44,6% или на 83667 тыс. руб. Однако удельный вес снизился на 0,5%. Валовая прибыль увеличилась за счет увеличения выручки и снижения удельного веса себестоимости продаж. Увеличение показателя говорит о росте эффективности производства;
- коммерческие расходы увеличились на 32071 тыс. руб. или на 7,6%. Однако удельный вес снизился с 20,1% до 14,2%. Увеличение коммерческих расходов говорит о понижении прибыльности осуществляемой деятельности и необходимости провести оптимизацию издержек на продажу. Увеличение коммерческих расходов привело к появлению убытка;
- убыток от продаж снизился на 51596 тыс. руб. или на 22,1%. Удельный вес снизился на 5,5%;
- проценты к получению увеличились на 11 тыс. руб. или на 2,1%. Удельный вес не изменился;
- проценты к уплате увеличились на 11229 тыс. руб. или на 70,6%. Их удельный вес увеличился на 0,9%. Это увеличивает зависимость от займов внешних кредиторов;
- прочие доходы снизились на 64135 тыс. руб. или на 5,1%. Удельный вес снизился с 60,3% до 37,5%. Это говорит о том, что предприятие получало меньше прибыли от прочих видов деятельности, однако именно за счет прочих доходов предприятие получило чистую прибыль;
- прочие расходы снизились на 2323 тыс. руб. или на 0,2%. Удельный вес снизился на 16,2%;
- прибыль до налогообложения снизилась на 21434 тыс. руб. или на 67,6%. Удельный вес снизился с 1,5% до 0,3%. Это произошло за счет снижения прочих доходов;
- налог на прибыль снизился на 8099 тыс. руб. или на 76,4%. Удельный вес снизился с 0,5% до 0,07%;
- чистая прибыль снизилась на 13335 тыс. руб. или на 63,3%. Удельный вес снизился на 0,8%. На ее значение оказали влияние все совокупные доходы и расходы.
Именно из-за коммерческих расходов у организации образовался убыток от продаж, однако благодаря прочих доходов предприятие получило чистую прибыль.
Начнем анализ деловой активности ООО «Премьер» с сопоставления темпов изменения прибыли, выручки от продаж и активов. Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Показатели чистой прибыль, выручки от продаж и активов ООО «Премьер».
Показатель | 2020 год | 2021 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
Чистая прибыль | 21 083 | 7 748 | -13335 | 36,7 |
Выручка | 2092917 | 3193110 | +1100193 | 152,6 |
Активы | 762778 | 922456 | +159678 | 120,9 |
Из таблицы видно, что темп роста чистой прибыли составил 36,7%, темп роста выручки от продаж – 152,6%, темп роста активов организации – 120,9%, т.е. «золотое правило экономики организации» не выполняется.
36,7% < 152,6% > 120,9% > 100%
Исходя из этого соотношения, видно, что прибыль отстает по темпу роста выручку, это в свою очередь говорит о снижении рентабельности деятельности организации. Однако рост выручки опережает рост активов, что означает ускорение оборачиваемости активов. Также из последнего соотношения можно сделать вывод, что происходит расширение имущественного потенциала.
Следующим шагом рассчитаем показатели оборачиваемости, используя формулы из таблицы 1.1.
Расчет необходим чтобы:
- контролировать финансы компании;
- прогнозировать уровень дохода;
- планировать закупку материалов;
- выявлять невостребованные товарные позиции;
- оптимизировать расходы;
- строить стратегию развития компании.
