Файл: Программа среднего профессионального образования Специально дошкольное образование Дисциплина Физическая культура Практическое задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

Специально дошкольное образование

Дисциплина: Физическая культура

Практическое задание №1


Выполнил:

слушательИшбулатова А.Р

Преподаватель:

Борисова В.В.


1.  Перечислите методы изучения истории физической культуры и раскройте основной тезис теории магии (теория возникновения физической культуры). 

2. Перечислите элементы физической культуры, проявившиеся в цивилизации Древней Шумерии и Древнего Китая. 

3. Перечислите основные средства физического воспитания в первых учебных заведениях России

1. Перечислите методы изучения истории физической культуры и раскройте основной тезис теории магии (теория возникновения физической культуры).
Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества - один из основных в истории физической культуры.
Не случайно к нему обращались многие ученые.
Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX - начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры»

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории - К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б. Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры - «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение».

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура - это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

Ошибка сторонников трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей.
Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой, и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных.

Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности.

Таким образом, анализ теорий возникновения физической культуры позволяет сделать ряд следующих выводов.

Физвоспитание в этих условиях первобытного общества должно выполнять функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания
2. Перечислите элементы физической культуры, проявившиеся в цивилизации Древней Шумерии и Древнего Китая.

Цивилизация Шумерии
Отрывочные сведения об элементах физической культуры Древней Шумерии, располагавшейся в долинах рек Тигра и Ефрата.
Основным элементом физической культуры этой древнейшей цивилизации стала военно-физическая подготовка. Первоначально армия пополнялась за счет свободного сельского населения, выходцы из которого приобщались таким образом к демонстративным мероприятиям состязательного характера и ритуальным боевым танцам. С течением времени эта деятельность стала привилегией господствующего класса. Также в Шумерии был опыт использования наемной армии, способствовавший обогащению физической культуры способами военно-прикладной подготовки.


Культура шумерской цивилизации получила развитие последовательно в культурах Митанни, Вавилона, Ассирии, Персии. Для народов перечисленных цивилизаций характерными видами деятельности были охота (особенно охота на львов), кулачный бой, стрельба из лука, борьба (борьба на поясах), плавание(сохранилось изображение плывущих стилем, похожим на современный «кроль», ассирийских воинов).
Значительный интерес представляет персидская традиция организации домов развития силы для 7 - 16-летних мальчиков и юношей, сохранявшаяся до распространения современного школьного физического воспитания.
Древний Китай
Наиболее древним упоминанием об элементах физической культуры в Китае считается написанная предположительно в 2698 г. до н.э. книга «Кунфу», содержавшая описание различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных и боевых танцев.
Л. Кун подчеркивает, что исключительную роль боевых танцев можно наблюдать у народов, имевших легкое вооружение, а также не использовавших конницу в боевых действиях [6, с.50]. В основу военно-физической подготовки в Древнем Китае легли охота, стрельба из лука, метание копья и рукопашная схватка.
К VI в. до н.э. в Китае различали пассивные «внутренние, развивающие» движения (нэй кунг) и активные «внешние» упражнения (таоцзинь).
Сложился идеал гармонично развитой личности - сань мэй («сань» обозначало внутреннее, а «мэй» - внешнее совершенство)
Среди свободного населения получила распространение игра «Чжу кэ»-предшественник современного футбола. В середине площадки устанавливалась сетка размерами 4х4 м, по разным сторонам которой располагались две команды. Различали до 10 нарушений правил при использовании 70 различных видов ударов по мячу руками и ногами.
3. Перечислите основные средства физического воспитания в первых учебных заведениях России
К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий, мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились: фехтование (рапирная наука), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры. Например, в сухопутном Шляхетском кадетском корпусе учащихся обучали: «арифметике, геометрии, рисованию, шпажному искусству
, на лошадях ездить и прочим к военному делу потребным наукам».
Передовые люди России внесли значительный вклад в педагогическую теорию физического воспитания. Сподвижник Петра-I, ученый и государственный деятель В.Н.Татищев (1686-1775 г.г.) подразделял все науки на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские, относил фехтование, стрельбу, верховую езду к наукам нужным.
М.В.Ломоносов (1711-1765г.г.) проявил большую заботу о здоровье народа, он считал, что для его сохранения и физического развития очень полезно движение. Большой вклад в развитие теории физического воспитания внесли революционные демократы В.Г.Белинский, В.Н.Герцен (1812-1870). Они рассматривали природу человека в единстве духовного и физического. Гармоническое развитие человека - основное положение их педагогических взглядов.
Родоначальником науки о физическом воспитании был крупный ученый в области анатомии и педагогики П.Ф.Лесгафт (1837-1909). Он создал научную теорию физической подготовки, доказал (эта мысль очень важна), что умственное и физическое развитие - параллельно, разработал классификацию физических упражнений и игр (простые, сложные, с увеличивающимся напряжением и т.п.), основал учебно-гимнастические курсы по подготовке руководителей физической подготовки, а затем Высшую вольную школу (1896 г.), которая в 1918 году была преобразована в институт физической культуры, носящей в настоящее время его имя.