Файл: Памятка по организации производственной практики пм. 02Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГБПОУ «Профессионально - педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева»
ПАМЯТКА
по организации производственной практики
ПМ. 02ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
по специальности
44.02.04 «Преподавание в начальных классах»
Хасавюрт
2023г.
1.Цели и задачи производственной практики: формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение опыта практической работы по специальности; формирование первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ППСЗ СПО по виду профессиональной деятельности Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, обучение приемам, операциям и способам выполнения деятельности, характерной для профессии учителя начальных классов и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
Задачи практики:
1. Воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя (социальной ответственности, общественной активности, организаторских способностей и стимулирование профессионального воспитания студентов).
2. Формирование умений анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности младших школьников, установление связей между теоретическими знаниями и практикой учебно-воспитательного процесса.
3. Ознакомление с особенностями планирования, организации внеурочной деятельности и общения в процессе учебно-воспитательной работы в школе.
2. Требования к результатам освоения производственной практики
В результате прохождения производственной практики по профилю специальности, реализуемой в рамках ППСЗ СПО 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО, обучающийся должен приобрести практический опыт работы:
-
анализ планов и организация внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного предмета); -
определение целей и задач, планирование, проведение внеурочной работы в избранной области деятельности; -
наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий и /или занятий кружков (клубов), обсуждение отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; -
наблюдение за детьми и педагогическая диагностика познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся; -
ведение документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной деятельности.
уметь:
-
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности; -
определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учётом возраста обучающихся; -
составлять планы внеурочных занятий с учётом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; -
использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; -
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися; -
планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении; -
мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения; -
планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими); -
подбирать и использовать на занятии дидактические материалы; -
использовать различные методы и приёмы обучения; -
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий; -
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся; -
составлять индивидуальную программу работы с одарёнными детьми; -
применять разнообразные формы работы с семьёй (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия); -
вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности; -
анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности.
знать:
-
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; -
особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе; -
теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; -
педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы; -
методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; -
особенности общения младших школьников; -
методы, приёмы и формы организации общения младших школьников; -
методические основы и особенности работы с обучающимися, одарёнными в избранной области деятельности; -
способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников; -
формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса; -
логику анализа внеурочных мероприятий и занятий; -
виды документации, требования к её оформлению.
Документация практики
При организации практики студенты ведут:
Дневник № 1(форма дневника):
-
титульный лист; -
задачи практики; -
сведения о школе: адрес, телефон, Ф.И.О. директора, зам. директора по воспитательной работе, классного руководителя; -
расписание звонков; -
расписание уроков; -
список класса; -
содержание работы; -
схема самоанализа мероприятия
Дневник должен быть расчерчен по форме:
Дата и тема | Содержание работы | Анализ работы | Роспись методиста |
| | | |
Виды работ:
-
Участие в проведении внеклассных общешкольных мероприятий. -
Проведение занятий с членами кружка. -
Ведение педагогического дневника. -
Участие в школах творчества и мастерства по организации различных видов деятельности детей. -
Организация различных игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, установление контактов. -
Организация коллективно–творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области выявления творческого потенциала и способностей детей, лидеров, организации самоуправления, проведение различных мероприятий). -
Участие в психолого–педагогических тренингах. -
Планирование воспитательной работы и прогнозирование воспитательного результата.
Дневник № 2(форма дневника):
-
титульный лист (вид практики, специальность, Ф.И. студента, Ф.И.О. руководителя практики); -
структура – схема составления конспекта классного часа, беседы, утренника, праздника, игры, анкеты, посещенного урока и т.д.;
В дневнике №2 оформляется вся внеклассная работа: конспекты утренников, бесед, игр, классного часа и другие мероприятия.
3. Обязанности группового руководителя
-
Проводит инструктивное совещание с практикантами, учителями, классоводами и руководством школы перед началом практики; -
Выбирает базу практики и совместно с администрацией школы распределяет практикантов по классам; -
Консультирует практикантов и всех лиц, привлекаемых к работе с практикантами по вопросам организации психолого-педагогической практики, проводит методические собеседования по актуальным проблемам обучения и воспитания; -
Посещает школу, оказывает методическую помощь студентам в выполнении заданий педагогической практики, контролирует их работу в школе; -
Своевременно выявляет и устраняет недостатки в организации и проведении педагогической практики; -
Организует и контролирует проведение зачетных мероприятий совместно с учителем; -
Ведет свой дневник по контролю и руководству педпрактикой; -
Представляет сведения заведующему отделением и классному руководителю об отсутствии студента на практике; -
Находясь в школе в день практики, обязательно ведет в дневниках студентов записи, анализируя работу, давая советы, предложения, указания практиканту, а также классоводу и учителю; -
Руководит практику в тесной связи не только с учителем класса, но и другими лицами, отвечающими за качество организации психолого-педагогической практики; -
Оценивает учебную практику, заполняет ведомость по практике. -
Анализирует отчетную документацию, составляет отчет об ее итогах; -
Несет полную ответственность за качество данного вида практики;
4. Обязанности практиканта
-
Хорошо знать цели и задачи практики; -
Подчиняться распоряжениям руководителя практики, учителя класса, администрации школы и других лиц; -
Выполнять все виды работы, предусмотренные учебной практикой, а также примерной программой по данному виду практики; -
Своевременно завести и оформить дневник практики, вести его по установленной форме; -
В день практики явиться в школу за 15 минут до ее начала; -
Тщательно готовиться к каждому посещению практики и проведению мероприятий, запланированных на этот день; -
Иметь в дневнике конкретный, еженедельный план работы на период практики; -
Своевременно и грамотно вести в дневнике записи выполненной работы, представить дневник для заполнения и проверки учителю и руководителю практики. -
Составлять конспекты бесед, занятий и других мероприятий, проводимых с классом, заверить их у руководителя практики, учителя или другого ответственного лица; -
Иметь тесный контакт с учащимися, учителем, классным руководителем и другими социальными службами. -
Присутствовать на анализах, консультациях и совещаниях.
