Файл: Статус нотариуса (юридическая профессия в современном мире).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с государственными нотариусами, осуществляющими свою деятельность в государственных нотариальных конторах, появились нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой. Таким образом, из костяка государственных нотариусов выделились частнопрактикующие нотариусы. Возрос интерес к профессии нотариуса. Статус российских нотариусов приблизился к модели латинского нотариата, основанного на романо–германской правовой системе. Нотариат, построенный по такой системе, считается свободным. В основу концепции возрождения независимого нотариата был заложен опыт развития нотариата в мировой практике. Российская Федерация в 1995 году была принята в систему Международного союза Латинского нотариата (МСЛН), основными целями которого, являются: помощь в развитии национального нотариата в разных странах, являющихся ее членами; выработка единообразного законодательства о нотариате; осуществление взаимодействия национальных нотариальных организаций для разработки и распространения единых идей, инициатив по совершенствованию нотариальной деятельности. В 2005 году МСЛН был переименован в МСН – Международный союз нотариата. 29 декабря 2014 г. был принят ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес большое количество существенных изменений в «Основы законодательства РФ о нотариате»: нотариус получил право электронного доступа к сведениям, содержащимся в ЕГРП и кадастре недвижимости; у нотариуса появилась возможность подавать документы на регистрацию в электронном виде; удостоверенные нотариусом факты стали иметь преюдициальное значение; у нотариуса появилась возможность производить расчет по сделкам через депозит нотариуса; был создан компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты; создан фонд социальной поддержки ФНП; внесены изменения, касающиеся требований, предъявляемых к должности; было отменено лицензирование нотариальной деятельности (оно было заменено квалификационным свидетельством); был введен новый институт – приостановление статуса нотариуса; Кодексу профессиональной этики нотариуса в РФ был придан официальный статус; в Законе была закреплена возможность привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности; усовершенствована возможность получения нотариусом информации из ЕИС (единой информационной системы). Важные изменения были внесены относительно статуса нотариусов, а именно, были устранены различия между нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в государственных нотариальных конторах, и нотариусами, занимающимися частной практикой.


Внесены изменения относительно совершения нотариальных действий: расширена возможность обеспечения нотариусом доказательств (признана утратившей силу ч. 2 ст. 102 «Основ законодательства РФ о нотариате»); введена обязанность регистрации уведомлений о залоге недвижимого имущества; регламентирован порядок совершения нотариусом удостоверения решения органа управления юридического лица и т.д. Законодатель продолжил совершенствование норм о нотариате, 29 декабря 2015 года был принят ФЗ № 391–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»11, что обусловило внесение следующих поправок в «Основы законодательства РФ о нотариате»: повышена доказательственная сила нотариального акта (введена в действие ч.5 ст. 61 ГПК РФ); было закреплено, что раздел имущества между супругами должен осуществляться в рамках обязательной нотариальной формы; у нотариуса появилось право удостоверения электронных документов. Важная поправка была внесена в область защиты наследственных прав: нотариус получил возможность устанавливать доверительное управление наследуемым имуществом до истечения срока на принятие наследства. В АПК РФ были внесены аналогичные ч.5 ст. 61 ГПК РФ изменения о повышении доказательственной силы нотариального акта в рамках арбитражного процесса. Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что функции нотариата выступают отражением основных направлений деятельности нотариуса. Проведя анализ эволюции нотариальных функций, мы видим, как они усложнялись и модернизировались: от функций писца, оказывающего помощь неграмотным в составлении документов до возможности составления официальных документов. История развития нотариальных функций свидетельствует о взаимосвязи социальных, культурных, экономических и политических отношений. Появление функции писца повлекло за собой возникновение расширяющихся структур в виде артели писцов, корпораций нотариусов, и в дальнейшем становление нотариата, закрепление за ним структурообразующей функции по ведению бесспорных дел, возможности урегулирования юридических конфликтов вне судебного разбирательства. Вывод: Функции нотариуса прошли этап их огосударствления: нотариус стал осуществлять свою деятельность от имени государства; стали образовываться нотариальные корпорации, внутри которых развивалось свое внутреннее самоуправление; нотариус стал представителем независимой профессии. В разные исторические эпохи, в разных странах нотариальные функции имели свою структуру и конфигурацию, однако суть оставалась неизменной и заключалась в возможности создания письменных доказательств, совершения нотариальных актов от имени государства, имеющих основной целью защиту граждан от конфликтов. В итоге, современный нотариус, совершая нотариальные действия, выступает и в роли писца, и в роли консультанта, и в качестве лица, придающего документам официальную силу.


