Файл: И. И. Лаптева, М. А. Колесников неразрушающий контроль деталей вагонов рекомендовано Методическим советом двгупс в качестве учебного пособия Хабаровск Издательство двгупс 2012.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 629
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВИДЫ И МЕТОДЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
2.1. Феррозондовый метод контроля:основные понятия и технология
2.2. Технология контроля деталей рамы тележки грузового вагона модели 18-100 (18-493)
2.4. Магнитопорошковый контроль
3. ВИХРЕТОКОВЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ
4. ДЕФЕКТОСКОПИЯ ПРОНИКАЮЩИМИ ЖИДКОСТЯМИ
5. УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ
5.2. Факторы, влияющие на эффективность УЗД
5.4. Принципиальное устройство ультразвукового дефектоскопа
5.5. Способы ввода ультразвука в деталь
5.6. Методы ультразвукового контроля
5.7. Средства настройки дефектоскопа
5.8. Контроль оси на прозвучиваемость (УД2-12)
5.10. Ультразвуковая дефектоскопия колёс
6. АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ
7. Интроскопический метод контроля
Тестовые задания по дисциплине «Основы технической диагностики»
2) удельной электрической проводимости материала объекта контроля;
3) магнитной проницаемости объекта контроля.
103. Для выявления продольных дефектов на внутренних кольцах подшипников, напрессованных на шейку оси колесной пары, следует применять:
1) циркулярное намагничивание пропусканием тока по оси с помощью контактных головок;
2) продольное намагничивание с помощью соленоида;
3) полюсное намагничивание с помощью электромагнита;
4) комбинированное намагничивание.
104. Какой способ намагничивания следует применять для выявления трещин, расположенных вдоль оси детали:
1) полюсной;
2) циркулярный;
3) комбинированный;
4) любой (полюсной, циркулярный, комбинированный)?
105. Какой метод ультразвукового контроля используется для дефектоскопии осей колёсных пар:
1) теневой;
2) зеркально-теневой;
3) эхоимпульсивный;
4) резонансный?
106. Какие ПЭП применяются для дефектоскопии ободьев цельнокатаных колёс по толщине с использованием УСК-3 и УЗД2-12:
1) 0;
2) 40;
3) 18;
4) 50.
107. Какие ПЭП применяются при дефектоскопии оси РУ-1Ш:
1) 0;
2) 18, 50;
3) 0, 18;
4) 0, 18, 50?
108. Какой способ ввода ультразвука в ось РУ-1Ш при использовании ПЭП 0, 18, 50 применяется:
1) иммерсионный;
2) щелевой;
3) контактный;
4) любой?
109. Какую конструктивную особенность имеет магнитный дефектоскоп МД-13ПР, предназначенный для дефектоскопии средней части оси колёсной пары:
1) неразъёмный соленоид;
2) разъёмный соленоид;
3) неразъёмный соленоид и устройство для перемещения вдоль оси;
4) разъёмный соленоид и устройство для перемещения вдоль оси?
110. Какие трещины могут быть индицированы, если использовать порошок ПЖ5-160:
1) поверхностные расположения вдоль оси детали;
2) поверхностные расположенные поперёк оси детали;
3) поверхностные любого расположения;
4) внутренние трещины?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пособие содержит сведения об основных положениях магнитопорошкового, феррозондового, ультразвукового, проникающими веществами и интроскопического методов неразрушающего контроля, приведен перечень деталей, подвергаемых контролю при ремонте подвижного состава железнодорожного транспорта, подробно рассмотрена технология и дана развернутая характеристика этапов данных методов со всеми технологическими аспектами.
Рассмотрены средства неразрушающего контроля, приведены их краткие технические характеристики, состав, назначение и сфера использования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Соколов, М.М. Диагностирование вагонов / М.М. Соколов. – М. : Транспорт, 1990. – 184 с. -
Верзаков, Г.Ф. Введение в техническую диагностику / Г.Ф. Верзаков. – M. : Транспорт, 1968. – 334 с. -
Бервинов, В.Г. Техническое диагностирование локомотивов : учеб. пособие / В.Г. Бервинов. – М. :Транспорт,1999. – 165 с. -
Пархоменко, П.П. Основы технической диагностики / П.П. Пархоменко, Е.С. Согомятии. – М. : Энергия, 1981. – 187 с. -
Биргер, И.А. Техническая диагностика в машиностроении / И.А. Биргер. – М. : Энергия, 1978. – 95 с.
6. Сапожников, В.В. Основы технической диагностики : учеб. пособие / В.В. Сапожников, Вл.В. Сапожников. – М. : Маршрут, 2004. – 318 с.
7. Диагностика и сервис бытовых машин и приборов : учеб. / С.П. Петросов [и др.]. – М. : Академия, 2003. – 320 с.
8. Криворудченко, В.Ф. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава железнодорожного транспорта : учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта / В.Ф. Криворудченко, Р.А. Ахмеджанов. – М. : Маршрут, 2005. – 436 с.
9. Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов : руководящий документ. РД 32.150-2000. – М., 2000.
10. Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов : руководящий документ. РД 32.159-2000. – М., 2000.
11. Феррозондовый метод неразрушающего контроля деталей вагонов : руководящий документ. РД 32.149-2000. – М., 2000.
12. Неразрушающий контроль деталей вагонов. Общие положения : руководящий документ. РД 32.174-2001. – М., 2001.
13. Соколов, М.М. Измерения и контроль при ремонте и эксплуатации вагонов / М.М. Соколов, В.И. Варавва, Г.М. Левит. – М. : Транспорт, 1991. – 157 с.
14. Сухорукова, И.П. Неразрушающий контроль : практ. пособие.
В 5 кн. Кн. 2. Акустические методы контроля / И.П. Сухорукова. – М. : Высш. шк., 1991. – 283 с.
15. Акустика : справочник/ A.T. Ефимов, А.В. Никонов. – М. : Радио и связь, 1989. – 336 с.
16. ГОСТ 16504-81. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения. − М. : Государственный комитет по управлению качеством продукции и стандартам.
17. Визуальный и измерительный контроль / В.В. Клюев [и др.]. – М. : РОНКТД, 1998.
18. Неразрушающий контроль и диагностика : справочник / под ред. В.В. Клюева. – М. : Машиностроение, 1995. – 488 с.
19. Акустико-эмиссионная диагностика конструкций / А.Н. Серьезнов [и др.]. – М. : Радио и связь, 2000. – 280 с.
20. Инструкция по ультразвуковому контролю элементов колесно-редукторного узла вагонов электропоездов / ЦТ МПС, ВНИИЖТ. − М., 1999. − 54 с.
21. Инструкция по ультразвуковому контролю деталей тепловозов серии 2ТЭ-116, ТЭ-10, М-62, ТЭМ2 / ЦТ МПС, ВНИИЖТ. – М., 1999. – 48 с.
22. Инструкция по ультразвуковому контролю деталей электровозов серии ВЛ / ЦТ МПС, ВНИИЖТ. – М., 1999. – 49 с.
23. Инструкция по ультразвуковому контролю деталей тепловозов ЧМЭ-3 (всех модификаций) / ЦТ МПС, ВНИИЖТ. – М., 2000. – 43 с.
24. Технологическая инструкция по проведению акустико-эмиссионного контроля литых деталей тележек грузовых вагонов. – М. : СибГУПС, 2002. – 40 с.
25. Соколов, М.М. Диагностирование вагонов / М.М. Соколов. – М. : Транспорт, 1990. – 197 с.
26. Лаптева, И.И. Основы технической диагностики : учеб. пособие / И.И. Лаптева. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2009. – 74 с.
27. Лаптева, И.И. Основы технической диагностики : метод. пособие / И.И. Лаптева. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2009. – 40 с.
28. Петров, А.А. Ультразвуковая дефектоскопия оси колесной пары : метод. указания к лабораторной работе / А.А. Петров, К.В. Мотовилов. – М. : МИИТ, 2007. – 36 с.
29. Физические основы неразрушающего контроля (магнитопорошковый, вихретоковый и ультразвуковой методы). Технические средства неразрушающего контроля деталей подвижного состава : учебно-метод. пособие / Г.Г. Газизова [и др.]. – М.: Научно-производственная группа «Планета», 2005. – 302 с.
30. Криворудченко, В.Ф. Технические средства ультразвукового контроля деталей подвижного состава : практ. пособие к лабораторным работам по дисциплинам «Основы технической диагностики», «Диагностическое обеспечение безопасности в вагонном хозяйстве», «Техническая диагностики вагонов», курсовому и дипломному проектированию / В.Ф. Криворудченко, Н.И. Плотникова. – Минеральные Воды : РГУПС, 2005. – 142 с.
31. Лаптева, И.И. Акустико-эмиссионный контроль и направления его развития / И.И. Лаптева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке : тр. 4-й междунар. науч. конф. творческой молодежи. – Хабаровск, 2005. – Т. 1. – С. 55–58.
32. Лаптева, И.И. Сравнительные возможности АЭ и других методов при контроле деталей подвижного состава / И.И. Лаптева, Б.Я. Маслов // Вестник института тяги и подвижного состава : тр. 44-й Всерос. науч.-практ. конф. «Современные технологии ж.-д. трансп. и промышленности». 25–26 янв. 2006 г. ; под ред. В.Г. Григоренко. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. – Вып. 3. – С. 78–80.
33. Лаптева, И.И. Выбор наиболее информативного параметра определения дефекта / И.И. Лаптева // Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования ; под ред. Ю.А. Давыдова, О.Л. Рудых. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. – Т. 1. – С. 41–47.
34. Лаптева, И.И. Измерение энергии принимаемых импульсов / И.И. Лаптева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке : тр. 5-й междунар. науч. конф. творческой молодежи ; под ред. Ю.А. Давыдова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007. – Т. 2. – С. 133–136.
