Файл: Конспект урока по русскому языку Составитель Петрова Ю. С. Умк Школа России Тема урока Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по русскому языку
Составитель: Петрова Ю.С.
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».
ФОУД: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилом правописания окончаний глаголов в настоящем и будущем времени в безударной позиции.
Задачи урока:
1. Предметные:
-
познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; -
уметь различать глаголы I и II спряжения, выделяя глаголы – исключения; -
учить обосновывать правильность написания безударных личных окончаний глаголов; -
совершенствовать умение определять лицо, число и спряжение глаголов; -
совершенствовать устную и письменную речь; -
совершенствовать навык каллиграфического письма; -
формировать навык грамотного письма;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-
самостоятельно выделять и формулировать цель; -
уметь анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; -
строить логические цепи рассуждений; -
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
б) коммуникативные УУД:
-
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -
совершенствовать навыки сотрудничества; -
участвовать в диалоге;
в) регулятивные УУД:
-
самостоятельно определять учебную задачу; -
планировать свою деятельность по решению учебной задачи; -
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия; -
оценивать качество и уровень усвоения материала;
3. Личностные:
-
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. -
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник русского языка 4 класс 2 часть авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России»
Структурные компоненты урока, цель, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Цель: мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. - Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения. Прочитайте его, пожалуйста, со слайда. - Спасибо. Пусть это стихотворение станет девизом нашего урока. Я знаю, что у нас сидят умные ребята, что у нас очень дружный класс. Я желаю вам быть внимательными, старательными, и тогда у нас с вами всё получится. | Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Всё у нас получится! | Л – проявлять интерес к учебной деятельности. |
(8:32-8:40) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. - словарный диктант;
(8:40-8:43) Цель: осознание и разрешение проблемной ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя
(8:43-8:50) Цель:обсуждение затруднений; проговаривание цели урока - работа по учебнику;
(8:50-8:57) Цель: решение учебной задачи и её обсуждение - построение алгоритма; - работа с правилом;
(8:57-9:03) Цель: закрепление знаний о правописании безударных личных окончаний глаголов, закрепление понимания нового правила | - Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока, напишем словарь. - Приготовьте для работы карандаш, ручку и линейку. - Сядьте правильно, откройте тетради, положите их под наклоном. Отступи от предыдущей работы 2 строчки вниз, на 3-ей напиши число. На следующей – классная работа. - С красной строки начнем писать словарь. - Итак, первое слово - гореть. - Не забываем про посадку и каллиграфию. Ставим ударение, подчёркиваем непроверяемую гласную, все орфограммы. - Билет. - Интересный. - Желтый. - Пальто. - Сверкать. - Прекрасный. - Горизонт. - Коньки. - Последнее слово - пассажирский, после него поставьте точку. - Давайте проверим по слайду, что же мы написали, для этого поменяйтесь тетрадями. Если вы нашли ошибку, то она аккуратно зачёркивается, выносится на поля. - Верните тетради обратно, посмотрите на результаты своей работы. Светофором покажите, пожалуйста, как вы справились со словарной работой. - Ребята, прочитайте еще раз слова, которые вы записали. На какие 3 группы их можно разделить? (Если затрудняются, дать подсказку: обратите внимание, какими частями речи являются эти слова) - Совершенно верно, расскажите мне все, что знаете о глаголах. - Итак, глагол – это … - Так, еще что? На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? - А что же такое спряжение глаголов? - Верно, мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. - Найдите в словах, которые мы записали, глаголы. Докажите, что это глаголы. Сколько их оказалось? - С новой строчки, с красной строки запишите глагол гореть, поставьте ударение. Через тире напишите этот же глагол, но в форме 2-го лица единственного числа. - Назовите местоимение 2-го лица единственного числа. - Назовите вопрос глаголов 2-го лица единственного числа? - Запишите глагол гореть в форме 2-го лица единственного числа. Поставьте ударение, определите спряжение и выделите окончание. - Назовите получившееся слово. - Какую гласную букву мы напишем в окончании? Е или и? - Почему? - Это глагол какого спряжения? - Как вы доказали, что это глагол 2 спряжения? - Хорошо. Какой еще глагол есть в словах, которые мы записали? - Поставим его в форму 2-го лица единственного числа. - А если глагол сверкаешь я напишу с окончанием – ишь? Кто из нас будет прав? - Почему окончание глагола вызывает затруднение? - Ребята, а что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола? Попробуйте сформулировать тему урока. - Прежде