Файл: Конспект урока по русскому языку Составитель Петрова Ю. С. Умк Школа России Тема урока Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по русскому языку

Составитель: Петрова Ю.С.

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

ФОУД: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилом правописания окончаний глаголов в настоящем и будущем времени в безударной позиции.

Задачи урока:

1. Предметные:

  • познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме;

  • уметь различать глаголы I и II спряжения, выделяя глаголы – исключения;

  • учить обосновывать правильность написания безударных личных окончаний глаголов;

  • совершенствовать умение определять лицо, число и спряжение глаголов;

  • совершенствовать устную и письменную речь;

  • совершенствовать навык каллиграфического письма;

  • формировать навык грамотного письма;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать цель;

  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам;

  • строить логические цепи рассуждений;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

б) коммуникативные УУД:

  • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • совершенствовать навыки сотрудничества;

  • участвовать в диалоге;

в) регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять учебную задачу;

  • планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия;

  • оценивать качество и уровень усвоения материала;

3. Личностные:

  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник русского языка 4 класс 2 часть авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России»

Структурные компоненты урока, цель, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. (8:30-8:32)

Цель: мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения. Прочитайте его, пожалуйста, со слайда.



- Спасибо. Пусть это стихотворение станет девизом нашего урока. Я знаю, что у нас сидят умные ребята, что у нас очень дружный класс. Я желаю вам быть внимательными, старательными, и тогда у нас с вами всё получится.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

Л – проявлять интерес к учебной деятельности.




  1. Актуализация знаний

(8:32-8:40)

Цель: повторение изученного материала,

необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- словарный диктант;


  1. Создание проблемной ситуации

(8:40-8:43)

Цель: осознание и разрешение проблемной ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя


  1. Постановка учебной задачи.

(8:43-8:50)

Цель:обсуждение затруднений; проговаривание цели урока

- работа по учебнику;


  1. Открытие нового знания

(8:50-8:57)

Цель: решение учебной задачи и её обсуждение

- построение алгоритма;

- работа с правилом;


  1. Первичное закрепление.

(8:57-9:03)

Цель: закрепление знаний

о правописании безударных личных окончаний глаголов, закрепление понимания нового правила


- Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока, напишем словарь.

- Приготовьте для работы карандаш, ручку и линейку.

- Сядьте правильно, откройте тетради, положите их под наклоном. Отступи от предыдущей работы 2 строчки вниз, на 3-ей напиши число. На следующей – классная работа.

- С красной строки начнем писать словарь.

- Итак, первое слово - гореть.

- Не забываем про посадку и каллиграфию. Ставим ударение, подчёркиваем непроверяемую гласную, все орфограммы.

- Билет.

- Интересный.

- Желтый.

- Пальто.

- Сверкать.

- Прекрасный.

- Горизонт.

- Коньки.

- Последнее слово - пассажирский, после него поставьте точку.

- Давайте проверим по слайду, что же мы написали, для этого поменяйтесь тетрадями. Если вы нашли ошибку, то она аккуратно зачёркивается, выносится на поля.



- Верните тетради обратно, посмотрите на результаты своей работы. Светофором покажите, пожалуйста, как вы справились со словарной работой.

- Ребята, прочитайте еще раз слова, которые вы записали. На какие 3 группы их можно разделить? (Если затрудняются, дать подсказку: обратите внимание, какими частями речи являются эти слова)

- Совершенно верно, расскажите мне все, что знаете о глаголах.

- Итак, глагол – это …

- Так, еще что? На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- А что же такое спряжение глаголов?

- Верно, мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка.

- Найдите в словах, которые мы записали, глаголы. Докажите, что это глаголы. Сколько их оказалось?

- С новой строчки, с красной строки запишите глагол гореть, поставьте ударение. Через тире напишите этот же глагол, но в форме 2-го лица единственного числа.

- Назовите местоимение 2-го лица единственного числа.

- Назовите вопрос глаголов 2-го лица единственного числа?

- Запишите глагол гореть в форме 2-го лица единственного числа. Поставьте ударение, определите спряжение и выделите окончание.

- Назовите получившееся слово.

- Какую гласную букву мы напишем в окончании? Е или и?

- Почему?

- Это глагол какого спряжения?

- Как вы доказали, что это глагол 2 спряжения?

- Хорошо. Какой еще глагол есть в словах, которые мы записали?

- Поставим его в форму 2-го лица единственного числа.

- А если глагол сверкаешь я напишу с окончанием – ишь? Кто из нас будет прав?

- Почему окончание глагола вызывает затруднение?

- Ребята, а что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола? Попробуйте сформулировать тему урока.

- Прежде чем мы с вами приступим к изучению этой темы, вспомним, какие личные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, для этого откройте учебник на 93 странице. Рассмотрите таблицу.

