Файл: Протокол 321 от 27. 09. 2021 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ

Фольклор

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература XIX—ХХ веков

Литература XX—XXI веков

Литература народов Российской Федерации

Зарубежная литература

Античная литература

Фольклор

Древнерусская литература

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература XX века

Литература народов Российской Федерации

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература конца XIX — начала XX века

Литература первой половины XX века

Литература второй половины XX века

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Литература первой половины XX века

Литература второй половины XX века

Зарубежная литература

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература первой половины XIX века

Зарубежная литература

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ



54

Примерная рабочая программа
Продолжение табл.


Тематический блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




«Песнь о Нибелунгах» (фрагмен- ты), баллада «Аника-воин» и др. (3 ч)

ственные детали, определяя их роль в повествовании, ритмико-мелодическое своеобразие русской былины. Характеризовать героев былин, оценивать их поступ- ки. Сопоставлять былины с другими известными произведениями героического эпоса. Определять роль гиперболы как одного из основных средств изображения былинных героев.

Читать выразительно фольклорные произведения. Определять художественно-тематические особенно- сти народных песен и баллады. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы. Работать со словаря- ми, определять значение устаревших слов и выраже- ний.

Древнерусская литература (2 ч)

«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента).

Например, «Сказание о белго- родском киселе», «Сказание

о походе князя Олега на Царь- град», «Предание о смерти князя Олега» (2 ч)

Выразительно читать произведение с учётом особен- ностей жанра. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Определять с помощью учителя роль

и место древнерусских повестей в истории русской литературы. Характеризовать образ рассказчика

и главных героев. Выявлять средства художествен- ной выразительности, анализировать идейно-темати- ческое содержание повести.



ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы

55



Литература первой половины XIX века (13 ч)

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх).

«Песнь о вещем Олеге», «Зим- няя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский».

(8 ч)

Читать выразительно стихотворение. Отличать поэтический текст от прозаического, аргументиро- вать свой ответ. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворение наизусть.

Читать, анализировать и интерпретировать художе- ственный текст, сравнивать его с произведением древнерусской литературы. Определять общее

и особенное в подаче сюжета. Уметь работать со сло- варями, определять значение устаревших слов

и выражений.

Читать фрагменты прозаического произведения. Анализировать текст, выявлять тему, композицию, круг главных героев и второстепенных персонажей. Составлять развёрнутый план, пересказывать фрагменты текста. Аргументированно высказывать своё отношение к событиям и героям произведения. Писать сочинение на одну из тем.

М. Ю. Лермонтов.Стихотворения (не менее трёх).

«Три пальмы», «Листок»,

«Утёс» и др. (3 ч)

Выразительно читать стихотворение.

Определять тематическое единство подобранных произведений. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

Сопоставлять художественные тексты с произведени- ями других видов искусств. Заучивать по выбору стихотворение/я наизусть.



56

Примерная рабочая программа
Продолжение табл.


Тематический блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




А. В. Кольцов.

Стихотворения (не менее двух).

«Косарь», «Соловей и др. (2 ч)

Выразительно читать поэтический текст. Определять идейно-художественное содержание текста, выяв- лять средства художественной выразительности.

Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки с душев- ным состоянием и настроением человека. Характери- зовать лирического героя. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Читать одно из стихотворений наизусть.

Литература второй половины XIX ве- ка (16 ч)

Ф. И. Тютчев.

Стихотворения (не менее двух).

«Есть в осени первоначаль- ной…», «С поляны коршун поднялся…» (2 ч)

Читать выразительно стихотворение. Определять его тематическое содержание и эмоциональный

настрой. Выявлять средства художественной вырази- тельности. Читать одно из стихотворений наизусть.

А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух).

«Учись у них — у дуба, у берё- зы…», «Я пришёл к тебе с приве- том…». (2 ч)

Читать выразительно стихотворение, анализировать. Находить языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), определять их роль в создании поэтических образов. Читать одно из стихотворений наизусть.

И. С. Тургенев.

Рассказ «Бежин луг» (2 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы к тексту, пересказывать. Составлять план



ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы

57









(простой, подробный). Выделять наиболее яркие эпизоды произведения. Определять тему, идею. Характеризовать главных героев рассказа. Опреде- лять роль пейзажных описаний в произведении.

Сопоставлять художественный текст с произведения- ми других видов искусств. Составлять отзыв на рассказ. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.

Н. С. Лесков.

Сказ «Левша» (3 ч)

Читать текст, отвечать на вопросы. Владеть различ- ными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный). Характеризовать героя, его поступки. Определять основную мысль произведения, жанровые особенности, художествен- ные средства изобразительности. Работать со слова- рями, определять значение устаревших слов и выра- жений. Аргументированно высказывать своё отноше- ние к герою произведения. Создавать аннотацию на прочитанное произведение.

Л. Н. Толстой.

Повесть «Детство» (главы) (2 ч)

Выразительно читать главы повести, отвечать на вопросы, пересказывать. Выявлять основную мысль, определять особенности композиции.

Участвовать в беседе о прочитанном, в том числе используя факты жизни и творчества писателя; формулировать свою точку зрения и корректно передавать своими словами смысл чужих суждений. Определять особенности автобиографического произведения. Характеризовать главного героя, его поступки и переживания.



58

Примерная рабочая программа
Продолжение табл.


Тематический блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору).

Например, «Толстый и тонкий»,

«Хамелеон», «Смерть чиновни- ка» (3 ч)

Воспринимать и выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать близко к тексту, владеть художественным пересказом. Определять роль названия в литературном произведении. Выявлять жанровые отличия рассказа, определять его пробле- матику. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведени- ям. Характеризовать героев рассказа. Выявлять дета- ли, создающие комический эффект. Инсценировать рассказ или его фрагмент. Писать мини-сочинение.

А. И. Куприн.

Рассказ «Чудесный доктор» (2 ч)

Воспринимать и выразительно читать рассказ. Отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности. Опреде- лять тему, идею произведения, своеобразие компози- ции. Характеризовать главных героев, основные события. Описывать портреты героев произведения, раскрывать их внутренний мир. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение.