Файл: Опыт формирования систем управления качеством в разных странах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основоположники современных подходов к управлению качеством.

Уильям Эдвардс Деминг — один из ведущих ученых в области обеспечения качества. Его идеи первоначально не были восприняты в США. Лишь в 50—60-е гг. XX в. он распространил свою философию качества, читая лекции, проводя семинары для инженеров и руководителей японских компаний. Э. Деминг призывал японцев применять системный подход, предложив свой знаменитый цикл PDCA. PDCA («Plan-Do-Check-Act» - планирование-действие-проверка-корректировка) циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством.  

Этот цикл только в 2000 г. вошел в международный стандарт ИСО 9001:2000, хотя в течение десятилетий применялся во многих компаниях. У. Э. Деминг утверждал, что цикл PDCA надо применять постоянно, пока не произойдет улучшение.

Он уточнил различие между общими и специальными причинами, влияющими на качество, считая, что специальные причины дефектов определяются случайными событиями и их легко определить и устранить даже на уровне оператора. Общие причины связаны с глубинными процессами, они могут быть устранены только на уровне руководства в системном порядке.

У. Э. Деминг предложил «цепную реакцию», которая обеспечивает неуклонное повышение качества.

Вернувшись в США, У. Э. Деминг говорит о необходимости пересмотра подходов к качеству и предлагает свои знаменитые четырнадцать пунктов:

1. Придерживайтесь постоянной цели: непрерывное совершенствование продукции или обслуживания.

2. Усвойте новую философию: познай свои обязанности и возьми на себя ответственность за проведение изменений.

3. Не полагайтесь только на контроль: исключи необходимость массового контроля как метода достижения качества, сделай качество неотъемлемым свойством продукции.

4. Прекратите оценивать бизнес только по ценовыми показателям: минимизируя общие затраты, стремитесь к выбору определенного поставщика для каждого продукта, необходимого в производстве.

5. Совершенствуйте непрерывно каждый процесс для улучшения качества, повышения производительности и уменьшения затрат.

6. Создайте систему подготовки кадров, используя современные методы.


7. Создайте систему лидерства, нацеленную на поощрение людей и приобретение лучшего оборудования.

8. Изгоните страх: создайте систему двустороннего общения, делающую возможным прямое и открытое обсуждение вопросов, помогающую всем эффективно работать для предприятия.

9. Разрушьте барьеры между административным руководством и подразделениями, мешающие предвидеть проблемы производства и эксплуатации.

10. Избегайте лозунгов: лозунги и призывы лишь отвлекают от проблем, которые в основном имеют системный характер и не могут быть решены сотрудниками.

11. Избегайте количественных норм: исключите рабочие стандарты, в которых установлены цифровые квоты.

12. Дайте возможность работникам гордиться своей квалификацией: удалите барьеры, не позволяющие рабочим и руководителям чувствовать гордость за выполняемую ими работу.

13. Поощряйте стремление работников к образованию и самосовершенствованию.

14. Определите ответственность высшего руководства за постоянное совершенствование качества и повышение производительности.
Дж. М. Джуран, так же как и Э. Деминг, в послевоенные годы работал в Японии. В своих знаменитых книгах — «Всеобщий контроль качества» и «Джуран о планировании в области качества» он объясняет, что качество «не случается само по себе», его нужно запланировать, а подготовку к качеству — начинать сверху.

Он подчеркивал, что контроль качества должен быть неотъемлемым элементом системы управления компанией. Дж. Джуран доказал, что 80% проблем в области качества связаны с неэффективной организацией производства. Джураном впервые была предложена так называемая триада качества: планирование, управление и улучшение. Также известны три простых метода для выявления потребностей клиента: побывать в его шкуре, тесно контактировать с ним и смоделировать его потребности.

Дж. Джуран считал, что многие проблемы связанные с качеством, возникают из-за недостаточно эффективного руководства, а чтобы улучшить качество, руководителю нужно выполнять определенную программу.

Джуран неоднократно подчеркивал необходимость планирования деятельности по совершенствованию качества, доказав на практике трехстадийность данного процесса: планирование качества, контроль качества, улучшение качества.

Контроль качества является обязанностью операторов, следящих за технологическим процессом и выявляющих отклонения от заданных параметров.

Улучшение качества Джуран называл хроническими проблемами качества. По его мнению, качество требует постоянного совершенствования и должно находиться в непрерывном развитии.



Планирование качества осуществляется на основе выводов, сделанных в процессе улучшения качества, чтобы избежать подобных ошибок и выйти на новый виток качества.

Согласно Дж. Джурану, основными элементами системы стратегического планирования качества являются:

- постоянное отслеживание тенденций изменения потребностей и предпочтений покупателей;

- установление оптимальных целей в области качества;

- создание и внедрение системы методов измерения качества;

- планирование процессов, способствующих достижению целей в области качества;

- оптимизация цен;

- снижение уровня брака как управленческого, так и производственного.
Арманд В. Фейгенбаум — американский эксперт по вопросам качества, разработал модель системы управления качеством продукции и предложил концепцию комплексного (тотального) управления качеством (TQC). Главное положение этой теории заключается в том, что управление качеством должно охватывать весь путь продукта — от разработки технических условий до реализации. А. Фейгенбаум предложил десять опорных точек, способствующих реализации программы качества:

1. Качество определяется процессами, происходящими в компании в целом.