Проспрягаем слова «петь» и «спешить», опираясь на таблицу. Начинаем.

- Если при изменении глагола по лицам и числам в окончании буква е, то, значит, он к какому спряжению относится?

- Отлично. Теперь второе слово «спешить».

- Этот глагол к какому спряжению относится?

- Как вы это определили?

- Совершенно верно. Найдите на стр. 93 упражнение 190. Прочитайте про себя текст. О чем он?

- Верно, сейчас вам предстоит найти и выписать глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени.

- Образец внизу, рассмотрим его. Итак, нам дан глагол смотрит. Он что делает? Смотрит, это глагол 3-его лица, единственного числа, 2 спряжения, т.к. в окончании стоит буква и.

- Кому задание непонятно? На следующей строке посередине напиши упражнение 190. С новой строчки выпиши глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени по образцу. Образец переписывать не нужно.

- Следим за своей посадкой, тетрадь должна быть под наклоном. Не забываем выделять окончания и в скобках указывать лицо, число и спряжение глагола.

- Если сомневаетесь в определении спряжения, обращайтесь к таблице.

- Итак, проверяем.

- Какие же глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени вы нашли?

- Верно, в этом тексте всего 3 таких глагола. Глагол «смотрит» мы с вами разбирать не будем.

- Итак, глагол «переходишь», что написали про него?

- Так, как же определили спряжение?

- Хорошо, и второй глагол?

- А здесь как определяли спряжение?

- Все правильно. Но, ребята, обратите внимание на окончания этих глаголов. Они ударные или безударные?

- Безударные, а мы с вами умеем пока определять спряжения по ударным личным окончаниям. Скажите мне, пожалуйста, а если бы мы не видели, как пишутся эти глаголы, не видели, какая гласная стоит в окончании, на слух, смогли бы определить спряжение глагола? Произнесите слово «переходишь».

- Окончание какое?

- Можем ли мы допустить ошибку и написать в окончании гласную букву е?

- Тогда что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола?

Оказывается, существует определенное правило, алгоритм рассуждения.

- Итак, во-первых, мы будем смотреть на личное окончание глагола, если у глагола безударное личное окончание, поставим его в неопределенную форму.

- Напомните, на какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

- Во-вторых, посмотрим, какая гласная стоит перед -ть.

- Теперь будем говорить, какие же глаголы относятся ко второму спряжению, а какие к первому.

- Итак, ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

4 глагола на –ать: слышать, дышать, гнать, держать. 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

- Ребята, а все остальные глаголы на –ать, -еть, -уть, -оть – это глаголы 1 спряжения! И 2 глагола-исключения: брить, стелить. Посмотрите, как их много.

- А 11 глаголов-исключений, которые относятся ко второму спряжению, совсем мало. Надо их просто знать.

- Откроем учебник на 94-ой странице, найдем правило.

- Прочитайте его про себя, приготовьтесь прочитать его вслух.

- Итак, прочитает правило нам ….

- Прочитаем еще раз это правило про себя, разделяя его на логические части.

- Итак, на сколько частей разделили правило?

- Прочитайте 1-ую часть.

- Я согласна с тем, что первая часть заканчивается здесь. Как определяется спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

- Верно, прочитайте вторую часть.

- Назовите, какие глаголы относятся ко 2 спряжению, включая глаголы-исключения.

- И последняя, третья часть?

- О чем в этой части говорится?

- Конечно, а кто сможет повторить все правило?

- Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать стихотворную рифмовку:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

- Попробуйте повторить.

- Молодцы.

- Ребята, какой суффикс будут иметь глаголы в неопределённой форме 1-го спряжения?

- А глаголы 2 спряжения?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

- Тогда как определить спряжение с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?

- Правильно, давайте посмотрим, как работает алгоритм, который мы с вами построили

(Запись слова на доске)

- Итак, возьмем слово боремся. Окончание какое?

- Значит, будем действовать по алгоритму.

- Первое, что будем делать?

- Замечательно, какой второй шаг?

- Так, и в-третьих?

- Отлично. Алгоритм мы с вами построили. Выполним 192 упражнение. Автор просит нас объяснить, как определить спряжение глагола по неопределенной форме. Как вы его определите?

- Прочитайте слова, данные в упражнении.

- Будем действовать по образцу. Я сейчас вам прочитаю пример, затем вы будете рассуждать так же, по цепочке.

- Итак, глагол клеить оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения.

- Продолжает рассуждение … ряд, слово – читать.

- Хорошо. Следующий глагол.

- Молодец. Дальше.

- Верно. 5 глагол.

- 6 глагол.

- Хорошо, следующий глагол.

- Правильно, следующий.

- Глагол думать.

- Молодцы, последний глагол.

- Все верно. Встанем, отдохнем.


Дети записывают словарные слова под диктовку.

Взаимопроверка.

Отвечают по поднятой руке.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

- Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? и т.д.

- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

- Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

- 2, это глаголы: гореть, сверкать. Отвечают на вопрос: что делать?

- Ты.

- Что делаешь?

- Горишь.

- В окончании мы напишем гласную букву и.

- Потому что окончание ударное.

- 2.

- В личном окончании глагола 2 спряжения будет гласная буква и.

- Сверкать.

- Сверкаешь.

- Окончание безударное, а в безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.

- Мы будем учиться определять безударные личные окончания глаголов, писать их писать без ошибок.

Работа детей по алгоритму.

Слово «петь». Единственное число: Я что делаю? Пою, окончание –ю. Ты что делаешь? Поёшь, окончание –ёшь. Он, она, оно что делает? Поёт, окончание –ёт. А если нас много, мы что делаем? Поём, окончание –ём. Вы что делаете? Поёте, окончание - ёте. Они что делают? Поют, окончание - ют.

- К первому.

- Слово «спешить». Единственное число: Я что делаю? Спешу, окончание - у. Ты что делаешь? Спешишь, окончание - ишь. Он, она, оно что делает? Спешит, окончание - ит. Множественное число: Мы что делаем? Спешим, окончание –им. Вы что делаете? Спешите, окончание - ите. Они что делают? Спешат, окончание - ат.

- Ко второму.

- По личному окончанию глагола, оно под ударением, слышится буква и.

- В этом тексте рассказывается про гриб.

- Переходишь, встречает, смотрит.

- Окончание –ишь, 2-е лицо, единственное число, 2 спряжение.

- По личному окончанию.

- Встречает, окончание –ет, 3-е лицо, единственное число, 1 спряжение.

- Так же, по личному окончанию.

- Безударные.

- Переходишь.

- Безударное.

- Можем.

Предположения детей.

- Неопределенная форма глагола отвечает на 2 вопроса: что делать? что сделать?

Чтение правила учащимися.

- На 3.

- Как определить спряжение глагола? Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределенной форме.

- По неопределенной форме.

- Ко 2 спряжению относятся: глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на –ить (кроме брить, стелить), то есть имеют суффикс –и- перед –ть. Глаголы-исключения: 4 глагола на –ать: слышать, дышать, гнать, держать. 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

- Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить.

- Гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

- Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -еть, -уть, -оть и 2 глагола-исключения: брить, стелить.

- О том, какие глаголы относятся к 1 спряжению.

Чтение правила учащимся.

- -а-, -е-, -о-, -у-.

- Суффикс –и-

- Определить спряжение.

- По неопределенной форме глагола.

- Безударное.

- Поставлю глагол в неопределенную форму. Что делать? Бороться.

- Посмотрю, какая гласная стоит перед –ть. В слове бороться перед –ть стоит гласная о.

- Я знаю, что все глаголы на –оть относятся к первому спряжению, значит, слово боремся – 1 спряжения, в окончании напишу –ем.

- Посмотреть, какая гласная стоит перед –ть, вспомнить глаголы-исключения.

- Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть.

- Глагол читать оканчивается на –ать, значит, это глагол 1 спряжения.

- Глагол слышать оканчивается на –ать, я знаю, что глаголы на –ать относятся к 1 спряжению, но слышать является исключением, поэтому относится ко 2 спряжению.

- Глагол Зеленеть оканчивается на –еть, значит, это глагол 1 спряжения.

- Глагол просить оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения.

- Глагол веять оканчивается на –ять, значит, это глагол 1 спряжения.

- Глагол дружить оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения.

- Глагол видеть оканчивается на –еть, я знаю, что глаголы на –еть относятся к 1 спряжению, но видеть является глаголом-исключением, поэтому это глагол 2 спряжения.

- Глагол думать оканчивается на – ать, значит, это глагол 1 спряжения.

- Глагол рыть оканчивается на – ыть, значит, это глагол 1 спряжения.

Р - уметь контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных норм и правил;

П - ориентироваться в своей системе знаний;

К - осуществлять взаимный контроль;

Р - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

П - анализировать, сравнивать, классифицировать объекты;

П - структурировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в своей системе знаний;

К – участвовать в диалоге, отвечать на вопросы;

П - строить логические цепи рассуждений;

Р - самостоятельно определять учебную задачу; планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

П - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; ориентироваться в своей системе знаний;

П - на основе анализа объектов делать выводы;

П - выделять существенную информацию из текста;

П - обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению;

К - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать;

Р - фиксировать затруднение в учебном действии;

К - воспринимать информацию на слух;

П - структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

Л - проявлять интерес к предмету, стремление к приобретению новых знаний.

К - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Р - сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

П - воспроизводить содержание прочитанного текста;

П - строить логические цепи рассуждений;

П - использовать новую информацию для решения учебных заданий;

Р - определять способы для достижения поставленной цели;

принимать и сохранять учебную задачу;

П - осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Физкультминутка

Цель: противодействие

утомлению

Проводит разминку.