чем мы с вами приступим к изучению этой темы, вспомним, какие личные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, для этого откройте учебник на 93 странице. Рассмотрите таблицу. Проспрягаем слова «петь» и «спешить», опираясь на таблицу. Начинаем. - Если при изменении глагола по лицам и числам в окончании буква е, то, значит, он к какому спряжению относится? - Отлично. Теперь второе слово «спешить». - Этот глагол к какому спряжению относится? - Как вы это определили? - Совершенно верно. Найдите на стр. 93 упражнение 190. Прочитайте про себя текст. О чем он? - Верно, сейчас вам предстоит найти и выписать глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени. - Образец внизу, рассмотрим его. Итак, нам дан глагол смотрит. Он что делает? Смотрит, это глагол 3-его лица, единственного числа, 2 спряжения, т.к. в окончании стоит буква и. - Кому задание непонятно? На следующей строке посередине напиши упражнение 190. С новой строчки выпиши глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени по образцу. Образец переписывать не нужно. - Следим за своей посадкой, тетрадь должна быть под наклоном. Не забываем выделять окончания и в скобках указывать лицо, число и спряжение глагола. - Если сомневаетесь в определении спряжения, обращайтесь к таблице. - Итак, проверяем. - Какие же глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени вы нашли? - Верно, в этом тексте всего 3 таких глагола. Глагол «смотрит» мы с вами разбирать не будем. - Итак, глагол «переходишь», что написали про него? - Так, как же определили спряжение? - Хорошо, и второй глагол? - А здесь как определяли спряжение? - Все правильно. Но, ребята, обратите внимание на окончания этих глаголов. Они ударные или безударные? - Безударные, а мы с вами умеем пока определять спряжения по ударным личным окончаниям. Скажите мне, пожалуйста, а если бы мы не видели, как пишутся эти глаголы, не видели, какая гласная стоит в окончании, на слух, смогли бы определить спряжение глагола? Произнесите слово «переходишь». - Окончание какое? - Можем ли мы допустить ошибку и написать в окончании гласную букву е? - Тогда что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола? Оказывается, существует определенное правило, алгоритм рассуждения. - Итак, во-первых, мы будем смотреть на личное окончание глагола, если у глагола безударное личное окончание, поставим его в неопределенную форму. - Напомните, на какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? - Во-вторых, посмотрим, какая гласная стоит перед -ть. - Теперь будем говорить, какие же глаголы относятся ко второму спряжению, а какие к первому. - Итак, ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить. 4 глагола на –ать: слышать, дышать, гнать, держать. 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть. - Ребята, а все остальные глаголы на –ать, -еть, -уть, -оть – это глаголы 1 спряжения! И 2 глагола-исключения: брить, стелить. Посмотрите, как их много. - А 11 глаголов-исключений, которые относятся ко второму спряжению, совсем мало. Надо их просто знать. - Откроем учебник на 94-ой странице, найдем правило. - Прочитайте его про себя, приготовьтесь прочитать его вслух. - Итак, прочитает правило нам …. - Прочитаем еще раз это правило про себя, разделяя его на логические части. - Итак, на сколько частей разделили правило? - Прочитайте 1-ую часть. - Я согласна с тем, что первая часть заканчивается здесь. Как определяется спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? - Верно, прочитайте вторую часть. - Назовите, какие глаголы относятся ко 2 спряжению, включая глаголы-исключения. - И последняя, третья часть? - О чем в этой части говорится? - Конечно, а кто сможет повторить все правило? - Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать стихотворную рифмовку: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. - Попробуйте повторить. - Молодцы. - Ребята, какой суффикс будут иметь глаголы в неопределённой форме 1-го спряжения? - А глаголы 2 спряжения? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? - Тогда как определить спряжение с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? - Правильно, давайте посмотрим, как работает алгоритм, который мы с вами построили (Запись слова на доске) - Итак, возьмем слово боремся. Окончание какое? - Значит, будем действовать по алгоритму. - Первое, что будем делать? - Замечательно, какой второй шаг? - Так, и в-третьих? - Отлично. Алгоритм мы с вами построили. Выполним 192 упражнение. Автор просит нас объяснить, как определить спряжение глагола по неопределенной форме. Как вы его определите? - Прочитайте слова, данные в упражнении. - Будем действовать по образцу. Я сейчас вам прочитаю пример, затем вы будете рассуждать так же, по цепочке. - Итак, глагол клеить оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения. - Продолжает рассуждение … ряд, слово – читать. - Хорошо. Следующий глагол. - Молодец. Дальше. - Верно. 5 глагол. - 6 глагол. - Хорошо, следующий глагол. - Правильно, следующий. - Глагол думать. - Молодцы, последний глагол. - Все верно. Встанем, отдохнем. | Дети записывают словарные слова под диктовку. Взаимопроверка. Отвечают по поднятой руке. - Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. - Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? и т.д. - Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать? - Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. - 2, это глаголы: гореть, сверкать. Отвечают на вопрос: что делать? - Ты. - Что делаешь? - Горишь. - В окончании мы напишем гласную букву и. - Потому что окончание ударное. - 2. - В личном окончании глагола 2 спряжения будет гласная буква и. - Сверкать. - Сверкаешь. - Окончание безударное, а в безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку. - Мы будем учиться определять безударные личные окончания глаголов, писать их писать без ошибок. Работа детей по алгоритму. Слово «петь». Единственное число: Я что делаю? Пою, окончание –ю. Ты что делаешь? Поёшь, окончание –ёшь. Он, она, оно что делает? Поёт, окончание –ёт. А если нас много, мы что делаем? Поём, окончание –ём. Вы что делаете? Поёте, окончание - ёте. Они что делают? Поют, окончание - ют. - К первому. - Слово «спешить». Единственное число: Я что делаю? Спешу, окончание - у. Ты что делаешь? Спешишь, окончание - ишь. Он, она, оно что делает? Спешит, окончание - ит. Множественное число: Мы что делаем? Спешим, окончание –им. Вы что делаете? Спешите, окончание - ите. Они что делают? Спешат, окончание - ат. - Ко второму. - По личному окончанию глагола, оно под ударением, слышится буква и. - В этом тексте рассказывается про гриб. - Переходишь, встречает, смотрит. - Окончание –ишь, 2-е лицо, единственное число, 2 спряжение. - По личному окончанию. - Встречает, окончание –ет, 3-е лицо, единственное число, 1 спряжение. - Так же, по личному окончанию. - Безударные. - Переходишь. - Безударное. - Можем. Предположения детей. - Неопределенная форма глагола отвечает на 2 вопроса: что делать? что сделать? Чтение правила учащимися. - На 3. - Как определить спряжение глагола? Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределенной форме. - По неопределенной форме. - Ко 2 спряжению относятся: глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на –ить (кроме брить, стелить), то есть имеют суффикс –и- перед –ть. Глаголы-исключения: 4 глагола на –ать: слышать, дышать, гнать, держать. 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть. - Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить. - Гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть. - Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -еть, -уть, -оть и 2 глагола-исключения: брить, стелить. - О том, какие глаголы относятся к 1 спряжению. Чтение правила учащимся. - -а-, -е-, -о-, -у-. - Суффикс –и- - Определить спряжение. - По неопределенной форме глагола. - Безударное. - Поставлю глагол в неопределенную форму. Что делать? Бороться. - Посмотрю, какая гласная стоит перед –ть. В слове бороться перед –ть стоит гласная о. - Я знаю, что все глаголы на –оть относятся к первому спряжению, значит, слово боремся – 1 спряжения, в окончании напишу –ем. - Посмотреть, какая гласная стоит перед –ть, вспомнить глаголы-исключения. - Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть. - Глагол читать оканчивается на –ать, значит, это глагол 1 спряжения. - Глагол слышать оканчивается на –ать, я знаю, что глаголы на –ать относятся к 1 спряжению, но слышать является исключением, поэтому относится ко 2 спряжению. - Глагол Зеленеть оканчивается на –еть, значит, это глагол 1 спряжения. - Глагол просить оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения. - Глагол веять оканчивается на –ять, значит, это глагол 1 спряжения. - Глагол дружить оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения. - Глагол видеть оканчивается на –еть, я знаю, что глаголы на –еть относятся к 1 спряжению, но видеть является глаголом-исключением, поэтому это глагол 2 спряжения. - Глагол думать оканчивается на – ать, значит, это глагол 1 спряжения. - Глагол рыть оканчивается на – ыть, значит, это глагол 1 спряжения. | Р - уметь контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных норм и правил; П - ориентироваться в своей системе знаний; К - осуществлять взаимный контроль; Р - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; П - анализировать, сравнивать, классифицировать объекты; П - структурировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в своей системе знаний; К – участвовать в диалоге, отвечать на вопросы; П - строить логические цепи рассуждений; Р - самостоятельно определять учебную задачу; планировать свою деятельность по решению учебной задачи; П - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; ориентироваться в своей системе знаний; П - на основе анализа объектов делать выводы; П - выделять существенную информацию из текста; П - обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению; К - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; Р - фиксировать затруднение в учебном действии; К - воспринимать информацию на слух; П - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Л - проявлять интерес к предмету, стремление к приобретению новых знаний. К - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Р - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; П - воспроизводить содержание прочитанного текста; П - строить логические цепи рассуждений; П - использовать новую информацию для решения учебных заданий; Р - определять способы для достижения поставленной цели; принимать и сохранять учебную задачу; П - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; |
