Файл: Памятка по организации производственной практики пм. 02Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников по специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Дагестан

ГБПОУ «Профессионально - педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева»


ПАМЯТКА

по организации производственной практики

ПМ. 02ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по специальности

44.02.04 «Преподавание в начальных классах»

Хасавюрт

2023г.

1.Цели и задачи производственной практики: формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение опыта практической работы по специальности; формирование первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ППСЗ СПО по виду профессиональной деятельности Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, обучение приемам, операциям и способам выполнения деятельности, характерной для профессии учителя начальных классов и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

Задачи практики:

1. Воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя (социальной ответственности, общественной активности, организаторских способностей и стимулирование профессионального воспитания студентов).

2. Формирование умений анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности младших школьников, установление связей между теоретическими знаниями и практикой учебно-воспитательного процесса.

3. Ознакомление с особенностями планирования, организации внеурочной деятельности и общения в процессе учебно-воспитательной работы в школе.

2. Требования к результатам освоения производственной практики

В результате прохождения производственной практики по профилю специальности, реализуемой в рамках ППСЗ СПО 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО, обучающийся должен приобрести практический опыт работы:

  • анализ планов и организация внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного предмета);

  • определение целей и задач, планирование, проведение внеурочной работы в избранной области деятельности;

  • наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий и /или занятий кружков (клубов), обсуждение отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

  • наблюдение за детьми и педагогическая диагностика познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;

  • ведение документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной деятельности.


уметь:

  • находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;

  • определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учётом возраста обучающихся;

  • составлять планы внеурочных занятий с учётом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

  • использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

  • планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;

  • мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;

  • планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);

  • подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;

  • использовать различные методы и приёмы обучения;

  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;

  • выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;

  • составлять индивидуальную программу работы с одарёнными детьми;

  • применять разнообразные формы работы с семьёй (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);

  • вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

  • анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности.

знать:

  • сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

  • особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе;

  • теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы;

  • методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

  • особенности общения младших школьников;

  • методы, приёмы и формы организации общения младших школьников;

  • методические основы и особенности работы с обучающимися, одарёнными в избранной области деятельности;

  • способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников;

  • формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;

  • логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;

  • виды документации, требования к её оформлению.


Документация практики

При организации практики студенты ведут:

Дневник № 1(форма дневника):

  • титульный лист;

  • задачи практики;

  • сведения о школе: адрес, телефон, Ф.И.О. директора, зам. директора по воспитательной работе, классного руководителя;

  • расписание звонков;

  • расписание уроков;

  • список класса;

  • содержание работы;

  • схема самоанализа мероприятия

Дневник должен быть расчерчен по форме:

Дата и тема

Содержание работы

Анализ работы

Роспись методиста













Виды работ:

  1. Участие в проведении внеклассных общешкольных мероприятий.

  2. Проведение занятий с членами кружка.

  3. Ведение педагогического дневника.

  4. Участие в школах творчества и мастерства по организации различных видов деятельности детей.

  5. Организация различных игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, установление контактов.

  6. Организация коллективно–творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области выявления творческого потенциала и способностей детей, лидеров, организации самоуправления, проведение различных мероприятий).

  7. Участие в психолого–педагогических тренингах.

  8. Планирование воспитательной работы и прогнозирование воспитательного результата.

Дневник № 2(форма дневника):

  • титульный лист (вид практики, специальность, Ф.И. студента, Ф.И.О. руководителя практики);

  • структура – схема составления конспекта классного часа, беседы, утренника, праздника, игры, анкеты, посещенного урока и т.д.;

В дневнике №2 оформляется вся внеклассная работа: конспекты утренников, бесед, игр, классного часа и другие мероприятия.

3. Обязанности группового руководителя

  1. Проводит инструктивное совещание с практикантами, учителями, классоводами и руководством школы перед началом практики;

  2. Выбирает базу практики и совместно с администрацией школы распределяет практикантов по классам;

  3. Консультирует практикантов и всех лиц, привлекаемых к работе с практикантами по вопросам организации психолого-педагогической практики, проводит методические собеседования по актуальным проблемам обучения и воспитания;

  4. Посещает школу, оказывает методическую помощь студентам в выполнении заданий педагогической практики, контролирует их работу в школе;

  5. Своевременно выявляет и устраняет недостатки в организации и проведении педагогической практики;

  6. Организует и контролирует проведение зачетных мероприятий совместно с учителем;

  7. Ведет свой дневник по контролю и руководству педпрактикой;

  8. Представляет сведения заведующему отделением и классному руководителю об отсутствии студента на практике;

  9. Находясь в школе в день практики, обязательно ведет в дневниках студентов записи, анализируя работу, давая советы, предложения, указания практиканту, а также классоводу и учителю;

  10. Руководит практику в тесной связи не только с учителем класса, но и другими лицами, отвечающими за качество организации психолого-педагогической практики;

  11. Оценивает учебную практику, заполняет ведомость по практике.

