Файл: История во французском романе xx века и творчество М. Дрюона 5.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История во французском романе XX века и творчество М. Дрюона
1.1 Тезаурусная модель истории в публицистике М. Дрюона: историко-философский аспект
1.2 История в ранних произведениях М. Дрюона
Глава 2. Художественное выражение королевской власти Капетингов в исторических романах М. Дрюона
2.1 Авторская оценка исторической реальности и ее отражение в романах М. Дрюона
2.2 Особенности хронотопа королевской власти Капетингов в художественном мире романов М. Дрюона
Морис Дрюон, среди прочих качеств, дал плоть и жизнь многим персонажам, которые усеивают его историю. Все они, от самых важных до самых незначительных, имеют настоящую психологическую глубину. Легко заметить, как они суетятся в своей знакомой среде, и это не одна из малейших заслуг автора, достигнутая благодаря очень живому воспроизведению повседневной жизни в средние века, будь то окружающая среда, еда, одежда и привычные занятия, будь то банковская или медицинская практика, или способ управления, чтобы сделать их такими близкими нам, такими знакомыми.
Основное произведение, описывающее более детально историю одного из королей династии Капетингов - «Проклятые короли».
Книга повествует об истоках причин Столетней войны между Англией и Францией, при этом М.Дрюон указывает на конкретных лиц, чьи амбиции и личные интересы привели две страны к многолетней, разрушительной и кровопролитной войне.
В основу сюжета легла легенда о проклятии тамплиеров, обрушившегося на династию Капетингов и приведшему к престолу Франции линию Валуа. Так как легенда до сих пор не подтверждена и не опровергнута, то и использование ее в историческом романе Дрюоном не может вызывать критики, и не может восприниматься как выдумка автора.
Вообще, Дрюон очень грамотно пользуется источниками и историческими данными, позволяя собственную интерпретацию и использование фантазии только с теми фактами, которые недоказуемы, а значит, имеют право на существование в видении автора.5
Содержание 1 книги «Проклятых королей» не замысловатое, но очень реалистичное, отражающее обстановку дел в начале 14 века Европы: король Франции Филиппа Красивый, прозванный за несгибаемую волю «железным», ведет политику централизации власти и попутно пытается всеми способами пополнить государственную казну. Он не гнушается интриг, клеветы, подлогов и лживых судебных процессов, во имя только одной цели – увеличения богатств королевского двора. Также Филипп Красивый известен своим «Авиньонским пленением пап», вызванным попыткой французского короля подчинить себе католическую церковь и посадить на папский престол французского кардинала, который бы защищал интересы Французского королевства. Политика Филиппа была агрессивной, часто бесчестной, но, видимо, необходимой для становления Франции сильным и политически мощным государством, в противовес другим странам Европы.
У короля есть дети – четверо, но только двое из них: Изабелла и Филипп Длинный достойными продолжателями дела отца, но судьба не дает им в полной мере реализовать эту возможность. Двое других детей: Людовик и Карл, никчемные и слабовольные марионетки, приведшие к краху начинания отца. Это именно их жены – Маргарита и Бланка – были осуждены за прелюбодеяния и отправлены на заточение в крепость Шато-Гайар.
На фоне всех этих событий, один из зачинщиков Столетней войны, Робер Д`Артуа плетет искусные интриги против своей тетки Маго Д`Артуа, лишившей его наследства. Всю свою жизнь Робер посвящает этой борьбе, руководствуясь только одной целью – забрать, как он считает, свое имущество. В угоду своей алчной борьбе, Робер приносит в жертву интересы обоих государств: Англии и Франции, совершая преступления, не жалеет никого и использует в своих интригах все возможные связи, в том числе и Изабеллу, которую уговаривает объявить своих двух невесток прелюбодейками. А, как известно, обе невестки, не только жены братьев Изабеллы, но родственницы графини Маго. Обе невестки будут осуждены, а их любовники подвергнуты пыткам и казнены. Этими действиями, Робер надеется лишить свою тетку политического влияния и ослабить ее могущество.