Таблица 7 – Расчет показателей деловой активности
Показатель | Расчет | 2020 год | 2021 год | Изменение показателя |
Оборачиваемость собственного капитала | Оск2020 = 2092917\167691 = 12,5 Оск2021 = 3193110\175439 = 18,2 | 12,5 | 18,2 | +5,7 |
Оборачиваемость оборотных активов | Ооа2020 = 2092917\683486 = 3,06 Ооа2021 = 3193110\851309 = 3,75 | 3,06 | 3,75 | +0,69 |
Оборачиваемость запасов | Оз2020 = 1905472\3606 = 528,4 Оз2021 = 2921998\102393 = 25,5 | 528,4 | 25,5 | -502,9 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности; период оборота кредиторской задолженности | Окз2020 = 1905472\391994 = 4,9 Окз2021 = 2921998\397022 = 7,3 Покз2020 = 365\4,9 = 74,5 Покз2021 = 365\7,3 = 50 | 4,9 74,5 | 7,3 50 | +2,4 -24,5 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности; период оборота дебиторской задолженности | Одз2020 = 2092917\434511 = 4,8 Одз2021 = 3193110\585089 = 5,5 Подз2020 = 365\4,8 = 76 Подз2021 = 365\5,5 = 66,4 | 4,8 76 | 5,5 66,4 | +0,7 -9,6 |
Фондоотдача основных средств | Фос2020 = 2092917\78781 = 26,6 Фос2021 = 3193110\70792 = 45,1 | 26,6 | 45,5 | +18,9 |
На основе данных показателей можно сделать следующие выводы:
- оборачиваемость собственного капитала увеличилась на 5,7 и составила 18,2. Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала говорит о росте реализации продукции;
- оборачиваемость оборотных активов увеличилась на 0,69 и составила 3,75. Так как коэффициент увеличился, это говорит о том, что предприятие работает ритмично и рационально использует свои денежные ресурсы;
- оборачиваемость запасов снизилась с 528,4 до 25,5. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление, накопление непригодных к использованию материалов. Но и высокая оборачиваемость не всегда выступает позитивным показателем, поскольку может говорить об истощении складских запасов, что может привести к перебоям в производственного процесса, поэтому в данном случае снижение данного коэффициента можно принять за положительную тенденцию;
- оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 2,4 и составила 7,3. Этот рост свидетельствует об увеличении скорости оплаты задолженности хозяйствующим субъектом. Период оборота кредиторской задолженности снизился на 24,5. Таким образом, средний срок возвращения долгов хозяйствующим субъектом уменьшился;
- оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 0,7 и составила 5,5. Это говорит о том, что доля продукции, проданной в кредит, сокращается. Период оборота дебиторской задолженности снизился на 9,6. Таким образом, период обращения дебиторской задолженности сокращается, она обращается быстрее, что характеризуется положительно;
- коэффициент фондоотдачи основных средств увеличился на 18,9 и составил 45,5. Таким образом, величина выручки от продажи, приходящаяся на 1 рубль основных средств увеличилась в 2021 году.
Все коэффициенты оборачиваемости в 2021 году увеличились, что говорит об интенсивности использования определенных активов и обязательств.
Теперь рассчитаем и проанализируем показатели рентабельности по формулам из таблицы 1.2. Показатели рентабельности используются для финансовой оценки работы предприятия, определения недоработок, планирования и проведения мероприятий, направленных на стимуляцию эффективности производственных процессов. Каждый коэффициент рентабельности направлен на достижение различных целей, поэтому для получения подробной информации расчет должен производится по всем показателям.
Таблица 8 – Расчет показателей рентабельности
Показатель | Расчет | 2020 год | 2021 год | Изменение показателя |
Рентабельность всего капитала | Рк2020 = 21 083\762778 = 0,03*100% = 3% Рк2021 = 7 748\922456 = 0,008*100% = 0,8% | 3% | 0,8% | -2,2% |
Рентабельность собственного капитала | Рск2020 = 21 083\167691 = 0,13*100% = 13% Рск2021 = 7 748\175439 = 0,04*100% = 4% | 13% | 4% | -9% |
Рентабельность основной деятельности | Род2020 = -233942\1905472 = -0,12*100% = -12% Род2021 = -182 346\2921998 = -0,06*100% = -6% | -12% | -6% | +6% |
Рентабельность продаж | Рпр2020 = 21 083\2092917 = 0,01*100% = 1% Рпр2021 = 7 748\3193110 = 0,002*100% = 0,2% | 1% | 0,2% | -0,8% |
По результатам проведенного анализа показателей рентабельности деятельности компании можно сделать неоднозначные выводы:
- рентабельность всего капитала и собственного капитала снизилась на 2,2% и на 9%. Эти показатели снизились за счет снижения чистой прибыли
- рентабельность основной деятельности в 2020 и 2021 году имеет отрицательное значение, за счет образования убытков от продаж. Отрицательный уровень рентабельности свидетельствует о том, что конкретная организация затрачивает на производственный процесс крупные суммы, которые не могут быть перекрыты текущими доходами. В этом случае необходимо тщательно проанализировать хозяйственную деятельность для того, чтобы определить проблемные моменты.
- рентабельность продаж также снизилась в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 0,8%. Она снизилась за счет снижения чистой прибыли. Снижение рентабельности отражает сокращение объёмов продаж или демонстрирует неэффективность хозяйственной деятельности.
Снижение показателей рентабельности свидетельствует о снижении дохода собственников, с каждого рубля вложенного в предприятие. Все это свидетельствует о неэффективном управлении финансово-хозяйственной деятельностью организации и требует поиска путей повышения