Физкультминутка Цель: противодействие утомлению | Проводит разминку. | Выполнение детьми упражнений | |
(9:03-9:11) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | - Продолжаем работу. - Выполним 193 упражнение на 95 странице. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Нам нужно из упражнения 192, которое мы только что делали, выписать каждый глагол, указать его спряжение и рядом записать этот же глагол, но только в форме 2-ого лица единственного числа. - Напомните местоимение 2-го лица единственного числа. - Вопрос глаголов 2-го лица единственного числа? - Верно, образец дан внизу, рассмотрим его. Клеить, глагол оканчивается на –ить, значит, глагол второго спряжения, в личном окончании будет гласная буква и. Ты что делаешь? Клеишь, выделю окончание ишь. Как напишем окончание? Какое правило вспомним? - Второй глагол слышать, все вместе. - Достаточно, слова клеить, читать и слышать выписывать не будем. - С новой строчки запишем упражнение 193. Работаем, как в образце, указываем спряжение над неопределенной формой глагола и выделяем личное окончание. - Работаем самостоятельно. - Проверяем. - Посмотрите на доску и сверьте работу. Если есть ошибки, зачеркни карандашом и напиши правильный ответ. - Просмотрите свою работу еще раз, если есть ошибки, посчитайте их. - Итак, поднимите руку, у кого нет ошибок. - Подними руку тот, у кого 1 (обсуждение ошибки) ошибка…2 и более. (обсуждение) - Вам нужно еще раз обратиться к нашему алгоритму. - А теперь, чтобы каждый из вас выяснил, хорошо ли разобрались в теме, выполним самостоятельную работу. Дифференцированная самостоятельная работа по вариантам на карточках. I уровень – базовый, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем пропущенную букву. Определи спряжение глаголов, вставь пропущенные буквы. Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда. II уровень – повышенный, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим, а также встречаются глаголы-исключения. Определи спряжение глаголов, вставь пропущенные буквы. Под прямыми лучами солнца та…т снег. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. - Завершаем. - Проверим. Сравните свои ответы с образцом на слайде. - Поднимите руку те, кто не испытывал затруднений. - Кто испытал затруднения? В чем? - Если некоторые ребята испытывают трудности, как можно помочь? Что посоветовать? | Чтение упражнения. - Ты. - Что делаешь? Что сделаешь? - С мягким знаком на конце, вспоминаем правило: на конце глаголов 2-го лица ед.числа пишется мягкий знак. Глагол слышать оканчивается на –ать, но является глаголом-исключением и относится ко второму спряжению, в личном окончании напишу гласную и. Ты что делаешь? Слышишь, выделю личное окончание. Читать, глагол оканчивается на –ать, значит, глагол 1 спряжения, в личном окончании напишу е. Ты что делаешь? Читаешь. Выделю личное окончание. Самостоятельная работа детей. Выполняют самостоятельную работу - Повторить алгоритм определения написания безударных личных окончаний глаголов. | П - ориентироваться в своей системе знаний; П - использовать новую информацию для решения учебных заданий; Р - контролировать и оценивать свои действия по результату; Р - оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Р - включать новый способ действий в систему знаний; Р - уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
(9:11-9:14) Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Итак, ребята, чему мы сегодня с вами учились? - Для чего нам это знание нужно? Зачем нам с вами знать спряжение глаголов? - А теперь поиграем. Я буду называть утверждение, если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши. Если не согласны, то молчите. Кивните, если готовы. 1. Все три глагола стоят неопределенной форме: гореть, учить, лечит. 2. В слове листаешь в окончании пишется безударная гласная И. 3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать. 4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. 5. Глагол встречаете – 1-го лица. 6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь. 7. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме. - Я вижу, что большинство из вас хорошо усвоили тему нашего урока. - Итак, ребята, кто считает, что он уже достаточно хорошо научился определять спряжение глаголов, подними (зеленый сигнал, веселый смайлик...). У кого вызывает трудность, подними (красный сигнал светофора, грустный смайлик …) | - Сегодня на уроке мы учились определять спряжение глаголов с безударными окончаниями по их неопределенной форме. - Писать глаголы с безударными личными окончаниями без ошибок. Неверно Неверно Неверно Верно Неверно Верно Верно Самооценка детьми своей деятельности | П – уметь систематизировать, обобщать знания, полученные на уроке; |
Р - уметь оценивать свою деятельность, себя и свои действия на уроке. | |||
IX. Домашнее задание (9:14-9:15) | - Сядьте прямо, откройте дневники, запиши домашнее задание на следующий урок: С. 95 упр. 194, правило наизусть. - Дома вам нужно будет внимательно прочитать все глаголы, вспомнить глаголы-исключения. Разделить на 3 группы по заданию. | Учащиеся записывают домашнее задание. | |