В это же время, оставшиеся в живых тамплиеры, приступают к претворению в жизнь проклятия, гласившего, что все причастные к казни тамплиеров, не проживут и года, и будут призваны на Суд Божий, а род короля Филиппа прекратит свое существование. Что удивительно, как в подтверждение легенды, те, кого проклял магистр ордена тамплиеров, горящий на костре, действительно умерли в те сроки, которые он указал. А то, что династия Капетингов действительно, в последующие тридцать лет, прервалась и ушла с политической арены Франции: совпадение или пророчество, остается только гадать.6
Несмотря на то, что М.Дрюон проделал колоссальную работу с историческими источниками при написании романа-эпопеи, все же нельзя «Проклятых королей» рассматривать как сугубо исторический труд. Но после прочтения книги, читатель начинает самостоятельно штудировать историю Франции и искать соответствия или несоответствия романа с историческими фактами. Так давайте, поближе познакомимся с главными действующими лицами и проверим, насколько описание их в книге соответствует действительности.
Братья Д`Оне, совершившие прелюбодеяния с Маргаритой и Бланкой Бургундскими, действительно вошли в историю только известностью своих любовных связей, все остальные факты их жизни не известны, поэтому автор оставляет за собой право на их интерпретацию.
«Авиньонское пленение пап» также исторический факт, хотя слово «пленение» слишком сильное, по сравнению с реальным положением дел: в реальности, это было просто сотрудничество римских пап с французскими королями и перенесение резиденции главы католического мира из Рима в Авиньон. Но вошел этот факт в историю, именно, под названием «пленение».
Папа Климент V, также историческая личность, известная тем, что подчинялся Филиппу Красивому, вследствие содействия французского короля избранию Климента на папский престол. Это, именно, Климент V положил начало «Матиньонскому пленению пап» и к падению престижа католической церкви. По легенде, Жак де Моле, магистр ордена тамплиеров, предрек Клименту смерть не позднее чем, через 40 дней после казни тамплиера, и папа действительно умер спустя 33 дня, что и описано в книге М.Дрюона.
Казнь тамплиеров, также исторический факт: это произошло 18 марта 1314 года. Жак де Моле, окутанный клубами дыма и задыхающийся на костре, пообещал королю, его советнику Гийому де Ногарэ, и папе римскому, что они не переживут его дольше, чем на год. И действительно, и папа, и король умерли в том же 1314 году, но тут вскрывается факт исторического несоответствия - Гийом де Ногарэ, который фигурирует в проклятии, скончался за год до казни тамплиеров, и поэтому никак не мог упоминаться магистром. Казнь тамплиеров повлекла за собой рождение многих легенд: и об основании масонских лож, целью которых стала месть и уничтожение христианской церкви, порождение шотландского ритуала, стала основой для легенды о проклятии Капетингов. А эти легенды, в свою очередь, стали причиной неугасаемого интереса, на протяжении всей истории и современности, к тамплиерам и масонству. Возможно, что легенда о проклятии была выдумана для оправдания и объяснения причин скоропостижных смертей представителей ветви Капетингов. Как бы то ни было, но, именно, казнь тамплиеров вместо попытки уничтожения и забвения ордена, стала вечным памятником ордену в истории Запада.7
Маргарита Бургундская – реальное историческое лицо, являлась женой Людовика X, была уличена, якобы, в прелюбодеянии, хотя доказательств этого до сих пор нет. Возможно, что это была клевета Робера Д`Артуа с целью навредить своей тетке. Но так или иначе, в историю Маргарита Бургундская вошла как принцесса-прелюбодейка вместе с своей родственницей Бланкой, женой Карла IV. Отсутствие прямых доказательств измены, как и отсутствие алиби, оставляют право автору использовать образ Маргариты таким, каким он вошел в исторические хроники. Также этот неподтвержденный факт породил легенду о множестве любовников Маргариты, которые расплачивались жизнью за ночь с ней. И все этот же скандал с прелюбодеянием Бланки и Маргариты привел к драматическим последствиям для Франции: появлению претензий английской короны на французский престол и объявлению действующим древний, всеми забытый, салический закон, что, в конце концов, и привело к началу Столетней войны.
Борьба Маго Д`Артуа с племянником Робером Д`Артуа не только в книге М.Дрюона, но и по мнению многих историков, является одной из причин векового конфликта между Францией и Англией. Так что здесь автор произведения придерживается той версии в романе, которую поддерживает большинство исследователей истории Франции. При этом Робер является, по словам Дрюона «любимым героем» ввиду своей неординарности и неистощимой целеустремленности.
Дрюон смог ввести историю в увлекательный роман так, чтобы читатель не заскучал, а мысленно переместился ко времени и месту событий. Все события и описания преподнесены в бесподобной художественной форме, образы яркие и продуманные.
Приступая к написанию исторического цикла «Проклятые короли», М. Дрюон уже имел сложившуюся систему взглядов на историю как процесс, характеризующийся периодической сменой исторических ситуаций, которые под влиянием качеств определенной личности и ее способности организовывать народные массы приобретают схожее развитие. Признавая особую роль личности в истории, он размышлял и о ее ответственности перед будущим, поэтому так красноречивы заголовки цикла, несущие на себе ключевую функцию выражения авторской идеи, тем более что хронологически события в романах разворачиваются с 1314 по 1360 годы, в период правления от Филиппа IV до Иоанна II, то есть до начала Столетней войны между Англией и Францией.
В цикле «Проклятые короли» авторская оценка описываемых исторических событий проявляется как во внешнем, так и во внутреннем хронотопе произведений. В теории литературы хронотоп определяется как «некое пространственно-временное единство мировидения (кругозор или система кругозоров), в рамках которого только и мыслима та или иная смена точек зрения или динамика эпизодов». М. М. Бахтин также указывал, что в хронотопе «имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом». Хронотоп в цикле М. Дрюона развивается в двух направлениях: внутренний хронотоп личности героев и внешний хронотоп мира, облегающего героя, то есть хронотоп повествователя, поэтому средневековая действительность оценивается с различных временных точек зрения и оказывается неодинаковой для повествователя и героев романов, разделенных исторической дистанцией.
Авторская оценка, видение средневекового конфликта проявляется уже во внешнем структурном решении цикла «Проклятые короли» - в рамочных компонентах произведения. Ю. М. Лотман понимает под рамочными компонентами начало и конец текста, то есть непосредственные элементы структуры произведения.8
Изменение количества персонажей, приводимых в списках действующих лиц, указывает также на наличие и углубление проблем, конфликтов, приведших к трагедии. В первом и во втором романах списки насчитывают по 27 персонажей, в третьем список увеличивается до 42, а в четвертом, пятом и шестом романах достигает 70. Показательным является список действующих лиц, предваряющий роман «Лилия и лев», где автор перечисляет всех представителей королевской семьи, дает их краткую биографию и размещает их в алфавитном порядке. М. Дрюон констатирует кончину династии Капетингов и подчеркивает переломный момент в истории Франции, где ожесточается борьба за французскую корону между Валуа и английским королем Эдуардом III, что и послужило причиной Столетней войны: Это свидетельствует о расширении круга событий, о выстраивании панорамного изображения жизни французского общества, то есть исторические события не ограничиваются дворцовыми интригами. Они охватывают всю страну разом, поэтому действия напоминают сценическую смену декораций, когда эпизодичность и лаконичность определяют следующую сцену, понять которую можно, если знаком с предыдущими.
Такой принцип построения текстового пространства как раз позволяет актуализировать, с одной стороны, драматический элемент, с другой, мозаично нарисовать сложное полотно французской действительности определенного периода, где каждый кусочек этой мозаики есть часть большого исторического полотна под названием «Франция». Этот принцип позволяет и высветить круг основных противоречий: государство и тамплиеры, государство и ломбардцы, государство и церковь, феодальные отношения, внешняя политика Франции, угасание династии Капетингов и укрепление ветви Валуа. Особняком стоит последний седьмой роман цикла «Когда король теряет Францию», в котором нет подобного списка действующих лиц. Описание и комментарий исторических событий вложены в уста кардинала Перигорского, который подводит итог истории, изложенной в предыдущих шести романах.
Включение в эпическую форму чисто драматургического элемента позволяет говорить не только о расширенном панорамном изображении истории, но и об особом взгляде М. Дрюона на историю и историческое развитие. История понимается автором как череда калейдоскопических событий, имеющих при этом причинно-следственные связи, обусловленные участниками событий, среди которых особая роль отводится королю. Именно этот взгляд определил подход М. Дрюона к внутреннему объединению романа в единый цикл, то есть для автора важны не просто хроникальные рамки, а идея, которая определила судьбы Капетингов и Франции.