Файл: Протокол 321 от 27. 09. 2021 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 381

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ

Фольклор

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература XIX—ХХ веков

Литература XX—XXI веков

Литература народов Российской Федерации

Зарубежная литература

Античная литература

Фольклор

Древнерусская литература

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература XX века

Литература народов Российской Федерации

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература конца XIX — начала XX века

Литература первой половины XX века

Литература второй половины XX века

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература первой половины XX века

Литература второй половины XX века

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература первой половины XIX века

Зарубежная литература

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ



ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы

45






«Свинья под Дубом», «Квартет»,

слова в словаре. Инсценировать басню. Определять

«Осёл и Соловей», «Ворона и

художественные особенности басенного жанра.

Лисица» (4 ч)

Иметь первоначальное представление об аллегории




и морали. Читать басню наизусть (по выбору




обучающегося).

А. С. Пушкин.

Выразительно читать стихотворения. Отличать

Стихотворения (не менее трёх).

поэтический текст от прозаического, аргументиро-

«Зимнее утро», «Зимний вечер»,

вать свой ответ. Определять тематическое единство

«Няне» и др.

подобранных произведений. Выявлять средства

«Сказка о мёртвой царевне

художественной изобразительности в лирических

и о семи богатырях» (6 ч)

произведениях (эпитет, метафору, олицетворение,




сравнение). Выполнять письменные работы по




первоначальному анализу стихотворения. Заучивать




стихотворения наизусть. Выразительно читать




сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Опреде-




лять идейно-тематическое содержание сказки




А. С. Пушкина. Выявлять своеобразие авторской




сказки и её отличие от народной. Выделять ключевые




эпизоды в тексте произведения. Сопоставлять сказку




с другими видами искусства.

М. Ю. Лермонтов.

Выразительно читать стихотворение.

Стихотворение

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту,

«Бородино» (2 ч)

задавать вопросы с целью понимания содержания




стихотворения.




Определять его историческую основу, идейно-темати-




ческое содержание. Определять позицию автора.




Выявлять жанровые признаки и средства художе-




ственной изобразительности в произведении (эпитет,




олицетворение, сравнение, метафора). Заучивать




стихотворение наизусть. Писать мини-сочинение.



46

Примерная рабочая программа
Продолжение табл.


Тематический блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




Н. В. Гоголь. Повесть

«Ночь перед Рождеством» (2 ч)

Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы. Учиться самостоятельно формулировать вопросы. Пересказывать (кратко, подробно, выбороч- но) текст повести. Выделять ключевые эпизоды

в тексте произведения. Составлять устный отзыв о прочитанном произведении.

Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни. Определять близость повести

к народным сказкам и легендам. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.

Литература второй половины XIX ве- ка (13 ч)

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» (5 ч)

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато). Выделять наибо- лее яркие эпизоды произведения. Составлять простой план рассказа. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев рассказа. Состав- лять устный портрет Герасима. Определять роль пейзажных описаний. Писать сочинение по содержа- нию рассказа.

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух).

«Крестьянские дети». «Школь- ник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) (3 ч)

Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям. Определять тематическое содержание стихотворения. Характеризовать главных героев, лирического героя (автора). Определять отношение автора к детям. Выявлять средства художественной выразительности. Заучивать стихотворение наизусть.



ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы

47






Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказ- ский пленник» (5 ч)

Выразительно читать текст рассказа, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато).

Выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности. Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Составлять план сообщения о главных героях произведения. Состав- лять сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Характеризовать горцев, их обычаи и нравы. Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа. Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения.

Литература XIX—ХХ веков (16 ч)

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека

с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения

А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина,

А. А. Блока, С. А. Есенина,

Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова (4 ч)

Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение). Выявлять музыкальность поэтиче- ского текста. Выражать личное читательское отноше- ние к прочитанному. Заучивать одно из стихотворе- ний наизусть.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков.

А. П. Чехов (два рассказа по выбору).

Например, «Лошадиная фами- лия», «Мальчики», «Хирургия» и др. (2 ч)

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту. Определять роль

названия в литературном произведении. Анализиро- вать произведение с учётом его жанровых особенно- стей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную



48

Примерная рабочая программа
Продолжение табл.


Тематический блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




М. М. Зощенко (два рассказа по выбору).

Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. (2 ч)

интерпретацию и оценку произведениям. Характери- зовать героев рассказа. Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям. Выявлять детали, создающие комический эффект. Инсценировать один из рассказов или его фрагмент. Пользоваться библио- течным каталогом для поиска книги.

Произведения отечественной литературы о природе и живот- ных (не менее трёх).

Например, произведения

А. И. Куприна, М. М. Пришви- на, К. Г. Паустовского. (4 ч)

Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа.

Составлять план. Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения. Находить и характеризо- вать образ рассказчика, его роль в повествовании.

Определять средства художественной выразительно- сти прозаического текста.

Писать отзыв на прочитанное произведение. Пользо- ваться библиотечным каталогом для поиска книги.

А. П. Платонов.

Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. (2 ч)

Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведе- ния, владеть разными видами пересказа. Составлять план. Определять тему рассказа. Определять сред- ства выразительности прозаического текста. Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения.



ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы

49






В. П. Астафьев.

Рассказ «Васюткино озеро» (2 ч)

Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении. Находить детали, языковые средства художествен- ной выразительности, определять их роль в произве- дении. Находить значение незнакомого слова в словаре. Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой. Выявлять роль пейза- жа в рассказе. Высказывать своё отношение к герою рассказа. Писать сочинение по самостоятельно составленному плану.

Литература XX—XXI веков (8 ч)

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на вой- не» (не менее двух).

Например, Л. А. Кассиль.

«Дорогие мои мальчишки»;

Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»;

В. П. Катаев. «Сын полка» и др. (3 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы использовани- ем цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту. Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности.

Характеризовать и сопоставлять героев произведе- ния, выявлять художественные средства их созда- ния. Выявлять средства художественной изобрази- тельности в произведении. Использовать различные виды пересказа произведения. Письменно отвечать на вопрос. Выражать личное читательское отноше- ние к прочитанному. Работать со словарями, опреде- лять значение незнакомых слов.

Писать отзыв на одно из произведений.

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух).

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать