Файл: Владикавказ, Российская империя 18. 05. 1972, Ленинград, ссср) Выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор, академик апн ссср (1968), создатель концепции нынешнего факультета психологии спбГУ. Ананьев изучал.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Область интересов / разрабатываемые идеи -
Время возникновения и этапы развития (трансформации основных идей) -
Наиболее известные представители данного направления / научной школы
Использованная при подготовке литература
(01(14).08.1907, Владикавказ, Российская империя — 18.05.1972, Ленинград, СССР)
Выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор, академик АПН СССР (1968), создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.
Ананьев изучал индивидуальность как разноуровневую структуру — начиная от конституции, соматической организации, чувствительности разных анализаторов, свойств интеллекта, нервной системы, эмоциональности — и заканчивая ценностными ориентациями, мировоззрением, жизненным путём.
Заслуга Б.Г.Ананьева перед мировым научным сообществом в том, что он создал антропологическую психологию, которая подкреплена большим эмпирическим материалом, в том числе полученным в знаменитых комплексных исследованиях.
Именно Б. Г. Ананьев выделил в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Прежде всего следует сказать о вкладе Б. Г. Ананьева в изучение сенсорной сферы человека. Учение о психических процессах составляет основу его концепции организации психической реальности. Он полагал, что психические процессы являются исходным моментом в образовании и динамике психических состояний и свойств личности. Именно психические процессы имеют «Центральное значение для отражения объективной действительности, ориентации в ней и регуляции действий...»1 . В своих фундаментальных трудах «Психология чувственного познания» (1960) и «Теория ощущений» (1961) он рассматривает структуру сенсорной сферы человека, включая в нее не только ощущения зрительной и слуховой модальности. Особое значение для развития человека он придает кинестетическим, тактильным, вибрационным, болевым, вкусовым, обонятельным и даже интероцептивным ощущениям, которые большинством ученых психологов рассматривались как второстепенные, низшие, не значимые для человека.
Наибольшее внимание в своих исследованиях Б. Г. Ананьев уделял развитию индивидуальности. Эта проблема стала центральной в его научном творчестве. В своих трудах ученый последовательно применяет принцип развития при изучении разных уровней психической реальности, сочетая его с принципом целостного изучения человека. Именно эти новаторские подходы вывели его на передовые рубежи психологической науки своего времени и позволили по-новому взглянуть на человеческое развитие. Прежде всего, необходимо сказать, что Ананьев одним из первых не только среди отечественных, но и среди зарубежных ученых стал рассматривать процесс развития как процесс, совершающийся на протяжении всей жизни человека.
Рассматривая структуру личности, Б. Г. Ананьев полагал, что исходным моментом развития личности является ее статус в обществе, на основе которого строятся общественные функции-роли, цели и ценностные ориентации личности. Эти характеристики образуют первичный класс личностных свойств, они определяют особенности мотивации и структуру общественного поведения.
Ананьев Б.Г. последователь В.М. Бехтерева. Создатель новой дисциплины – человекознание. В основе – идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Макроструктуры человеческого развития – индивид, личность, индивидуальность и субъект. Главная работа «Человек как предмет познания».
ü Индивид – биофизическая характеристика человека, предполагает совокупность природных, генетически обусловленных свойств. Развитие индивида (онтогенез в узком смысле) Ананьев определяет как достижение человеком биологической зрелости. Стадии: рост, достижение зрелости, старение, гибель организма.
ü Личность – совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых и др. Формируется прижизненно как некая целостность в результате общения и деятельности.
ü Индивидуальность – совокупность неповторимых особенных черт личности и индивида (цвет волос, цвет глаз, манера общения, и тд). Проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Формируется индивидуальный, неповторимый стиль деятельности.
ü Человек как субъект деятельности – это также социальная характеристика человека. Деятельность – специфическое социальное качество, отличающее человека от животного. Вместе с Рубинштейном С.Л. и Леонтьевым А.Н., Ананьев считает, что человек является субъектом труда, субъектом общения и субъектом познания. Человек как субъект деятельности развивается в процессе производственной деятельности. История развития субъекта – это история его производственных отношений. Но человек не только субъект деятельности, но и носитель сознания.
2. Большое внимание Ананьев уделил проблеме жизненного пути личности (социальному развитию человека в течение жизни). Жизненный путь по Ананьеву – социальная биография человека. Время он делил на виды: хронологическое, социальное (в каком историческом и социальном контексте), биологическое (эмбриогенез), психологическое. Психологическое время личности – субъективное время, субъективное представление о своем прошлом, настоящем и будущем. В субъективном плане у людей одного возраста психологическое прошлое разной протяженности.
3. Следует отметить вклад Ананьева в педологию, он развивал идеи воспитательного воздействия на ученика посредством оценки. Изучал структуру психофизиологического развития человека, но больше всего исследований направлены на взрослых людей.
4. Вклад в психологию чувственного отражения: гипотеза о генезисе чувствительности. Чувствительность с самого начала онтогенеза выступает как интегральная функция целостного организма. Сенсорные процессы имеют решающее значение в общем развитии человека, которое происходит неравномерно и гетерохронно.
5. Областями его научных трудов также были методологические основы психологии, история русской психологии, теория ощущений.
Ученики: Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев и др.
Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
С ноября 1943 года, по возвращении в Ленинград, работал профессором психологии Педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 был избран заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ).
с 1951 по 1960 год являлся директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно заведующим кафедрой психологии (до 1953), а также профессором на отделении психологии философского факультета в ЛГУ.
Декан факультета психологии ЛГУ (1968–1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968).
Заслуженный деятель науки РСФСР (1969). Награжден двумя Орденами Ленина (1954, 1971) и многими другими государственными наградами.
-
Л.А. Головей Б.Г.Ананьев — выдающийся психолог ХХ века
https://studopedia.org/8-158325.html