Файл: Протокол 321 от 27. 09. 2021 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 377

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ

Фольклор

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература XIX—ХХ веков

Литература XX—XXI веков

Литература народов Российской Федерации

Зарубежная литература

Античная литература

Фольклор

Древнерусская литература

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература XX века

Литература народов Российской Федерации

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература конца XIX — начала XX века

Литература первой половины XX века

Литература второй половины XX века

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература первой половины XX века

Литература второй половины XX века

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература первой половины XIX века

Зарубежная литература

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

8 КЛАСС


  1. Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

  2. понимать специфику литературы как вида словесного ис- кусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

  3. проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы; восприни- мать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитан- ное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в ли- тературных произведениях:

6 анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родо- вую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт про- изведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и ос- мыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом про- изведения; объяснять своё понимание нравственно-философ- ской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений учётом возраста и литературного развития об- учающихся); выявлять языковые особенности художественно- го произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характер- ные для творческой манеры и стиля писателя, определять их
художественные функции;

36 Примерная рабочая программа

6 овладеть сущностью и пониманием смысловых функций тео- ретико-литературных понятий и самостоятельно использо- вать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художествен- ная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, пробле- матика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития дей- ствия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический ге- рой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, инте- рьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворе- ние, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (ал- литерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дак- тиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;

6 рассматривать отдельные изученные произведения в рамках

историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);



6 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанро- вую специфику изученного художественного произведения;

6 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персона- жей, литературные явления и факты, сюжеты разных лите- ратурных произведений, темы, проблемы, жанры, художе- ственные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;

6 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные про- изведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);

  1. выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений, не выученных ранее), пе- редавая личное отношение к произведению учётом литератур- ного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

  2. пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, обстоя- тельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;


ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 37

  1. участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведе- нии, соотносить собственную позицию с позицией автора и по- зициями участников диалога, давать аргументированную оцен- ку прочитанному;

  2. создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуж- дение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на са- мостоятельно выбранную литературную или публицистиче- скую тему, применяя различные виды цитирования;

  3. интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литерату- ры и современных авторов с использованием методов смыслово- го чтения и эстетического анализа;

  4. понимать важность чтения и изучения произведений фоль- клора и художественной литературы как способа познания ми- ра и окружающей действительности, источника эмоциональ- ных и эстетических впечатлений, а также средства собственно- го развития;

  5. самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обо- гащать свой литературный кругозор по рекомендациям учите- ля и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;

  6. участвовать в коллективной и индивидуальной проект- ной и исследовательской деятельности и публично представ- лять полученные результаты;

  7. самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете прове- ренные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.





9 КЛАСС


  1. Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетиче- скую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонацио- нального народа Российской Федерации;


38 Примерная рабочая программа

  1. понимать специфические черты литературы как вида сло- весного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

  2. владеть умением самостоятельного смыслового и эстетиче- ского анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литера- турного развития обучающихся), понимать условность художе- ственной картины мира, отражённой в литературных произве- дениях с учётом неоднозначности заложенных в них художе- ственных смыслов:

6 анализировать произведение в единстве формы и содержа- ния; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию ге- роя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учи- тывая художественные особенности произведения и отра- женные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систе- му образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, со- бытий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической