ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 371
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература конца XIX — начала XX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
28 Примерная рабочая программа
-
совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не ме- нее 250 слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различ- ные виды цитирования; делать ссылки на источник информа- ции; редактировать собственные и чужие письменные тексты; -
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литерату- ры и современных авторов (в том числе с использованием мето- дов смыслового чтения и эстетического анализа):
«Слово о полку Игореве»; стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина; комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»; по- весть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; басни И. А. Крылова; стихотворения и баллады В. А. Жуковского; комедия А. С. Гри- боедова «Горе от ума»; произведения А. С. Пушкина: стихотво- рения, поэма «Медный всадник», роман в стихах «Евгений Оне- гин», роман «Капитанская дочка», повесть «Станционный смо- тритель»; произведения М. Ю. Лермонтова: стихотворения,
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени»; произведения Н. В. Гоголя: комедия «Реви- зор», повесть «Шинель», поэма «Мёртвые души»; стихотворе- ния Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салты- кова-Щедрина; по одному произведению (по выбору) следую- щих писателей: Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Тол- стой, Н. С. Лесков; рассказы А. П. Чехова; стихотворения И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А.
А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака; рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»; поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (избранные гла- вы); рассказы В. М. Шукшина: «Чудик», «Стенька Разин»; рас- сказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор», рассказ В. Г. Распу- тина «Уроки французского»; по одному произведению (по выбо- ру) А. П. Платонова, М. А. Булгакова; произведения литературы второй половины XX—XXI в.: не менее трёх проза- иков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, А. Н. и Б. Н. Стру- гацкие, В. Ф. Тендряков); не менее трёх поэтов по выбору (в том числе Р. Г. Гамзатов, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродский,
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 29
А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. За- болоцкий, Ю. П. Кузнецов, А. С. Кушнер, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов); Гомера, М. Сервантеса, У. Шекспира;
-
понимание важности чтения и изучения произведений уст- ного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетиче- ских впечатлений, а также средства собственного развития; -
развитие умения планировать собственное досуговое чте- ние, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы; -
формирование умения участвовать в проектной или ис- следовательской деятельности (с приобретением опыта публич- ного представления полученных результатов); -
овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электрон- ной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи; приме- нять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Предметные результаты по классам:
5 КЛАСС
-
Иметь начальные представления об общечеловеческой цен- ности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; -
понимать, что литература — это вид искусства и что худо- жественный текст отличается от текста научного, делового, пу- блицистического; -
владеть элементарными умениями воспринимать, анали- зировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произве- дения:
6 определять тему и главную мысль произведения, иметь на- чальные представления о родах и жанрах литературы; харак- теризовать героев-персонажей, давать их сравнительные ха- рактеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
6 понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и ин- терпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный
30 Примерная рабочая программа
образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафо- ра, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
6 сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персона- жей;
6 сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятель- но прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учё- том возраста, литературного развития обучающихся);
-
выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэ- тических произведений, не выученных ранее), передавая лич- ное отношение к произведению (с учётом литературного разви- тия и индивидуальных особенностей обучающихся); -
пересказывать прочитанное произведение, используя под- робный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулиро- вать вопросы к тексту; -
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведе- нии, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); -
создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного раз- вития обучающихся); -
владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; -
осознавать важность чтения и изучения произведений уст- ного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; -
планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произ- ведений современной литературы для детей и подростков; -
участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); -
владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и дру- гими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 31
6 КЛАСС
-
Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; -
понимать особенности литературы как вида словесного ис- кусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического; -
осуществлять элементарный смысловой и эстетический ана- лиз произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
6 определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, да- вать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтиче- ской и прозаической речи;
6 понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюде- ний: художественная литература и устное народное творче- ство; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); фор- ма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития дей- ствия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульмина- ция, развязка; повествователь, рассказчик,