Файл: Задания к контрольной работе по дисциплине Психологическая служба и практическая психология в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий»

Кафедра психолого-педагогического образования


ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психологическая служба и практическая психология в образовании»
Студент, в своей работе дает мотивированные описания своих решений, относительно выбранных 3-ёх практических заданий (по 1-му из каждого блока). Ответы печатаются на листах А4 в произвольной форме в объеме 4-10 стр., скрепляются степлером или папкой-скоросшивателем. Титульный лист оформляется по стандартам кафедры психолого-педагогического образования СФ УУНиТ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Блок заданий 1. Выберите для описания один пример.

  1. Опишите организационные и психологические практики самопомощи, как можно преодолеть непродуктивные чувства, установки, мысли и действия консультанта на примере:

  • Желания угодить клиенту (вплоть до применения непсихологических методов: устроить на работу, познакомить с кем-нибудь; дать денег, накормить и т.д.).

  • Желания спорить и ссориться и клиентом.

  • Беспокойства об упреках клиента.

  • Чрезмерного опасения потерять клиента (снижение оплаты, перенос времени на удобное клиенту и т.д.)

  • Ощущения, что клиент обязательно должен изменить свое поведение в результате

работы.

  • Ненужной резкости или излишней мягкости в работе с клиентом.

  • Стремления заняться профессиональными сплетнями относительно клиента.

  • Культивирования зависимости клиента от психолога.

  • Подталкивания советами к действиям.

  • Периодического ощущения влюбленности в клиента.

  • Депрессивных, тяжелых чувств, возникающих у психолога после консультирования или относительно клиента.

  • Организационных нарушений со стороны психолога (опоздания, затягивание времени).

  • Чрезмерной проработки или недоработки финансовых или организационных проблем.



Блок заданий 2. Разработайте проект в форме краткого описания программы психолого- педагогической работы по одной из предложенных тем.


  1. Составление плана работы на месяц и на учебный год в дошкольном образовательном

учреждении.

  1. Познакомиться с видами психолого-педагогических консилиумов. Проанализировать

возможности их применения в практике психологической службы.

  1. Познакомиться и проанализировать авторские модели организации психологической

службы в дошкольном и школьном образовательных учреждениях.

  1. Критический анализ тренингов осознанного родительства.

  2. Разработать психологические рекомендации в помощь учителю начальных классов,

работающему с гиперактивными детьми.

  1. Составить Неделю психологии в любом образовательном учреждении (дет.сад, школа)

  2. Составить сценарий одного занятия по психогимнастике.

  3. Дать психологическую характеристику акцентуированного подростка, подготовить

рекомендации для него, его родителей и педагогов.

  1. Заполнить таблицу «Модели активного слушания»





  1. Групповое психологическое консультирование детей и подростков.

  2. Дистантное консультирование.

  3. Использование метафор в психологическом консультировании.

  4. Специфика психодиагностических методик в возрастно-психологическом

консультировании.

  1. Особенности детского консультирования в экстремальных ситуациях.

  2. Возрастно-психологическое консультирование как особый вид психологической

помощи.

  1. Консультирование детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

  2. Личность эффективного психолога-консультанта.

  3. Проблематика и специфика психологического консультирования в школе.

  4. Профориентация в процессе психологического консультирования.

  5. Психологическое консультирование детей-инвалидов.

  6. Психологическое консультирование детей, переживших тяжелую утрату.

  7. Методы принуждения (административные) в профессиональной деятельности.

  8. Типичные ожидания и проблемы различных образовательно-возрастных групп

людей в связи с профессиональным самоопределением.

  1. Перспективы развития профессии и профессиональный рост работающих.

  2. Рабочее место педагога-психолога.




Блок заданий 3. Предложите обоснованное решение одной проблемной ситуации из практики деятельности педагога-психолога.

  1. Родители не дали согласие на участие ребенка в тестировании, а администрация школы требует отчетности по данному ребенку. Каков будет выход из ситуации? Какие альтернативные методы могут быть предложены вместо тестирования ребенка?

  2. Психологу необходимо проводить тренинги с детьми, а администрация не предоставляет помещения. Какое решение в этом случае будет наиболее оптимальным?


  3. Администрация не выделяет или не оборудует кабинет школьному психологу. Каковы должны быть действия специалиста?

  4. Администрация определяет приоритетные направления в деятельности педагога-психолога, не учитывая при этом актуальные задачи и индивидуальные особенности детей. Какие действия психологу необходимо предпринять?

  5. Педагог обращается за помощью к психологу, чтобы тот дал характеристику на ребенка. Какова, на ваш взгляд, должна быть последовательность действий специалиста?

  6. Педагог просит справиться с «трудными» учениками и пытается привлечь психолога на свою сторону. В действительности выясняется, что проблема в педагоге, а не в учащихся. Администрация требует от психолога разрешения конфликта между педагогом и классом. Каковы наиболее оптимальные действия психолога?

  7. Администрация требует присутствия на тренинге классного руководителя в качестве наблюдателя. Насколько это правомерно? Каким образом психологу отстоять профессиональную позицию?

  8. Педагоги желают получить информацию по результатам психодиагностических исследований. Обоснуйте действия психолога.


  9. Родители обвиняют психолога в профессиональной некомпетентности. Как наладить сотрудничество с такими родителями?

  10. Психолог получает заказ от педагога – построить типологию учеников в классе по принципу IQ, эмоциональной неустойчивости, творческой активности и т.д. С чего должен начать психолог свой диалог с педагогом?

  11. Психолога просят заменить место отсутствующего преподавателя и дать учащимся интересный урок по психологии личности. Каковы должны быть действия психолога?

  12. Психолог приглашен на беседу с родителями «трудного» ребенка. В ходе беседы выясняется, что ребенка обвиняют, родителей «учат жизни» и тому, «как надо воспитывать». Какую позицию необходимо занять психологу? Возможно ли избежать повторения подобных ситуаций в будущем? Как это можно отразить в планировании своей работы с администрацией, педагогами и родителями?

  13. Администрация требует массового тестирования всех учащихся по единой методике. Цель исследования не ясна. Мотивация: «хорошая методика», «сейчас по ней и в других школах работают», «она мне нравится» и т.д. Что необходимо психологу делать в подобной ситуации?

  14. Администрация не довольна работой психолога. Как выяснить на основании чего возникло такое мнение: проверка планов, беседа с детьми или педагогами, несоответствие образу идеального психолога или что-то еще?

  15. Педагогу-психологу навязывают роль сотрудника, который обязан выполнять свои функции в рамках командно-административной модели управления: быть более требовательным к моральному поведению учащихся, использовать манипуляции, обман и психологическое воздействие с целью повышения исполнительской дисциплины в образовательной организации. Что необходимо психологу сделать в подобной ситуации?