Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия Факультет Экономика и управление.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 429
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
NAYADA, «Группа ГАЗ» и т.д.
Для наиболее эффективного управления российскими предприятиями целесообразно и доступно интегрировать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента, оптимально их сочетая.
Отечественная модель обладает большим потенциалом, но для раскрытия её потенциала необходим существенно более высокий уровень методической разработанности, знание и учёт менеджерами российских законодательных и нормативных актов, высокий уровень подготовки, присутствие норм деловой этики бизнеса и глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Без всего этого будут проявляться её слабые стороны.
Очевидно, что в этом отношении полезен опыт западной модели. В первую очередь - опыт процедурного обеспечения общей работы, опыт процедурного принуждения к исполнению. Вообще проблема «вживления» опыта западной модели является пока неразрешенной.
Действительно, стоит отметить то, что обе эти модели менеджмента порождены существенно разными людьми, с разной ментальностью. В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты - важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая взаимосвязь. Анализируя формы и методы управления в разных странах, нельзя не учесть немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую расхлябанность. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.
Бездумное заимствование чужого опыта Россией может принести отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности. Россия представляет собой причудливое сочетание западничества и славянофильства, она всегда стояла между Европой и Азией. От Азии Россия впитала форму группового мышления - группизм, а от Европы - индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм
- два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причём надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность.
Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жёстких управленческих решений к гибким. Сегодня жёсткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента - движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению.
Возможность перенять опыт успешного управления – это перспективная возможность для российских компаний повысить конкурентоспособность относительно не только российского рынка, но и международного, что крайне важно в условиях распределения экономических сил в мире.
Заключение
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные знания и опыт в области теории и практики управления. В каждой стране система управления фирм имеет определенные характеристики и входящие в неё составляющие элементы, которые отличают её от систем других стран.
Структура управления фирмы в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления и обычаями делового оборота в данной стране; уставом и т.д.
Понимание того, что менеджмент - это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. Американский менеджмент характеризуется жёсткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений, персональная ответственность.
Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Одно из существенных отличий европейского менеджмента состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности.
На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего - ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, более важна для них коллективная ответственность. Ещё одна особенность японского менеджмента
- руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.
Польза японского опыта для российского менеджмента заключается прежде всего в связи с мягкой интеграцией лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США.
Объективной сложностью для формирования эффективного отечественного менеджмента, является интеллектуальный вакуум, образовавшийся после крах советской системы хозяйствования и постепенно заполняющийся чуждыми идеями личного обогащения любой ценой и пренебрежительного отношения к традиционным ценностям.
Заимствование принципов одного лишь западного стиля управления менеджерами российских предприятий не слишком рационально из-за существенных различий в ментальности.
Положительный результат от внедрения любых зарубежных методов управления возможен лишь в том случае, если они могут быть полноценно адаптированы к российской хозяйственной культуре и более мировоззренчески близким российскому является японский стиль управления. Со временем, не отрицая глубинных этических и философских устоев, необходимо постепенно перейти к современным моделям управления и успешно их применить на благо социума.
Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Стратегическая перспектива русского менеджмента - движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению. Российский менеджмент должен формироваться за счёт творческого осмысления зарубежного опыта с учётом российской специфики, т.е. синтеза мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.
Список использованных источников
1. Гагин В.М. Модели менеджмента [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом – М: Астрель, 2017. – 238 с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент [Текст]
: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Инфра-М», 2018. - 283 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2017. - 528 с.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие. - 9-е изд. - М.: Изд-во «Новое знание», 2019. - 336 с.
5. Казначевская Г.Б, Чуев И.Н., Матросова О.В. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Феникс», 2018. - 378 с.
6. Кравченко А.И. История менеджмента [Текст] - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Академический Проект», 2015. - 560 с.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. - М.: Изд-во «ДЕЛО», 2017. - 672 с.
8. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов [Текст]. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 556 с.
9. Струкова О.С., Пушных В.А. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом, 2018. – 167 с.
10. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов [Текст]. - 4-е изд., - СПб.: Изд-во «Питер», 2018. - 491 с.
11. Хачатуров А.Е., Белковский А.Н. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом , 2016. – 545 с.