  12. Анализирует отчетную документацию, составляет отчет об ее итогах;

  13. Несет полную ответственность за качество данного вида практики;


4. Обязанности практиканта

  1. Хорошо знать цели и задачи практики;

  2. Подчиняться распоряжениям руководителя практики, учителя класса, администрации школы и других лиц;

  3. Выполнять все виды работы, предусмотренные учебной практикой, а также примерной программой по данному виду практики;

  4. Своевременно завести и оформить дневник практики, вести его по установленной форме;

  5. В день практики явиться в школу за 15 минут до ее начала;

  6. Тщательно готовиться к каждому посещению практики и проведению мероприятий, запланированных на этот день;

  7. Иметь в дневнике конкретный, еженедельный план работы на период практики;

  8. Своевременно и грамотно вести в дневнике записи выполненной работы, представить дневник для заполнения и проверки учителю и руководителю практики.

  9. Составлять конспекты бесед, занятий и других мероприятий, проводимых с классом, заверить их у руководителя практики, учителя или другого ответственного лица;

  10. Иметь тесный контакт с учащимися, учителем, классным руководителем и другими социальными службами.

  11. Присутствовать на анализах, консультациях и совещаниях.

5. Отчетная документация

По результатам психолого-педагогической практики в школе студент сдает следующую документацию:

  • дневники;

  • отчет по практике;

  • тренинги, направленные на формирование навыков общения и сплочение коллектива

  • характеристику на ученика, за которым проводилось наблюдение;

  • характеристику классного коллектива;

  • внеклассное мероприятие;

  • классный час;

  • рефлексия;

  • аттестационные листы (методист)

6. Форма отчета:

  • выполнение программы и задач данного вида практики;

  • дать общую характеристику класса;

  • охарактеризовать план руководителя определенного кружка;

  • отразить формы и виды проведенных мероприятий;

  • участие в общешкольных мероприятиях;

  • отразить приобретенные навыки практической работы;

  • сделать выводы по результатам работы;

  • обозначить возникшие затруднения в ходе практики


По итогам данного вида практики выставляется оценка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Код и наименование ПМ и

тем производственной практики

Содержание учебных занятий

Объем

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Тема 1. Знакомство с целями и задачами организации производственной практики в школе

Содержание

6

2

1. Беседа с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и руководителями кружков, психологами и социальными педагогами об основных направлениях воспитательной работы школы и особенностях организации общения младших школьников.

2. Знакомство с планом внеурочной работы и спецификой организации внеурочной работы в нач. школе

3. Составление индивидуального плана прохождения производственной практики

Тема 2. Планирование и организация общения младших школьников в кружковой внеклассной работе

Содержание

6

3

1. Планирование внеучроной работы. Направления внеучрочной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественная, эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическое, общественно-полезный труд

2. Планирование и организация внеурочной деятельности и общения с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка

3. Планирование ситуаций, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

4. Подбор игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, установление контактов и др.

Тема 3. Технология работы по формированию коммуникативных навыков в процессе организации разнообразных видов деятельности

Содержание

6

3

1. Планирование коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка (музыкальная, изобразительная деятельность, ручной труд, художественно-речевая деятельность и театрализовано-игровая деятельность)

2. Моделирование диалогов воспитательного воздействия.

3. Организация тренингов по формированию навыков общения.

4. Составление индивид. плана работы со школьником, испытывающим затруднения в общении

Тема 4. Методические основы организации внеурочной работы в социально-педагогической деятельности

Содержание


12


3

  1. Организация коррекционно-образовательной деятельн с помощью аудиовизуальных средств

2. Разработка программы внеучроной деятельности в начальных классах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования







3. Организация и проведение проектной деятельности с учащимися начальных классов.




4. Составление программы внеучрочной деятельности, анализ результатов

Тема 5. Игровые технологии, тренинги, коррекция недостатков личностного развития и поведения детей с особыми образовательными потребностями

Содержание

12

3

1. Участие в проведении внеклассных общешкольных мероприятий. Организация различных видов деятельности детей по всем направлениями воспитания

2.Участие в организации и проведении психолого-педагогических, игровых тренингов. Игротерапия

3.Организация и проведение досуговой деятельности

4. Терапевтические игры. Спортивные игры. Театральные игры. Ролевые игры.

5. Игры-практикумы

Тема 6. Диагностика познавательных интересов и способностей младших школьников

Содержание

6

3

  1. Наблюдение за работой логопеда. Психологическая поддержка детей с нарушениями речи

  1. Исследование детей с нарушениями развития речи, процессов чтения и письма (дислексия и дисграфия).

  1. Изучение личностных познавательных особенностей детей

Тема 7. Индивидуальные формы работы с младшими школьниками

1.Организация внеклассного чтения, самоподготовки (приготовление уроков)

6

3

2. Организация вспомогательных форм педагогического процесса, эпизодические мероприятия внеклассной работы (конкурсы, викторины, тематические вечера и т.п.)

3. Заполнение карты индивидуальных достижений обучающихся во внеурочной деятельности

Тема 4. Технология организации кружковой работы в школе

Содержание

12

3

1. Участие в работе кружка по избранному виду деятельности

2. Наблюдение и анализ занятия кружка

3. Организация и проведение занятия в кружке (в избранной области деятельности)

Тема 5. Проектная деятельность

Содержание

6

3

1. Подготовка презентаций и методических рекомендаций «Новые подходы в организации общения в современной школе»

2. Проведение семинара-практикума по теме: «Особенности работы со способными и одаренными детьми»

3. Оформление отчетной документации







Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

72