Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
ТЛП-4М.00.000 ОБ
2.2.2. Принципы экологической безопасности, реализованные при проектировании трактора промышленного на гусеничном ходу
исключение использования сырья, материалов и веществ угрожающих жизни и здоровью людей, животных, и растений;
установка кранов в гидравлических магистралях для избегания пролива масел при их повреждении;
исключение гальванических покрытий (кадмиевых, латунных, свинцово-оловянистых)
исключение красителей с присадками сурьмы, свинца, мышьяка и др. аналогов;
применение сталей, не содержащих изотопы.
2.2.3. Прогнозируемые риски при эксплуатации трактора промышленного на гусеничном ходу:
разрыв РВД;
течь уплотнений гидроцилиндров;
перегрев рабочих жидкостей охлаждения дизеля и гидросистем;
допуск к работе необученного персонала;
работа на неисправной машине;
ненадлежащая одежда оператора.
2.2.4. Недопустимые риски при эксплуатации трактора промышленного на гусеничном ходу:
не соответствующая квалификация оператора;
наркотическое или алкогольное опьянение оператора;
отказ двигателя, тормозной или иных жизненно важных систем;
гористая местность, болотистая местность;
плохой обзор (особенно пи движении задним ходом)
наличие посторонних в машине;
наличие посторонних в зоне работы;
работа вблизи ЛЭП;
попытка выпрыгивания при опрокидывании машины;
несогласованное изменение конструкции;
транспортировка груза превышающего по массе номинальную грузоподъёмность машины;
использование машины не по назначению.
3. Требования к надежности трактора промышленного на гусеничном ходу
3.1. Показатели надежности трактора
Показатели надежности машины должны соответствовать следующим значениям:
90-процентный ресурс до первого капитального ремонта при соблюдении правил эксплуатации, технического обслуживания и хранения, моточасов, не менее
6000
средняя наработка на отказ П и Ш групп сложности, ч. по мотосчетчику, не менее
300
средняя оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания, чел.ч. на 1 час по мотосчетчику, не более
0,5
удельная суммарная оперативная трудоемкость технического обслуживания, чел.ч. /1000 моточасов, не более
120
удельная суммарная оперативная трудоемкость текущих ремонтов, чел.ч./1000 моточасов, не более
0,12
коэффициент запаса прочности в узлах, обеспечивающих подъем лесоматериалов, не менее
2,5
коэффициент запаса прочности, по допускаемому давлению, в рукавах высокого давления, не ниже
1,5
тормозная система имеет стояночный (аварийный) тормоз.
13
ТЛП-4М.00.000 ОБ
3.2. Критерии отказов
Отказом считается нарушение работоспособности трактора, для восстановления которой необходимо проведение текущего ремонта или внеочередного технического обслуживания, а также существенные неисправности, выявленные при проведении планового технического обслуживания, устранение которых не входит в перечень операций, предусмотренных Руководством по эксплуатации.
3.3. Критерии предельных состояний
Состояние машины, а так же сборочных единиц и деталей, характеризуемые установленными критериями, следует считать предельным, если при достижении этих критериев нецелесообразно или технически невозможна дальнейшая эксплуатация из-за несоответствия требований безопасности или из-за снижения работоспособности, при этом ресурс узла считается исчерпанным, а узел подлежит ремонту или замене.
При потерях работоспособности, не квалифицируемых как предельное состояние сборочной единицы (узла), необходимо устранить последствия отказа, либо выполнить текущий ремонт.
Предельное состояние гидросистемы считается достигнутым, если предельного состояния достигли 50% от общего числа гидравлических элементов (насос, гидромотор, распределитель, гидроцилиндры).
Предельное состояние машины считается достигнутым, когда предельного состояния достигли три сборочные единицы из следующих: двигатель внутреннего сгорания, лебедка, задний мост, гидросистема, ходовая система.
Критерии предельных состояний машин приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Наименование узла,
агрегата, системы
Критерии предельного состояния
Задний мост
Предельный износ или поломка шестерен или шлицов валов.
Появление трещин любой длины на корпусе более 1 мм.
Рама ходовой системы
Поперечные и продольные усталостные трещины лонжеронов рамы длиной более 30% от периметра сечения швеллера.
Предельный износ посадочных мест под втулки осей любой каретки.
Усталостные трещины в сварных соединениях лонжеронов с несущими кронштейнами длиной более 40% длины сварного шва.
Каретка передняя и задняя
Предельный износ обода катка или скол катка по длине более 150 мм.
Трещины на трех спицах.
Предельный износ или разрушение осей рычага или балансира, или катков.
Усталостные трещины в сварном соединении трубы рычага с литым кронштейном длиной более 40% параметра сечения.
Лебедка
Предельный износ или поломка шестерен или шлицов валов.
Появление трещин любой длины на корпусе более 1 мм.
Насосный агрегат
Потеря давления из-за износа качающих узлов.
Износ посадочных мест.