35. Лаптева, И.И. Результаты исследования энергии АЭ-метода акустико-эмиссионным диагностическим комплексом / И.И. Лаптева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в ХХI веке : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (22–24 апр. 2009 г.) ; под ред. О.Л. Рудых. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2009. – Т. 1. – С. 88–91.
36. Лаптева, И.И. Разработка акустико-эмиссионной диагностической системы энергии АЭ-метода / И.И. Лаптева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в ХХI веке : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (22–24 апр. 2009 г.) ; под ред. О.Л. Рудых. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2009. – Т. 1. – С. 95–99.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список принятых сокращений 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ И МЕТОДЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ 5
2. МАГНИТНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 6
2.1. Феррозондовый метод контроля: основные понятия и технология 6
2.2. Технология контроля деталей рамы тележки грузового вагона модели 18-100 (18-493) 10
2.3. Феррозондовый контроль надрессорной балки тележки в сборе 12
2.4. Магнитопорошковый контроль 15
2.4.1. Общие сведения 15
2.4.2. Технология магнитопорошкового контроля 20
Подготовка детали к контролю. Совершенно очевидно, что перед осмотром детали должны быть очищены от окалины, грязи, смазки. Следует сказать, что в ремонтных депо до настоящего времени повсеместно отсутствуют эффективные средства очистки деталей, что вносит значительные трудности в обеспечение достоверности МПК. 20
Намагничивание. Все аспекты данной операции освещены в работе [5]. Здесь приведены только особенности намагничивания деталей различными намагничивающими устройствами (НУ). 21
Нанесение магнитного индикатора. Магнитные индикаторы – это магнитные порошки (взвесь магнитных частиц в воздухе), магнитные суспензии (взвесь магнитных частиц в дисперсной среде – жидкости), полимеризирующиеся смеси, применяемые для визуализации дефектов. Магнитные индикаторы и способы их нанесения выбирают в зависимости от цели и условий контроля. Магнитные индикаторы наносят на контролируемую поверхность «сухим» или «мокрым» способом. При «сухом» методе применяют более крупные частицы, так как они меньше задерживаются неровностями поверхности. Поэтому применение сухого порошка предпочтительнее для деталей литых или грубообработанных. «Мокрый» метод эффективен для деталей с чисто обработанной поверхностью. «Сухой» способ нанесения магнитного индикатора не применяют при контроле колец подшипников, шеек оси колесной пары, средней части оси с применением СНУ, шеек валов и других деталей круглого сечения менее 60 мм, а также деталей с резьбой. 25
2.4.3. Осмотр деталей 32
2.4.4. Расшифровка индикаторных рисунков дефекта 33
2.4.5. Размагничивание и очистка деталей после проведения контроля 38
2.4.6. Средства магнитопорошкового контроля 39
3. ВИХРЕТОКОВЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ 52
4. ДЕФЕКТОСКОПИЯ ПРОНИКАЮЩИМИ ЖИДКОСТЯМИ 57
5. УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ 58
5.1. Общие положения 58
5.2. Факторы, влияющие на эффективность УЗД 60
5.3. Технические средства УЗД 60
5.4. Принципиальное устройство ультразвукового дефектоскопа 61
5.4.1. Общие сведения 61
Дефектоскопы предназначены для ультразвукового контроля узлов и деталей технических средств железнодорожного транспорта (осей вагонных и локомотивных колесных пар, ободьев, дисков, гребней цельнокатаных колес, сварных соединений) с целью выявления дефектов. Принципиальная схема дефектоскопа приведена на рис. 36. 61
5.4.2. Устройство ПЭП 62
5.4.3. Дисплей ультразвукового дефектоскопа 62
5.5. Способы ввода ультразвука в деталь 63
5.6. Методы ультразвукового контроля 64
5.6.1. Теневой метод 64
5.6.2. Зеркально-теневой метод 65
5.6.3. Резонансный метод 66
5.6.4. Эхометод 67
5.6.5. Эхоимпульсный метод 68
5.7. Средства настройки дефектоскопа 68
5.8. Контроль оси на прозвучиваемость (УД2-12) 69
5.9. Контроль осей по зонам 69
5.10. Ультразвуковая дефектоскопия колёс 70
6. АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ 70
7. Интроскопический метод контроля 78
Тестовые задания по дисциплине «Основы технической диагностики» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
Учебное издание
Лаптева Ирина Ивановна
Колесников Михаил Александрович
НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
ДЕТАЛЕЙ ВАГОНОВ
Учебное пособие
Редактор Н.В. Смышляева
Технический редактор И.А. Нильмаер
————————————————––––———––––——–———–—————————
План 2012 г. Поз. 1.2. Подписано в печать 31.01.2012.
Формат 60841/16. Гарнитура «Arial». Уч.-изд. л. 6,5.
Усл. печ. л. 6,0. Зак. 2. Тираж 65 экз. Цена 240 р.
————————————————––––———––––——————–—————————
Издательство ДВГУПС
6 80021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.