12. Анализ зарубежных моделей менеджмента и целесообразность их использования в российских компаниях. URL: https://cyberleninka.ru
13. Возможности и последствия адаптации зарубежных моделей управления организацией. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9281
Для наиболее эффективного управления российскими предприятиями целесообразно и доступно интегрировать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента, оптимально их сочетая.
Отечественная модель обладает большим потенциалом, но для раскрытия её потенциала необходим существенно более высокий уровень методической разработанности, знание и учёт менеджерами российских законодательных и нормативных актов, высокий уровень подготовки, присутствие норм деловой этики бизнеса и глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Без всего этого будут проявляться её слабые стороны.
Очевидно, что в этом отношении полезен опыт западной модели. В первую очередь - опыт процедурного обеспечения общей работы, опыт процедурного принуждения к исполнению. Вообще проблема «вживления» опыта западной модели является пока неразрешенной.
Действительно, стоит отметить то, что обе эти модели менеджмента порождены существенно разными людьми, с разной ментальностью. В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты - важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая взаимосвязь. Анализируя формы и методы управления в разных странах, нельзя не учесть немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую расхлябанность. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.
Бездумное заимствование чужого опыта Россией может принести отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности. Россия представляет собой причудливое сочетание западничества и славянофильства, она всегда стояла между Европой и Азией. От Азии Россия впитала форму группового мышления - группизм, а от Европы - индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм
- два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Причём надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность.
Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жёстких управленческих решений к гибким. Сегодня жёсткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента - движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению.
Возможность перенять опыт успешного управления – это перспективная возможность для российских компаний повысить конкурентоспособность относительно не только российского рынка, но и международного, что крайне важно в условиях распределения экономических сил в мире.
Заключение
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные знания и опыт в области теории и практики управления. В каждой стране система управления фирм имеет определенные характеристики и входящие в неё составляющие элементы, которые отличают её от систем других стран.
Структура управления фирмы в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления и обычаями делового оборота в данной стране; уставом и т.д.
Понимание того, что менеджмент - это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. Американский менеджмент характеризуется жёсткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений, персональная ответственность.
Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Одно из существенных отличий европейского менеджмента состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности.
На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего - ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, более важна для них коллективная ответственность. Ещё одна особенность японского менеджмента
- руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.
Польза японского опыта для российского менеджмента заключается прежде всего в связи с мягкой интеграцией лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США.
Объективной сложностью для формирования эффективного отечественного менеджмента, является интеллектуальный вакуум, образовавшийся после крах советской системы хозяйствования и постепенно заполняющийся чуждыми идеями личного обогащения любой ценой и пренебрежительного отношения к традиционным ценностям.
Заимствование принципов одного лишь западного стиля управления менеджерами российских предприятий не слишком рационально из-за существенных различий в ментальности.
Положительный результат от внедрения любых зарубежных методов управления возможен лишь в том случае, если они могут быть полноценно адаптированы к российской хозяйственной культуре и более мировоззренчески близким российскому является японский стиль управления. Со временем, не отрицая глубинных этических и философских устоев, необходимо постепенно перейти к современным моделям управления и успешно их применить на благо социума.
Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Стратегическая перспектива русского менеджмента - движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению. Российский менеджмент должен формироваться за счёт творческого осмысления зарубежного опыта с учётом российской специфики, т.е. синтеза мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.
Список использованных источников
1. Гагин В.М. Модели менеджмента [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом – М: Астрель, 2017. – 238 с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент [Текст]
: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Инфра-М», 2018. - 283 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2017. - 528 с.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие. - 9-е изд. - М.: Изд-во «Новое знание», 2019. - 336 с.
5. Казначевская Г.Б, Чуев И.Н., Матросова О.В. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Феникс», 2018. - 378 с.
6. Кравченко А.И. История менеджмента [Текст] - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Академический Проект», 2015. - 560 с.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. - М.: Изд-во «ДЕЛО», 2017. - 672 с.
8. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов [Текст]. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 556 с.
9. Струкова О.С., Пушных В.А. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом, 2018. – 167 с.
10. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов [Текст]. - 4-е изд., - СПб.: Изд-во «Питер», 2018. - 491 с.
11. Хачатуров А.Е., Белковский А.Н. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом , 2016. – 545 с.
12. Анализ зарубежных моделей менеджмента и целесообразность их использования в российских компаниях. URL: https://cyberleninka.ru
13. Возможности и последствия адаптации зарубежных моделей управления организацией. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9281