Файл: Ниже высказывания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

Прочтите приведенные ниже высказывания.

  1. «...Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа»1.

  2. «Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социаль- ного. Понятие «социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни...»2.

  3. «Что касается выбора исходной клеточки исследования общества во- обще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. Понимание

человека как субъекта общественных отношений и деятельности поз- воляет представить совокупность общественных отношений в каче- стве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к иссле- дованию самого общества»3.

С кем из авторов Вы согласны в определении ключевой категории со- циологии или у Вас есть своя позиция по этому вопросу? Аргументируйте свой ответ.

В определении ключевой категории социологии я согласен с первым высказыванием, в котором утверждается, что исходным понятием для исследования общества является социальная общность. В трактовке В. Ядова «социальной общностью называют взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлений о целях  и средствах деятельности.» К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии.

Задание 2

Правильны ли приведенные ниже суждения? И объясните, почему Вы думаете, что они правильные или нет.

  1. Объектом социологического познания является общество, а предме- том социологической науки выступают социальные законы.

    1. Да, правильное суждение. Почему? 1.1. Да, правильное суждение. Почему?___________________ Правильно, т. к. социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов, социальную структуру общества, социальные группы, социальные процессы.

    2. Нет, не правильное суждение. Почему?






  1. Ключевым в социологии выступает понятие социального.

Да, правильное суждение. Почему? 2.1. Да, правильное суждение. Почему? Правильное, так как социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.___________________



    1. Нет, не правильное суждение. Почему?





1 Ядов В. А. Размышление о предмете социологии / В. А. Ядов // Социологические исследо- вания. 1990. 2. С. 12.

2 Социология // Под ред. Г. В. Осипова. М., 1990. С. 25.

3 Бороноев А. О., Ельмеев В. Я., Орлов В. Н. О предмете социологии как общей науки об об- ществе / А. О. Бороноев, В. Я. Ельмеев, В. Н. Орлов // Социологические исследования. 1991. 5. С. 36.

Задание 3

Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины (поставьте знак «+» или «» в соответствующей колонке).



Дисциплина


Есте-

ственное


Техниче- ское


Социаль- ное


Гуманитар- ное

1. Анатомия












2. История












3. Сопромат












4. Философия












5. Биология












6. Электротехника












7. Физика












8. Теория машин












9. Социология












10. Астрономия












11. Богословие












12. Психология












13. Биохимия












14. Экономика












15. Радиоэлектроника












16. Этика












17.Геология












18. Космонавтика












19. Правоведение












20. Химия полимеров














Задание 4

Как может быть представлена структура социологии в зависимости от:

  1. Уровня получаемого знания?



Социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую.

  1. Цели и задач исследования? Социология подразделяется на фундаментальную и прикладную.






  1. Объекта исследования?






социология подразделяется на общетеоретическую, отраслевую и микросоциологию.

Задание 5

Теоретической основой, фундаментом социологии является филосо- фия, в рамках которой она развивалась 2.5 тыс. лет, пока в середине XIX века не стала самостоятельной наукой, Именно из философии черпает со- циология парадигмы, концепции, отдельные идеи, методы и терминоло- гию. Какие еще научные дисциплины оказали и продолжают оказывать большое влияние на развитие социологии? На какие дисциплины оказыва- ет влияние социология?








Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию и политологию.

Социология оказываетвлияние на такие науки, как экономика, этнография, антропология. Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи у социологии с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками


Задание 6

Развитие науки, знания, по взглядам О. Конта, идет от простого к сложному, от общего к специфическому. Каждая последующая наука име- ет более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходи- мую часть предыдущую. Закон классификации наук О. Конта выглядит как определенная последовательность, иерархия. Место социологии О. Конт определял на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные яв- ления взаимодействия индивидов:

Математикаастрономияфизикахимиябиологиясоциология

А как бы выглядел Ваш закон классификации наук?, Исходя из совре- менных представлений какие еще науки Вы бы добавили?
Математика Биология Химия→ ФизикаFстрономия → →Cоциология




Исходя из совре менных представлений можно ещё добавить антропологию, археологию, экономику, человечество. лингвистику, менеджмент, медиаизучение, политологию, психологию и социальную историю.

Задание 7

На протяжении всей истории развития социологии изменялись не только представления о ее предмете, но и о ней самой. Что, как наука, изу- чает социология? Какова ее главная цель?

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определённым образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Условно, для простоты общество можно представить в виде городского парка культуры и отдыха, имеющего определённые границы. 










Главная цель социологии – изучение общества как организованной формы существования людей, отношений между индивидом и обществом в целом.


Задание 8

Что означают эти высказывания?

  1. Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей

В центре ее внимания личности со своими поступками, мотивами, определяющими их взаимодействия. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивам действия, социализации и индивидуализации, стимулам групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», а скорее «внутренний» аспект действий людей, их поведения.


  1. Макросоциология уделяет внимание структурам и институтам, раскрывающим общество в целом



Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы, тенденции развития общества в целом. Предметом макросоциологического исследования может являться, например, изменение института семьи в России, а именно таких составляющих, как положение в системе ценностей гражданина, мотивация вступления в брак, продолжительность брака, количество детей, законодательство, регулирующее семейные отношения, построение взаимоотношений с родственниками и т.д. Т.е. речь идет не о конкретной семье, а об институте семьи.