Распределители
Износ или задир отверстий под золотники.
Гидроцилиндры
Износ или задир зеркала цилиндра.
14
ТЛП-4М.00.000 ОБ
4. Анализ риска применения (использования) трактора промышленного на гусеничном ходу
4.1. Проведена идентификация видов опасностей в соответствии с ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007, ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 с анализом источников появления опасностей, возможных последствий, мероприятий по снижению опасностей.
Информация о видах опасностей, опасных ситуациях и опасных событиях приведена в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Виды опасностей, опасных
ситуаций и опасных событий
Стадии жизненного цикла
Источник
Возможные
последствия
Мероприятия по снижению опасностей
Остаточный
риск
Кол-во
людей
Тяжесть
увечья
Транспо
ртирова
ние
Мон
таж
Рабочий
процесс
Тех.
обслужи
вание,
ремонт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Общие риски
1. Механические виды
опасности, связанные с
деталями машины
1.1. Опасность защемления х х х х
Опускание/подъё
м навесного устройства
Раздавливание, удар, защемление
Знаки «Опасная зона 30 м» нанесены на боковины трактора с двух сторон. Для монтажа и демонтажа на рабочем оборудовании имеются места строповки.
Соблюдение требований РЭ.
Низкий
1
Существе нная
1.2. Опасность удара х
Опускание/подъё
м навесного устройства
Раздавливание, удар, защемление
Знаки «Опасная зона 30 м» нанесены на боковины машины с двух сторон. Для монтажа и демонтажа на рабочем оборудовании имеются места строповки.
Соблюдение требований РЭ.
Остаточный риск
1
Существе нная
2. Опасность воздействия
шума
2.1. Нарушение слуха,
(глухота) прочие физиологи- ческие расстройства (потеря равновесия, притупление внимания) х х х
Общий шум от работы машины
(силовой установки, трансмиссии, технологическог о оборудования и т.д.)
Дискомфорт, усталость, потеря слуха
Трактор оборудован кабиной. Силовая установка закрыта капотом. Кабина оснащена штатной шумоизоляцией. На машине установлен глушитель шума выпуска отработавших газов.
Протокол испытаний
1 2.2. Влияние на языковую коммуникацию, звуковые сигналы и т.д.
3. Опасность воздействия
вибрации
3.1. Воздействие на все тело оператора, в частности в сочетании с неудобными позами х
Вибрация от силовой установки, трансмиссии
Дискомфорт, усталость, костно- суставные нарушения
Кабина, двигатель, блок радиаторов и трансмиссия установлены на виброопорах
Протокол испытаний
1
15
ТЛП-4М.00.000 ОБ
Продолжение таблицы 4.1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4. Опасность, вызываемая
производственными и
другими материалами
4.1. Пожаро или взрывоопасность х х х
Короткое замыкание
Ожог
В кабине установлен огнетушитель.
Соблюдение требований руководства по эксплуатации РЭ
Минималь- ный
1…2 4.2. Потеря устойчивости / опрокидывание машины х х х х
Опрокидывающи й момент от веса и сопротивления волочению пачки. Наруше- ние требований техники безопасности при работе и передвижении на уклонах.
Ушиб
Испытания кабины на ROPS (от опрокидывания машины).
Остаточный риск
1
Умерен- ный
4.3. Опасность поскользнуться, споткнуться и упасть с машины (из-за механических характеристик машины) х х х х
Конструкция облицовки
Ушиб
На тракторе установлены опорные площадки и поручни. Опорные площадки имеют рифление, препятствующее скольжению.
Низкий
1
Умерен- ный
4.4 Опасность, связанная с энергоисточником и передачей энергии.
Опасность сцепки и буксирования х х х х
Трактор в целом
Раздавливание, защемление
Трактор оборудован буксирным пальцем. Предусмотрены и обозначены места строповки. Соблюдение требований РЭ (использование буксирного устройства, соблюдение мест строповки).
Остаточный риск
1…3
Существе нная
Силовая установка
1. Механические виды
опасности, связанные с
деталями трактора
1.1. Опасность защемления х х
Монтаж двигателя, капот двигателя при техническом обслуживании
Удар, раздавливание, защемление
На двигателе имеются места для строповки (см. руководство по двигателю). Крышки капота двигателя фиксируются в открытом положении.
Остаточный риск
1
Существе нная
1.2. Опасность пореза х х
Вращающийся вентилятор двигателя
Разрезание, срезание
Знак «Опасность пореза» наклеен на боковинах капота, вентилятор двигателя имеет защитный кожух
Остаточный риск
1
Умерен- ная
1.3. Опасность затягивания или захвата х х
Вращающиеся части силовой установки
Разрезание, затягивание
Силовая установка защищена капотом, вращающиеся детали защищены кожухами, обозначены предупрежда- ющей окраской. Соблюдение требований
РЭ (запрещено производить ремонт при работающем двигателе).
Остаточный риск
1
Умерен- ная