ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 378
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература конца XIX — начала XX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
6 овладеть сущностью и пониманием смысловых функций тео- ретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформ- ления собственных оценок и наблюдений: художественная ли- тература и устное народное творчество; проза и поэзия; худо- жественный образ, факт, вымысел; литературные направле- ния (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма,
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 39
баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотиче- ский, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; ста- дии развития действия: экспозиция, завязка, развитие дей- ствия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, пове- ствователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), ли- рический герой, лирический персонаж; речевая характери- стика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная
де- таль; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, ги- пербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; рито- рический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, ана- фора, повтор; художественное время и пространство; звуко- пись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
6 рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произ- ведения к историческому времени, определённому литера- турному направлению);
6 выявлять связь между важнейшими фактами биографии пи- сателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями историче- ской эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произ- ведений;
6 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанро- вую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;
6 сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутри- текстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, ли- тературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
6 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные про- изведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
40 Примерная рабочая программа
-
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом лите- ратурного развития, индивидуальных особенностей обучаю- щихся); -
пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письмен- ных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочи- танному произведению и самостоятельно формулировать во- просы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу; -
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведе- нии, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участни- ков дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанно- му и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы; -
создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуж- дение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различ- ные виды цитирования; -
самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуаль- но изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубеж- ной литературы и современных авторов с использованием мето- дов смыслового чтения и эстетического анализа; -
понимать важность вдумчивого чтения и изучения произ- ведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития; -
самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обо- гащать свой литературный кругозор по рекомендациям учите- ля и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 41
-
участвовать в коллективной и индивидуальной проект- ной и исследовательской деятельности и уметь публично пре- зентовать полученные результаты; -
уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-спра- вочными системами, в том числе в электронной форме; поль- зоваться каталогами библиотек, библиографическими указате- лями, системой поиска в Интернете; работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; при- менять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабо- чей программы следует учитывать, что формирование различ- ных умений, навыков, компетенций происходит у разных обу- чающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального под- хода к ним и применения разных стратегий и создания индиви- дуальных образовательных траекторий достижения этих ре- зультатов.
42 Примерная рабочая программа
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы
43
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано количество часов, отво- димое на чтение, изучение и обсуждение литературных тем, на развитие речи, на уроки внеклассного чтения и итоговые контрольные работы, предусмотрены резервные часы для реализации принципа вариативности в выборе произведений (до 15 часов в год), в том числе и произведений региональной литературы. Количество резервных часов рассчитывается исходя из общего количества часов, отве- дённых на год обучения; зависит от уровня сложности содержания инварианта; от выбранного учите- лем УМК.
- 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 21
КЛАСС (102 ЧАСА)
Всего: на чтение, изучение и обсуждение 70 ч.
6 на развитие речи 8 ч
6 на уроки внеклассного чтения 7 ч
6 итоговые контрольные работы 2 ч
6 резервные уроки 15 ч
Тематический блок/раздел | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Мифология (3 ч) | Мифы народов России и мира (3 ч) | Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать. Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности. Определять и форму- лировать тему и основную мысль прочитанных мифов. Сопоставлять мифы разных народов, сравни- вать их с эпическими произведениями. Характери- зовать главных героев, сравнивать их поступки. |
44
Примерная рабочая программа
Продолжение табл.
Тематический блок/раздел | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| | Высказывать своё отношение к событиям и эпиче- ским героям. Участвовать в разработке учебных проектов. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги. Писать сочинение о любимом эпиче- ском герое. |
Фольклор (7 ч) | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки (2 ч) Сказки народов России и наро- дов мира (5 ч) | Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы. Отличать пословицы от поговорок. Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорка- ми других народов. Уметь сочинять и разгадывать загадки. Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы. Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки. Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки. Определять особенности языка и композиции народ- ных сказок разных народов (зачин, концовка, постоян- ные эпитеты, устойчивые выражения и др.). Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчи- вые выражения. Инсценировать любимую сказку |
Литература первой половины XIX века (14 ч) | И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», | Выразительно читать басню, в том числе по ролям. Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни. Находить значение незнакомого |