Файл: Исследование систем управления подготовка к экзамену.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование систем управления
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ
Часть 1

1. Основы научного исследования.
Принципы научного исследования.
Основой разработки каждого научного исследования является методология, это совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научноисследовательской задачи.
Это изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а так же изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

1. Основы научного исследования.
Принципы научного исследования.
В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой признаются следующие:
1) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;
2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной социальной системы;
3) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.
С успешным применением этих принципов связаны перспективы дальнейшего развития науки.
Указанные исследовательские принципы носят всеобщий, общенаучный характер, они применимы в любой сфере научной деятельности. Однако каждая наука на основе общенаучных принципов вырабатывает собственную методологию, характер которой диктуется спецификой ее содержания. Так, методы естественных наук отличаются от методов гуманитарных наук, как и каждая из наук имеет свой набор способов исследования.

2. Понятие системы.
Классификация систем.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

2. Понятие системы.
Классификация систем.
Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако, основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.
Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и т.д., имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены.
Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения.
Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.
Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы (например, муравейник, человеческий организм и др.). Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен. Последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов и т.п.). Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из решений.
Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов (например, семья, производственный коллектив, неформальная организация и т.п.). Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.


3. Свойства систем.
Структура системы.
Структура системы предполагает упорядоченность, организацию, устройство, обусловленные характером взаимоотношений между элементами и её взаимоотношением со внешней средой, в которых проявляются два противоположных свойства системы: ограниченность (внешнее свойство системы) и целостность (внутреннее свойство системы).

Структура системы. Упорядоченность отношений, связывающих элементы системы, определяет структуру системы как множество элементов, функционирующих в соответствии с установившимися между элементами системы связями. Структуру можно представить как схему — статическую модель системы, которая характеризует только строение системы, не учитывая множества свойств и состояний её элементов. Как правило, при введении понятие структуры систему отображают путём разделения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер. Одна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания объектов или процессов, от аспекта их рассмотрения, цели создания и так далее. При этом, по мере развития исследований или в ходе проектирования структура системы может изменяться.
Структуры могут быть представлены в матричной форме, в форме теоретико- множественных описаний, с помощью языка топологии, алгебры и других средств моделирования систем.
3. Свойства систем.
Структура системы.

4. Система управления
Система управления – это процесс создания, совершенствования и поддержания функционирования организационной структуры при реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий.
Субъектами управления (управляющая подсистема) являются руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации:
– руководители высших уровней управления: директора, их заместители, руководители крупных подразделений (департаментов, филиалов, отделений и др.);
– руководители среднего звена: начальники функциональных подразделений и их частей (отделов, групп, бюро, лабораторий, секторов и др.);
– руководители нижнего уровня управления: начальники производственных участков, бригадиры и др.;
– организаторы определенных видов работ.
Всем этим руководителям следует помнить, что хороший организатор – это тот, кто не только сам хорошо работает, но и тот, у кого хорошо работают подчиненные.
Объект управления (управляемая подсистема) представляет собой элементы организации, которые воспринимают управленческое воздействие и подчиняют ему свою деятельность.
Объекты организационной деятельности – весь состав взаимосвязанных структурных подразделений организации (группы исполнителей, участки, цеха, отделы, сектора, лаборатории и т.п.).


5. Исследование систем управления на макроуровне
Исследование систем управления (ИСУ) – это процесс, целенный на определение соответствия системы управления стоящим перед ней стратегическим, тактическим и операционным целям и решаемым задачам.
ИСУ - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внутренними и внешними условиями. В условиях динамичности современного производства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития. А рациональный выбор при принятии соответствующих решений для выполнения определенных задач невозможен без исследования систем управления.

6. Сущность системного подхода.
Системный подход возник как противоположность редукционистскому и обогатил научные исследования новыми принципами. При этом редукционистский подход не исчез. Для исследования многих явлений он может быть полезным и сегодня.
Нередко он используется в моделировании явлений определенного класса.
Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений.
Управление относится к классу именно таких явлений.

