Файл: Католицки, чсср, 1990г Методика дрессировки спасательных собак.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Потом переходим к подзыванию собаки без поводка. Для занятия нужно выбрать незнакомое, тихое место, где собаку ничего не будет отвлекать и беспокоить. Переходим к проведению упражнения подзыва с подзыва с приседанием собаки у ноги собаковода. При этом не бегаем за собакой, а стремимся всегда от собаки удалиться. Не следует проводить эти занятия на учебном плаце, потому что это место собаке хорошо знакомо, она испытывает влияние разных факторов. Подзыв - одно из основных упражнений, без которого нельзя проводить дальнейшие занятия.

Прохождение горящим простором и сквозь группу людей отрабатывается так. Команда - "К ноге".

Жест - легкий хлопок по бедру.

Безусловный рефлекс - дергание поводком, лакомство.

К этим упражнениям приступаем после того, как собака уже хорошо научилась ходить у ноги собаковода на поводке и без него. Собака должна идти у ноги не только сквозь группу людей, которые не угрожают ни ей, ни собаководу, но охотно и безбоязненно проходить "горящим простором". Вблизи горящих объектов выполняем и другие упражнения послушания. Основная цель - собака не должна бояться огня и реагировать на работающих здесь людей. Такие тренировки готовят животных к специальным занятиям по отысканию людей, когда собака не смеет реагировать на присутствующих в обследуемом просторе людей, огонь и дым.

Если собака реагирует на людей агрессивно, сильно дергаем за поводок с приказом К ноге и тут же ее похвалим. У большинства собак не возникает проблем с этим упражнением. Как уже упоминалось, к дрессировке привлекаем собак с уравновешенным характером.

Обучение прохождению горящим простором начинаем с раскладки нескольких костров в ряд. С собакой проходим возле этого места так, чтобы ветер относил дым и пламя в сторону от собаки. Так она постепенно привыкает к продвижению через "горящий простор" и зря не дышит дымом.

Когда собака освоит это упражнение, приступаем к тренировке прохождения между кострами. Костры раскладываем в двух рядах на расстоянии 3 - 5 м между собой. Проходим между ними с собакой так, чтобы на нее не полыхало пламя и не окутывало дымом, эти занятия проводим в безветренную погоду.

В дальнейшем усложняем условия тренировки, приближая их к реальным. Собака научится в "горящем просторе" дышать так, чтобы не задохнуться от дыма. Упражнения по послушанию тоже повторяем вблизи горящих объектов, что приучает собаку к преодолению страха перед огнем, присущему всем животным. Речь идет об упражнениях послушания, но с ориентацией на проведение специальных занятий в практике.


Апортировка - одно из основных упражнений на послушание, без которого не обойтись в дрессировке спасательных собак. На основе этого навыка можно строить тренировки по выработке других навыков, как общих, так и специальных.

Команды - "Апорт", "Пусти".

Жест - указать на предмет.

Безусловный рефлекс - лакомство.

Для тренировок используем мягкий предмет. Собаку привязываем на поводок, дразним, позволив несколько раз схватить зубами предмет, и отбрасываем апорт на 2 - 3 м. Одновременно посылаем собаку за этим предметом, Как только она возьмет апорт, собаковод, подзывая собаку, отбегает от нее. На первых порах, когда собака прибежит, не требуем приседания, то есть точного выполнения упражнения, а играя, позволяем собаке перетянуть предмет к себе, хвалим ее, даем команду отпустить предмет. И снова повторяем упражнение, но не более 3 - 5 раз, чтобы собака не потеряла интерес. После короткого перерыва можно повторить упражнение. Причем предмет отбрасываем дальше и требуем точнейшего выполнения задания, то есть приседания и возвращения предмета.

Упражнения по преодолению препятствий проводим, используя команду - Вперед.

Жест - указание направления рукой.

Безусловный рефлекс - дергание поводком, подталкивание.

В занятие включаем следующие упражнения:

а) прыжок через препятствие высотой 1 м;

б) прыжок с перелезанием через препятствие высотой 1,8 м;

в) прыжок в длину - 1 - 3 м;

г) ходьба по низкой перекладине;

д) ходьба по высокой перекладине с лестницей;

е) преодоление кирпичной стенки и природных препятствий.

На занятиях по преодолению препятствий используем метод подражания: на примере обученной собаки молодой собаке легче понять, как преодолеваются препятствия, и отбросить чувство страха. В прохождении перекладины начинаем тренировать собак с раннего возраста. Преодоление барьеров включаем в занятия с почти взрослыми собаками, когда у них сформирован скелет. Умение преодолевать эти препятствия используем в специальной части практической дрессировки спасательных собак. Чтобы собака не боялась высоты, отрабатываем упражнения по переходу высокой перекладины. Если собака страстный апортер, используем это ее свойство на занятиях по преодолению препятствий. В тренировке этих упражнений можно применять контрастный метод.

Подача голоса (лая) по команде отрабатывается следующим образом. Команда - "Голос".



Жест - движение пальцем правой руки в направлении собаки.

Безусловный рефлекс - помощник, лакомство, прутик, апорт.

Цель занятий - по команде Голос собака долина радостно лаять. Речь идет об одном из основных упражнений, без которого не обойтись в специальной части дрессировки. На занятиях можно использовать как подражательный метод, так и метод вкусового раздражения. Раздражителем здесь могут быть помощник, лакомство, апорт или, в крайнем случае, нужно раздразнить собаку прутиком, а после того как она подаст голос, похвалить ее и наградить лакомством. Следующий этап тренировки - ходьба по сложной поверхности.

Команда - "К ноге". Жест - легкий удар левой рукой по бедру.

Безусловный рефлекс - дергание поводком, направляя собаку в нужном направлении.

Это упражнение связываем с упражнением ходьбы у ноги собаковода. Сначала приучаем собаку ходить у ноги собаковода, а потом самостоятельно - по кучам камней, кирпичей, по развалинам.

Необходимо собаку научить перемещаться по указанной местности так, чтобы переход через препятствия не представлял для нее никаких проблем. Нужно сосредоточить ее внимание на выполнении задания, которое поставлено, несмотря на сложность поверхности. Одновременно приступаем к тренировке прохождения темных мест (например, подвалов), а также ориентирования в развалинах на большой высоте,

На выработке других навыков общей дрессировки (команды "Сидеть", "Лежать", "Стоять") останавливаться не будем. Методика их общеизвестна.

 

 

Часть 5
V. Специальное упражнение - розыск людей

Целью дрессировки является обучение собаки надежно обследовать местность и оповещать лаем о местонахождении заваленных и спрятанных людей. Занятия проводятся с животными, успешно освоившими курс общего послушания. К дрессировке привлекаем собак с уравновешенным характером, хороших защитников, молодых и зрелых. Но в каждом случае собака должна быть уравновешенная, с хорошими нюховыми способностями. Не годятся собаки холерики, флегматики. Очень важно приучить собаку к выполнению специальных упражнений в защитной попоне.

1. Выбор метода дрессировки и команд. Основная цель - пробудить у собаки интерес к личности, но не на основе оборонительной реакции, а на основе апорта. Собака должна радоваться, отыскав человека. Поэтому для дрессировки выбираем метод вкусового раздражения, используя для страстных аппортеров любимый апорт или отыскивание собаковода. Здесь применяем команду "Ищи", а чтобы собака научилась опознавать найденного лаем, вспомогательную команду "Голос", но только на занятиях. Дрессированная собака должна оповестить о найденном человеке лаем самостоятельно, без команды.


При обследовании местности продвигаемся против ветра, этим предоставляем собаке возможность быстрее обнаружить и опознать заваленную личность. Выбирая помощника, нужно учитывать, что тренировки проводятся без защитной одежды и защитных рукавов, Поэтому нужно привлекать людей, не боящихся собак.

2. Опознание личности. К данному упражнению приступаем с собакой, уже усвоившей команду "Голос". Начинаем с такого упражнения. Собаку на длинном поводке посылаем в направлении помощника, применив команды "Ищи", "Голос". Если собака самостоятельно опознала помощника, награждаем ее лакомством. А для страстного апортера бросим апорт. Когда собака научится выполнять это упражнение, проводим его уже без поводка.

В дальнейшем проводим опознание помощника лежащего и сидящего, собака на поводке. Потом проводим это упражнение без поводка.

Когда собака научится самостоятельно опознавать лежащего помощника, приступаем к упражнению с частичным прикрытием помощника, например, ветками. Потом прикрываем его плащ-палаткой и ветками. 1 После обнаружения помощник должен похвалить собаку и наградить ее лакомством. Далее переходим к важнейшей стадии дрессировки: собака должна перестать отыскивать людей по звуку, а начала искать только по запаху. Этой части обучения нужно уделять повышенное внимание, добиваясь, чтобы собака, отыскав место, откуда больше всего проникает запах на поверхность земли, обозначила его радостным лаем.

Если собака усвоила эти упражнения, используем приготовленные подземные укрытия, куда прячем помощника. На этих занятиях вместо помощника можно использовать членов семьи, которых собака хорошо знает, что повысит ее интерес к поиску. Сначала укрытие не закрываем, и когда собака радостно опознает помощника, он ее награждает лакомством или апортом.

Постепенно прикрываем помощника более тщательно, добиваясь, чтобы собака отыскивала его по минимальному проникновению запаха на поверхность земли.

На следующем этапе дрессировки углубляем и усложняем укрытия, посылаем собаку спустя некоторое время после того, как помощник занял свое место.

3. Тренировка по обследованию местности. Указанную тренировку проводим одновременно с обучением собаки опознавать разыскиваемую личность. По команде Ищи собака должна систематически обследовать как открытую местность, так здания и развалины. Используем метод вкусового раздражения. Уложим собаку и на расстояние 20 м отнесем лакомство или апорт. Возвращаемся к собаке и командой "Ищи", указав направление, посылаем ее в направлении лежащего лакомства. После достижения цели собаку подзываем.


Если собака вскакивает раньше времени ее может придержать помощник или можно привязать к колышку. Как описано выше, отнести лакомство в другую сторону и послать собаку в нужном направлении. Пройти вперед еще 20 м и повторить команду. Позже переходим к раскладке апортов или лакомства по нескольким направлениям и повторяем упражнение.

Следующее задание готовим таким образом. Протаптываем участки, по которым будем посылать собаку, но лакомство раскладываем лишь на некоторых из них. К этому времени собака должна точно реагировать на подзыв, не сходить с протоптанного участка и не идти искать дальний предмет или лакомство. Приступаем к тренировке самостоятельного посыла собаки в указанном направлении, то есть животное должно хорошо усвоить, что по команде Ищи нужно бежать в определенном направлении. Разложим лакомство или апорты в определенных местах, известных дрессировщику, чтобы посылать собаку в точном направлении.

Постепенно ограничиваем количество лакомства, посылая собаку на участки самостоятельно, а лакомство кладем на каждый второй, третий участок. На занятиях вполне достаточно, если собака отбегает в указанном направлении на 20 м, дальнейшее обследование необязательно. Когда собака научится обследовать местность, переходим к обследованию помещений, подвалов и развалин. Нужно подготовить собаку так, чтобы она самостоятельно обыскивала как светлые помещения, так и темные подвалы. Собака, которая научилась хорошо двигаться через развалины, без труда выполняет это задание,

4. Розыскиваете людей. После отработки упражнений по опозданию спрятанного помощника и обследованию местности переходим к розыскиванию спрятанного помощника в определенной местности.

Если собака научилась разыскивать и опознавать людей в укрытиях, расположенных на открытом пространстве, переходим к розыскиванию людей в развалинах и разрушенных зданиях. Проводим обследование открытого пространства и опознание спрятанных людей с прямым посылом. Позднее собаку посылаем в укрытие 3 - 5 раз. Опять увеличиваем осматриваемый участок, а помощника прячем в самом его конце. В этой стадии дрессировки необходимо часто менять способ и место укрытия помощников и местность проведения тренировки.

Начинаем строить и ложные укрытия, куда прячем только одежду и предметы, принадлежащие помощнику, и проверяем, как собака реагирует на них. Собака не должна обозначать их лаем. Лаем собака обязана обозначать не предметы, принадлежащие людям, а лишь самих людей. Если возникают проблемы с ложными укрытиями и собака на них реагирует лаем, как при опознании человека, нужно вернуться к дрессировке посыла собаки в одном направлении на дрессировщика. В этом случае она лучше различит разницу между одеждой, предметом и самим дрессировщиком.