Следует отметить, что в Средние века развивался преимущественно церковный нотариат. Нотариальными полномочиями наделялись епископы, аббаты и некоторые другие служители церкви. Так, монах Андрей Критский находился на должности нотария при церкви, основными функциями которого было секретарское дело и ведение протокола во время беседы епископа с народом.

Дальнейшее развитие нотариата в эпоху Средневековья на Западе было обусловлено присутствием нотариусов на службе в общественных учреждениях или на службе у частных лиц за определенное вознаграждение. С последующим падением верховной монархической власти и усилением власти отдельных князей при княжеских дворах возникали канцелярии со своими нотариусами. При этом существовали так называемые свободные писцы, принадлежавшие духовенству [17, с.89].

В России до настоящего времени среди исследователей истории российского нотариата нет единого мнения о времени его возникновения. Одни авторы полагают, что прообраз нотариата в России можно обнаружить в X веке, вторые утверждают, что история русского пронотариата восходит к периоду федеральной раздробленности XII - XIV вв., третьи – история нотариата в России начинается с конца XV века. При этом и те, и другие исследователи сходятся в одном: возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота [16, с.74].

В годы правления Петра Великого были значительные реформы, затронувшие практически все сферы жизни, в том числе и нотариат. При Петре I особое значение имела гербовая бумага, на которой совершали акты площадные подьячие, в противном случае акт являлся недействительным, о чем был вынесен Указ «Об употреблении гербовой бумаги для писания крепостей». «Крепость – акт, документ, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью», в основном недвижимостью. Однако вскоре вместо площадных подьячих нотариальные функции выполняли уже крепостные писцы, а в 1729 году было официально введено слово «нотариус».

Социально-правовой статус нотариусов в дореволюционной России регулировался преимущественно Положением о нотариальной части, принятым 14 апреля 1866 года (далее – Положение)12. Этот нормативный документ, включавший в себя 377 статей, подробно регламентировал общие основы устройства нотариальной части, перечень и порядок осуществления нотариусами своих должностных обязанностей, надзор за их действиями и ответственность. В то же время, несмотря на довольно большой объем и детальную проработку многих сторон деятельности нотариата, Положение содержало ряд существенных пробелов, одним из которых являлся вопрос о месте и роли младших нотариусов в общей иерархии чиновников Министерства юстиции13. Необходимо отметить, что правовое положение старших нотариусов закон определял однозначно. Они считались состоящими на государственной службе и приравнивались к членам окружных судов, имели право на получение жалованья и пенсии, а также возможность продвижения по карьерной лестнице согласно общей иерархии чинов Министерства юстиции [25, с.78].


Анализ архивных документов и опубликованных источников, проведенный на примере деятельности нотариата Вятской губернии, позволяет внести некоторую ясность в решение этой проблемы, не получившей однозначного освещения в законодательных актах второй половины XIX века [17, с.43].

Формально служащие нотариальных контор в уездных городах были отнесены к числу чинов Министерства юстиции. Им присваивался VIII класс по должности, что приравнивало младших нотариусов к переводчикам и помощникам секретарей при окружных судах [20, с.112].

Как и старшие нотариусы, младшие имели право на получение правительственных наград и поощрений. В этом отношении показателен послужной список одного из старейших нотариусов г. Вятки Александра Егоровича Витта. Занимаясь нотариальной практикой на протяжении 40 лет (1876 - 1915), он был удостоен орденов Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени и знака «За 40 лет беспорочной службы»17.