7. Основные черты системного исследования.
Системные исследования представляют собой совокупность научных теорий, концепций и методов, в которых объект исследования рассматривается как система.
Объектом системных исследований являются системы, представляющие множество взаимосвязанных элементов, выступающих как единое целое со всеми присущими ему внутренними и внешними связями и свойствами.
Основные методологические особенности системных исследований:
1. Для системных исследований характерен особый тип изучаемой действительности – она является, как правило, многоплоскостной. (решается ряд различных задач, отнесенных нередко к удаленных друг от друга научным дисциплинам).
2. Возможность и необходимость использования методов и средств различных наук в одном системном исследовании выдвигает проблему предметной отнесенности, т.е. выявление того, насколько адекватна та или иная группа средств данному предмету исследования.
3. Высокая степень абстрактности системных исследований создает для каждого из таких исследований большие возможности построения эмпирического материала. С одной стороны широта эмпирической области позволяет быстро получать теоретические выводы, с другой – она является препятствием, когда надо осуществить переход от абстрактных теоретических систем к получению заданных предметом результатов.
В системных исследования выделяют три аспекта:
· разработка теоретических основ системного подхода;
· построение адекватного системному подходу исследовательского аппарата (формальная сфера);
· приложение системных идей и методов (прикладная сфера).


8. Подходы к исследованию систем управления.
Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.
Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.
Анализ межличностных отношений и группового поведения – подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

9. Программа исследования.
Структура программы.
Обычно каждое исследование, в том числе систем управления
(СУ), должно начинаться с составления программы исследовательских работ.
Программа исследования СУ представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения
Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.), определения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигающих развитие к цели кратчайшим путем.
Программа должна давать ясный ответ на вопросы: зачем необходимо проводить исследование, что исследовать и какими средствами и методами? Она должна содержать обоснование актуальности и важности проблемы как предмета исследования, раскрывать ее общее содержание и роль относительно других проблем, необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные ограничения и пр.).

Методологический раздел программы включает:
• формулировку проблемы;
• определение цели и задач исследования;
• определение и описание объекта и предмета исследования;
• интерпретацию основных понятий;
• формулировку рабочих гипотез.
Последовательность действий исследователя при работе с программой:
1) описание проблемного поля исследования;
2) определение цели исследования и постановка задач;
3) определение и описание объекта и предмета исследования;
4) операционализация и интерпретация основных понятий;
5) создание исследовательского инструментария.
Реальные жизненные противоречия создают социальную, проблемную ситуацию, для решения которой необходимы дальнейшее развитие социологического знания и соответствующие управленческие решения.
10. Методологический раздел программы.


11. Гипотезы в научном исследовании.
Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.
Теоретическая стадия исследования проблемы начинается с выдвижения и обоснования гипотезы, которая призвана дать пробное решение проблемы.
Гипотеза должна предопределить правильный ответ на поставленную проблему или показать ее несостоятельность.
В широком смысле слова гипотеза – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся либо на предшествующем знании, либо на новых фактах, но чаще всего – на том и другом одновременно. В научном исследовании гипотеза – это такая форма развития знания, которая выражает научно обоснованное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя истинность (или ложность) этого предположения пока еще не доказана. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

12. Процедурный раздел программы.
Процедурный раздел программы представляет собой разработку средств достижения задуманного в методологическом разделе, написание плана эксперимента и реализацию эмпирического исследования. Обычно процедурный раздел включает:
— составление стратегического плана исследования;
— формирование выборки;
— определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных.
При составлении стратегического плана исследования необходимо учитывать, что общая стратегия поиска ориентируется на цель и задачи исследования, накопленные знания. В рабочем плане программы также указывают основные этапы, сроки работы, оценку затрат и ресурсов. В классификации стратегического плана принято выделять три основных варианта стратегий проведения исследования:
— поисковый (разведывательный);
— описательный;
— экспериментальный.
Поисковый план применяется в случае, если имеются только самые общие сведения об объекте исследования. Например, в новой области исследования, что не позволяет сформулировать гипотезу сразу. Целью такого плана являются уточнение проблемы и выдвижение гипотез.

13. Организация выборочного исследования.
Выборка исследования (или выборочная совокупность, как ее часто называют) — эго часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом.
Она представляет собой уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности).
Например, при изучении отношения населения определенного территориального образования к исследуемым проблемам нет необходимости опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому
(по иолу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статистические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, картотеки отделов кадров, домовые книги и другие документы, к которым может получить доступ исследователь.