5. Отчетная документация
По результатам психолого-педагогической практики в школе студент сдает следующую документацию:
-
дневники; -
отчет по практике; -
тренинги, направленные на формирование навыков общения и сплочение коллектива -
характеристику на ученика, за которым проводилось наблюдение; -
характеристику классного коллектива; -
внеклассное мероприятие; -
классный час; -
рефлексия; -
аттестационные листы (методист)
6. Форма отчета:
-
выполнение программы и задач данного вида практики; -
дать общую характеристику класса; -
охарактеризовать план руководителя определенного кружка; -
отразить формы и виды проведенных мероприятий; -
участие в общешкольных мероприятиях; -
отразить приобретенные навыки практической работы; -
сделать выводы по результатам работы; -
обозначить возникшие затруднения в ходе практики
По итогам данного вида практики выставляется оценка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Код и наименование ПМ и тем производственной практики | Содержание учебных занятий | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования | |||||
Тема 1. Знакомство с целями и задачами организации производственной практики в школе | Содержание | 6 | 2 | ||
1. Беседа с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и руководителями кружков, психологами и социальными педагогами об основных направлениях воспитательной работы школы и особенностях организации общения младших школьников. | |||||
2. Знакомство с планом внеурочной работы и спецификой организации внеурочной работы в нач. школе | |||||
3. Составление индивидуального плана прохождения производственной практики | |||||
Тема 2. Планирование и организация общения младших школьников в кружковой внеклассной работе | Содержание | 6 | 3 | ||
1. Планирование внеучроной работы. Направления внеучрочной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественная, эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическое, общественно-полезный труд | |||||
2. Планирование и организация внеурочной деятельности и общения с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка | |||||
3. Планирование ситуаций, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности. | |||||
4. Подбор игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, установление контактов и др. | |||||
Тема 3. Технология работы по формированию коммуникативных навыков в процессе организации разнообразных видов деятельности | Содержание | 6 | 3 | ||
1. Планирование коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка (музыкальная, изобразительная деятельность, ручной труд, художественно-речевая деятельность и театрализовано-игровая деятельность) | |||||
2. Моделирование диалогов воспитательного воздействия. | |||||
3. Организация тренингов по формированию навыков общения. | |||||
4. Составление индивид. плана работы со школьником, испытывающим затруднения в общении | |||||
Тема 4. Методические основы организации внеурочной работы в социально-педагогической деятельности | Содержание | 12 | 3 | ||
| |||||
2. Разработка программы внеучроной деятельности в начальных классах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования | | | |||
3. Организация и проведение проектной деятельности с учащимися начальных классов. | | ||||
4. Составление программы внеучрочной деятельности, анализ результатов | |||||
Тема 5. Игровые технологии, тренинги, коррекция недостатков личностного развития и поведения детей с особыми образовательными потребностями | Содержание | 12 | 3 | ||
1. Участие в проведении внеклассных общешкольных мероприятий. Организация различных видов деятельности детей по всем направлениями воспитания | |||||
2.Участие в организации и проведении психолого-педагогических, игровых тренингов. Игротерапия | |||||
3.Организация и проведение досуговой деятельности | |||||
4. Терапевтические игры. Спортивные игры. Театральные игры. Ролевые игры. | |||||
5. Игры-практикумы | |||||
Тема 6. Диагностика познавательных интересов и способностей младших школьников | Содержание | 6 | 3 | ||
| |||||
| |||||
| |||||
Тема 7. Индивидуальные формы работы с младшими школьниками | 1.Организация внеклассного чтения, самоподготовки (приготовление уроков) | 6 | 3 | ||
2. Организация вспомогательных форм педагогического процесса, эпизодические мероприятия внеклассной работы (конкурсы, викторины, тематические вечера и т.п.) | |||||
3. Заполнение карты индивидуальных достижений обучающихся во внеурочной деятельности | |||||
Тема 4. Технология организации кружковой работы в школе | Содержание | 12 | 3 | ||
1. Участие в работе кружка по избранному виду деятельности | |||||
2. Наблюдение и анализ занятия кружка | |||||
3. Организация и проведение занятия в кружке (в избранной области деятельности) | |||||
Тема 5. Проектная деятельность | Содержание | 6 | 3 | ||
1. Подготовка презентаций и методических рекомендаций «Новые подходы в организации общения в современной школе» | |||||
2. Проведение семинара-практикума по теме: «Особенности работы со способными и одаренными детьми» | |||||
3. Оформление отчетной документации | | | |||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 72 | |