Для младших нотариусов предусматривалась некоторая свобода действий в исполнении профессиональных обязанностей. Например, они могли сами выбирать те места в населенных пунктах, которые считали наиболее удобными для открытия контор.

Однако на этом список их льгот и привилегий заканчивался, и в целом младшие нотариусы не являлись государственными служащими в полном смысле этого слова, поскольку они не обладали всем набором прав чиновников Министерства юстиции. В частности, младшие нотариусы не могли быть присяжными поверенными и заниматься адвокатской практикой.

Не вызывает сомнения, что власти желали привлечь к службе в нотариальных учреждениях честных и порядочных людей, вместе с тем закон не предполагал каких-либо высоких требований к личностям кандидатов.

Для занятия должности младшего нотариуса требовалось российское подданство, достижение совершеннолетия, отсутствие судимости. Не предусматривалась и необходимость юридического образования.

Юридические познания желающих открыть нотариальную контору ограничивались необходимостью сдать комиссии в составе председателя окружного суда, старшего нотариуса и прокурора специальный экзамен « в умении правильно излагать акты и в знании форм нотариального делопроизводства, и необходимых для исполнения этой должности законов».

Проведению испытания предшествовало заявление от кандидатов, которое отправлялось на имя председателя окружного суда, последний в свою очередь уведомлял об этом старшего нотариуса.

Если испытания проходили успешно, председатель окружного суда готовил представление на имя старшего председателя судебной палаты, а также сообщал старшему нотариусу о сроках вступления кандидатов в должность. Непосредственно же приступить к выполнению своих обязанностей нотариус мог после приведения его к присяге, во время которой он давал клятву честно и добросовестно исполнять все обязанности по службе, «не превышать предоставленной власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытка», защищать вверенные ему интересы «как свои собственные» [21, с.156].


Отсутствие необходимости получения специального образования обусловливало доступность должности младшего нотариуса и являлось одной из причин социальной разнородности этой профессиональной группы. Среди служащих нотариальных учреждений наиболее часто встречались мещане.

В то же время известны факты, когда младшими нотариусами становились потомственные и личные почетные граждане, представители купеческого и даже дворянского сословий (из числа дворян, как правило, назначались старшие нотариусы). Это свидетельствует о том, что служба в должности нотариуса не рассматривалась представителями полупривилегированных и привилегированных сословий как фактор, сопряженный с понижением социального престижа.

Для представителей же низших сословий получение должности нотариуса давало возможность повышения общественного статуса.

Более существенным в вопросе о правовом статусе младших нотариусов являлось то, что по Положению 1866 года они не имели права дальнейшего чинопроизводства, не получали государственного жалованья и пенсии.

Особенно остро стоял вопрос оплаты труда. В июне 1867 года была утверждена «Временная такса» вознаграждений за должностные действия нотариусов. Однако этот документ не получил широкого практического применения, и в повседневной деятельности нотариусы предпочитали руководствоваться нормами Положения о нотариальной части, которые в этом случае предписывали практику индивидуальной договоренности с клиентами. Такая система оплаты труда предопределяла двойственное положение служащих нотариальных контор, которые, с одной стороны, являлись государственными чиновниками, с другой – занимались своего рода коммерческой деятельностью. Поэтому не случайно, что младших нотариусов в дореволюционной России часто называли «частными», что отражало специфику их правового статуса [14, с.30].

Проблема несовершенства законодательства в регулировании механизма получения служащими нотариальных контор доходов отчасти усугублялась и существованием практики залога. Поскольку денежная сумма, вносимая в качестве залога, была достаточно велика (как правило, в столичных городах залог составлял 10 тысяч рублей, в губернских – 6 тысяч рублей, в уездных, где были окружные суды, – 4 тысячи рублей, в прочих – 2 тысячи рублей), а отсутствие специального юридического образования приводило к частым ошибкам, то желающих работать в нотариальных конторах, особенно в уездных городах, было не так уж много [21, с.174].