2. Качество есть то, что определяет потребитель.

3. Качество и затраты складываются, а не вычитаются.

4. Качество требует фанатизма как индивидуального, так и командного.

5. Качество — это способность руководства.

6. Качество и инновации взаимосвязаны.

7. Качество — это этика.

8. Качество требует непрерывного совершенствования.

9. Качество — наиболее экономный, требующий наименьших капиталовложений путь к производительности.

10. Качество распространяется на всю систему в целом, связывающую потребителей с поставщиками.

По мнению А. Фейгенбаума, стратегия совершенствования качества должна реализовываться на всех этапах производственного процесса. Основная идея его концепции совершенствования качества — определение уровня качества на ранней стадии производственного процесса, вместо проведения разового контроля качества готового продукта на заключительной стадии производства. В своих работах он доказывает, что качество — ключ к успеху компании как на национальном, так и на мировом рынках.

Эффективное управление факторами, влияющими на качество, предполагает необходимость постоянного контроля за: процессом разработки нового продукта; поступающим сырьем; процессом производства продукта; используемыми управленческими и производственными технологиями.

Каору Исикава— профессор Токийского университета, выдающийся специалист в области качества. Он является разработчиком оригинального графического метода анализа причинно-следственных связей, получившего название диаграммы Исикавы. Этот метод был включен в японский промышленный стандарт. Диаграмма выявляет взаимосвязь между показателем качества и воздействующими на него факторами. С помощью диаграммы можно провести анализ факторов, влияющих на качество продукции, оценить степень этого влияния и выработать действия по устранению причины негативного воздействия на качество.

К. Исикава является организатором изучения статистических методов в Японии. Семь его инструментов лежат в основе решения задач всеобщего обеспечения качества и изучаются во всех японских компаниях, причем на всех уровнях — от высшего руководства до младших сотрудников.

К. Исикава обладал редкой способностью применять на практике теорию качества, причем ко всем уровням предприятия. Он первым объединил в систему то, что сегодня называют семью инструментами контроля качества. Эти инструменты использовались К. Исикавой не только для контроля качества, но и для совершенствования деятельности предприятия на всех уровнях. Поскольку все вышеперечисленные методы графические, восприятие изложенной информации значительно облегчается.

К. Исикава — основатель системы общеорганизационного контроля качества. Эта система предполагает овладение навыками оценки уровня качества всего персонала предприятия. Все работники предприятия изучают и применяют статистические методы оценки качества.

По теории К. Исикавы, термин «качество» подразумевает не только качество продукта, но и качество послепродажного обслуживания, качество управления, качество организации в целом.

Основные результаты применения системы общеорганизационного контроля качества:

• постоянно высокий уровень качества продукции;

• высокий уровень качества продукции, закрепленный в стандартах качества;

• непрерывное снижение процента брака; • повышение надежности продукции;

• снижение издержек;

• увеличение производительности труда;

• появление возможности рационализации производственных графиков;

• существенное улучшение применяемых технологий;

• снижение издержек на поддержание заданного уровня качества;


• установление взаимовыгодных отношений между организацией-производителем и потребителями;

• устойчивый рост объемов продаж;

• повышение уровня корпоративной культуры;

• повышение демократичности и результативности обсуждения внутренних проблем организации;

• высокая степень организации внутрикорпоративных собраний;

• рационализация и повышение эффективности плановых ремонтов оборудования;

• существенное улучшение отношений между сотрудниками предприятия.
Генити Тагути  в 1949 г. был приглашен Electrical Communications Laboratory (ECL), для проведения работ в области повышения эффективности проводимых исследований. Его первая книга, опубликованная в 1951 г. и впоследствии получившая приз Э. Деминга, была посвящена статистическим методам минимизации процесса тестирования научных разработок.

 По мнению Г. Тагути, чтобы оставаться в бизнесе, необходимо постоянно снижать затраты и повышать качество. Г. Тагути акцентировал внимание на качестве проектирования продукции.

Если недостатки устранить на стадии проекта, то это значительно дешевле, чем если они проявятся на этапах производства или реализации. Внедрение этого предложения Г. Тагути позволило японским предпринимателям резко снизить расходы на устранение дефектов и недоработок.

Семь положений качества Г. Тагути:

1. Общество несет издержки за низкое качество продукта, доставленного потребителю.

2. Для того чтобы остаться на рынке, фирме необходимо постоянно улучшать качество продукта.

3. Улучшение должно сводиться к сокращению различий между характеристиками производственного продукта и образцом.

4. Ухудшение качества продукта в п раз ведет к потере потребителей данной фирмы в п2 раз.

5. Качество продукта в большей степени определяется процессами проектирования и производства.

6. Часто между расчетными параметрами и характеристиками качества продукта существует нелинейная зависимость, которую можно использовать для снижения влияния различных параметров на характеристики продукта; это же характерно и для производственных процессов.

7. Программа экспериментов может быть использована для определения группы параметров, которые снижают разброс характеристик продукта.


Отечественные ученые внесли свой заметный вклад в разработку систем обеспечения качества. Важное значение в решении этих проблем имели труды А.К. Гастева, В.В. Бойцова, А.В. Гличева.

Алексей Капитонович Гастев — известный русский ученый, обосновавший системную стандартизацию и связавший ее с проблемами качества.