Выполнение детьми упражнений




  1. Самостоятельная работа

(9:03-9:11)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

- Продолжаем работу.

- Выполним 193 упражнение на 95 странице. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Нам нужно из упражнения 192, которое мы только что делали, выписать каждый глагол, указать его спряжение и рядом записать этот же глагол, но только в форме 2-ого лица единственного числа.

- Напомните местоимение 2-го лица единственного числа.

- Вопрос глаголов 2-го лица единственного числа?

- Верно, образец дан внизу, рассмотрим его. Клеить, глагол оканчивается на –ить, значит, глагол второго спряжения, в личном окончании будет гласная буква и. Ты что делаешь? Клеишь, выделю окончание ишь. Как напишем окончание? Какое правило вспомним?

- Второй глагол слышать, все вместе.

- Достаточно, слова клеить, читать и слышать выписывать не будем.

- С новой строчки запишем упражнение 193. Работаем, как в образце, указываем спряжение над неопределенной формой глагола и выделяем личное окончание.

- Работаем самостоятельно.

- Проверяем.

- Посмотрите на доску и сверьте работу.



Если есть ошибки, зачеркни карандашом и напиши правильный ответ.

- Просмотрите свою работу еще раз, если есть ошибки, посчитайте их.

- Итак, поднимите руку, у кого нет ошибок.

- Подними руку тот, у кого 1 (обсуждение ошибки) ошибка…2 и более. (обсуждение)

- Вам нужно еще раз обратиться к

нашему алгоритму.

- А теперь, чтобы каждый из вас выяснил, хорошо ли разобрались в теме, выполним самостоятельную работу.

Дифференцированная самостоятельная работа по вариантам на карточках.

I уровень – базовый, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем пропущенную букву.

Определи спряжение глаголов, вставь пропущенные буквы.

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II уровень – повышенный, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим, а также встречаются глаголы-исключения.

   Определи спряжение глаголов, вставь пропущенные буквы.

Под прямыми лучами солнца та…т снег. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей.

- Завершаем.

- Проверим. Сравните свои ответы с образцом на слайде.

- Поднимите руку те, кто не испытывал затруднений.

- Кто испытал затруднения? В чем?

- Если некоторые ребята испытывают трудности, как можно помочь? Что посоветовать?

Чтение упражнения.

- Ты.

- Что делаешь? Что сделаешь?

- С мягким знаком на конце, вспоминаем правило: на конце глаголов 2-го лица ед.числа пишется мягкий знак.

Глагол слышать оканчивается на –ать, но является глаголом-исключением и относится ко второму спряжению, в личном окончании напишу гласную и. Ты что делаешь? Слышишь, выделю личное окончание. Читать, глагол оканчивается на –ать, значит, глагол 1 спряжения, в личном окончании напишу е. Ты что делаешь? Читаешь. Выделю личное окончание.

Самостоятельная работа детей.

Выполняют самостоятельную работу

- Повторить алгоритм определения написания безударных личных окончаний глаголов.


П - ориентироваться в своей системе знаний;

П - использовать новую информацию для решения учебных заданий;

Р - контролировать и оценивать свои действия по результату;

Р - оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Р - включать новый способ действий в систему знаний;

Р - уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. Итог урока. Рефлексия

(9:11-9:14)

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Итак, ребята, чему мы сегодня с вами учились?

- Для чего нам это знание нужно? Зачем нам с вами знать спряжение глаголов?

- А теперь поиграем. Я буду называть утверждение, если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши. Если не согласны, то молчите. Кивните, если готовы.

1. Все три глагола стоят неопределенной форме: гореть, учить, лечит.

2. В слове листаешь в окончании пишется безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме.

- Я вижу, что большинство из вас хорошо усвоили тему нашего урока.

- Итак, ребята, кто считает, что он уже достаточно хорошо научился определять спряжение глаголов, подними (зеленый сигнал, веселый смайлик...). У кого вызывает трудность, подними (красный сигнал светофора, грустный смайлик …)

- Сегодня на уроке мы учились определять спряжение глаголов с безударными окончаниями по их неопределенной форме.

- Писать глаголы с безударными личными окончаниями без ошибок.

Неверно

Неверно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Верно

Самооценка детьми своей деятельности

П – уметь систематизировать, обобщать знания, полученные на уроке;



Р - уметь оценивать свою деятельность, себя и свои действия на уроке.

IX. Домашнее задание

(9:14-9:15)

- Сядьте прямо, откройте дневники, запиши домашнее задание на следующий урок:

С. 95 упр. 194, правило наизусть.

- Дома вам нужно будет внимательно прочитать все глаголы, вспомнить глаголы-исключения. Разделить на 3 группы по заданию.

Учащиеся записывают домашнее задание.