Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Профессиональное физкультурноспортивное совершенствование.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
•метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование);
• атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах;
• нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных играх.
Специфические КС:
Способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении. Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени) параметров движений.
-
Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью. -
Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям. -
Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации. -
Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений. -
Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями.
-
Вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов) -
Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.
Перечисленные способности специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины. Результат развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщения, составляет понятие «общие координационные способности». В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е имеют хорошие «общие» координационные способности. Или чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные способности к циклическим движениям, но низкие к спортивным играм.
Итак, под общими координационными способностями мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Под специфическими – понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие).
Все координационные способности можно разделить на потенциальные (существующие до начала какой-либо действия в скрытом виде) и актуальные (проявляемые в данный момент).
Выделяют элементарные и сложные координационные способности. Элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений, сложные – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения условий.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др. В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений [9]
1.2. Возрастные особенности развития координационных способностей
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека, он отличается присущими этому возрасту особенностями.
Эти особенности определяют жизненные процессы, физическую и умственную деятельность. В частности, дети младшего школьного возраста резко отличаются от детей среднего и старшего школьного возраста. К группе младшего школьного возраста относят детей в возрасте от 6 до 10 лет, а по некоторым классификациям – от 7 до 12 лет. [10]
В возрасте 7-9 лет, дети развиваются физически относительно равномерно и спокойно. Увеличение веса и роста жизненной емкости легких и выносливости идет пропорционально и равномерно. У костной системы младшего школьного возраста наступает активная стадия формирования: окостененье грудной клетки, позвоночника, конечностей, таза не завершено, т.к. костная система имеет много хрящевой ткани. Однако после периода первого физиологического вытяжения и до начала пубертатного скачка в 11-13 лет отмечаются самые низкие показатели увеличения длинны и массы тела ребенка, соответственно на 3-4 см и на 2-3 кг в год. Длина тела увеличивается в этот период быстрее, чем масса. У 8-летнего ребенка длина тела составляет в среднем 130 см, к 11 годам рост приближается к 145 см. Средняя масса тела 7-летнего ребенка достигает около 26 кг; 11- летнего – 36 кг. Меняются пропорции тела. Конечности ребенка в младшем школьном возрасте растут быстрее других частей тела. Грудная клетка и таз отстают в росте, отсюда долговязость. До 10 лет размеры и пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. Они изменяются только к 10,5 годам, когда девочки по темпам увеличения длины тела начинают обгонять мальчиков.
Рост и развитие костного скелета, мышц, сухожилий и связочносуставного аппарата в младшем школьном возрасте происходят достаточно равномерно. В возрасте 7-12 лет продолжает формироваться скелет ребенка. В костях у детей больше органического вещества оссеина, поэтому они более упруги и редко ломаются. Рост костей ускоряется. В возрасте до 11 лет формируются окончательный рельеф кости и костномозговые полости. Окостенение эпифизов завершается к 8-10 годам.
Учет возрастных особенностей развития координационных способностей (КС) футболистов является обязательным условием рационального планирования и построения учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки. Результаты проведенных исследований ученых с участием юных футболистов свидетельствуют, что наиболее благоприятный для развития КС - период от 7 до 14 лет. В то же время нет оснований утверждать, что в дальнейшем процесс улучшения координационных способностей (по крайней мере, некоторых из них) прекращается [11]. Известно, что различные функции двигательного аппарата развиваются гетерохронно и к 10-13 годам достигают достаточно высокого уровня совершенства. После 11-12 лет начинается период перестроения двигательных действий. В этом возрасте, предшествующем половому созреванию, и в период непосредственно полового созревания, вплоть до его завершения (в основном до 15 лет), отмечаются резкие скачки в проявлении работоспособности и координационных способностей, в частности. В этой связи многие исследователи утверждают, что младший и средний школьный возрасты наиболее благоприятны для развития координации движений и пространственной ориентации [12]
Физическое развитие школьника позволяет заниматься без особого утомления 3-5 часов, но при этом нужно строго соблюдать режим отдыха и учения, не переутомляя ребенка. Работа по имеющимся программам ведет к тому, что нет оснований переживать за здоровье ребенка и поднимать вопрос о его переутомлении и перегрузке [13]. В месте с тем отмечается недостаточный уровень развития психических функций, в 11-12 лет не позволяет юным футболистам добиваться высокой степени быстроты и точности движений. У подростков в этот период в связи с бурным развитием и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности овладевать движениями. Острота мышечного чувства, а вместе с ней и точность движения, от которых также зависит быстрота освоения технических приемов игры, развивается у подростков очень быстро до 13-14 лет. [14]
В связи с указанными факторами, в учебно-тренировочной деятельности необходимо учитывать как физиологические так и психические особенности развития младших школьников. Из чего можно сделать заключение о необходимости осуществления планомерной, разнообразной и систематической работы по повышению координационной подготовленности подростков, а также :
-
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей; -
развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»; -
формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов; -
развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; -
становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
-
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов; -
усвоение социальных норм, нравственное развитие.
Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.
1.3. Учебно-тренировочная деятельность, как фактор развития координационных способностей.
Начальный этап подготовки юного дарования самый сложный. Содержание подготовки должно быть направлено, на формирование положительной мотивации юных спортсменов к занятиям этим видом спорта. Тренировочные занятия должны быть насыщены интересными для детей упражнениями, и они должны получать удовольствие от их выполнения. Мало, мальчика или девочку, научить техническому приёму, надо ещё из тех, кто приходит, отбирать более быстрых, координированных, ловких и сообразительных. Педагогический процесс подготовки игрока составляет целый комплекс знаний, который даёт возможность достижения высоких результатов посредством овладения техническим мастерством, планомерного развития физических и индивидуальных, а также морально волевых качеств. Учить, обучать, тренировать, воспитывать – это неразрывные звенья одной цепи. [ 15].
В начале обучения основным элементам футбола , необходимо освоить технику действий с мячом в многократном повторении упражнений. В начале основное внимание направляется на овладение правильными движениями, а затем - на освоение точных и сильных ударов . Упреждения дети должны выполнять как левой, так и правой ногой. Обучение технике проводится постепенно с усложнением, в условии выполнения движения. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Игры требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Основными приемами техники игры являются:
перемещения, удары по мячу. приемы мяча. ведение мяча, отбор мяча, финты, сбрасывание мяча. прием игры вратаря.
Перемещения в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бег спиной в перед. Быстрая смена игровых ситуаций , неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, бега приставными шагами, бег в различных направлениях: по прямой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т.п.
Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведение мяча и другие действия. Масса и скорость ударяющей по мячу ноги у младших школьников небольшие, поэтому и мяч не набирает большей скорости. Удары по мячу ногой выполняются серединой подъема , внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, носком и другими частями стопы и тела, которые реже применяются в игре. Готовясь к удару (за счет свободного замаха, накапливает определенную энергию), нога сильно отводится назад, а затем начинает движение вперед, сильно сгибаясь. Опорная нога (слегка согнута в коленном суставе), ставится чаще всего с пятки, а во время движения сгибается больше, вес тела переносится на всю ступню, а затем в момент отрыва мяча от стопы совершается подъем на носок. перед соприкосновением стопы с мячом нога представляет собой жесткий рычаг. Дальность полета мяча и траектории зависит от того , с какой силой наносится удар. Удары могут выполняться по неподвижному, катящемуся, летящему, и отскочившему от земли мячу. Удар по движущему мячу выполнить труднее, чем по неподвижному потому. что игрок вынужден в этом случае согласовывать свои движения с движением мяча во времени и по расстоянию
Приемы мяча осуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, подъемом, носком, грудью и головой. Младших школьников следует учить более легким способам приема мяча: подошвой внутренней и внешней стороны. Приемы бедром, грудью, головой доступны детям более старшего возраста.
Для остановки катящего мяча подошвой, игрок встречает его ногой слегка согнутой в колене и вынесенной вперед (носок поднят, пятка опущена), затем мяч накрывает подошвой, носок опускается и прижимается к земле.
Прием мяча, катящегося навстречу, внутренней стороной стопы выполняется так: ребенок поворачивает ногу наружу, вес тела переносит на опорную ногу и в момент соприкосновения с мячом отводит ногу немного назад.