Файл: Пересказы определяют как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее – ФГОС ООО), одной из целей обучения в школе является развитие речевых умений учащихся. Процесс изучения литературы направлен на овладение учащимися «умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ» [1]. Средством контроля уровня сформированности умения пересказывать является итоговое устное собеседование по русскому языку, которое учащиеся сдают в 9 классе. Анализ результатов итогового собеседования говорит о том, что почти половина обучающихся при пересказе не умеют работать с микротемами исходного текста, не могут определить подходящее место для цитаты в тексте, допускают много фактических, грамматических и речевых ошибок, связанных с пониманием текста, что свидетельствует о том, что создание пересказа дается учащимся довольно тяжело [2].

Пересказы определяют как процесс повторения текста другими словами, сохраняя основную суть и структуру оригинального материала; авторское изложение литературного произведения, отличающееся от оригинального стиля и языка, имеющее целью передать основную идею и содержание произведения; «вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного)»; «осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»; «сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память и воображение»; «связная и последовательная устная передача прочитанного» и т.п.

Важность навыка пересказа с целью развития речевой деятельности признаётся психологами (Л. С. Выготским [4], Н. И. Жинкиным [9], [10], А. А. Леонтьевым [13]) и методистами (М. Т. Барановой , П. О. Афанасьевым [3], Т. А. Ладыженской, В. В. Голубковым [6], М. А. Рыбниковой, М. Р. Львовым [13] и др.)


Анализ указанных разработок позволяет говорить о том, что между начальной и средней ступенью обучения отсутствуют преемственные связи в области создания пересказа.

Цель курсовой работы – создать и внедрить в учебный процесс методические разработки для обучения созданию выборочных пересказов учащихся 5 классов.

Исходя из цели исследования, сформированы следующие задачи:

– изучить и проанализировать методическую литературу и другие источники информации по теме исследования;

– изучить педагогические приемы, которые могут быть использованы при обучении созданию выборочных пересказов;

– выявить начальный уровень сформированности компетенций в области создания выборочных пересказов;

– разработать задания и мероприятия, направленные на повышение уровня сформированности компетенций в области темы исследования.

Гипотеза: работа по обучению созданию выборочных пересказов учащихся 5 классов будет более эффективной при использовании комплекса заданий.

Объект исследования: методика формирования у учащихся пятых классов умений и навыков для составления выборочного пересказа.

Предмет исследования: педагогические методы и приёмы, используемые на уроках литературы для обучения созданию выборочного пересказа.

Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 им. Героя Российской Федерации г. Новороссийска.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

– анализ литературоведческой, педагогической и методической литературы;

– наблюдение за процессом обучения учащихся 5 классов составлению выборочных пересказов;

– констатирующий эксперимент;

– количественную и качественную обработку полученных данных.

Работа состоит из введения, двух разделов, списка используемой литературы, приложений.