Файл: Отчетная документация по учебной практике (ознакомительная) студент 2 курса, зфо, п21 Александровой К. О.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Название игры: «Предложения, начинающиеся со слов «Что было бы, если...» (90 мин).
Оборудование: Листы с представленным на них началом Возможное начало предложений:
• Если я боюсь, то...сли у меня нет желания что-либо делать, то...
• Если я кого-то не выношу, то...
• Если я хочу с кем-то познакомиться, то...
• Если я с чем-то хорошо справился, то...
• Если я что-то преодолел, то...
• Если со мной случится такое несчастье, что больше не смогу жить так, как сейчас...
• Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее...
• Если я когда-нибудь серьезно заболею...
• Если я потерю свою лучшую подругу / своего лучшего друга...
• Если я в стрессовом состоянии...
• Если я чувствую себя исключенным из группы...
• Если мной кто-то восхищается...
Название игры: «Часики» Возраст участников и их количество: 10-15 лет,12 человек
Примечание: в графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся; в графе 3 приведены рантовые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.
Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.
Приложение 7
Приводится отрывок из книги Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.
Правила составления анкет
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Это ведущий принцип, из которого следуют все другие требования к ее построению.
Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.
-
таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены ...чем-либо»
-
т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.
Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2-3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.
Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего следует завершающая «паспортичка» (информация о поле, возрасте и т.п.).
Расположение коммуникативных блоков анкеты
Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
-
Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.
Другое дело, если эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки).
-
Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «молодой чело-век», «девушка», «уважаемый ...» и т.п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе. -
Паспортичка (или объективка). Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.
Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором, наоборот, предполагаемой усталостью от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.
Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».
Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно
-
конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т.п. Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие организационные моменты.
2. Вступительные вопросы (контактные вопросы).
3. Основные вопросы.
4. Заключительные вопросы (см. выше: чем закончить анкету?).
5. «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого).
6. Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».
Психологический инструментарий педагога-психолога
Виды инструментария. | Содержание | Примечания |
Специфический инструментарий | Стимульный материал *Набор по типу «Коробочка форм» Объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус) Складывающиеся пирамидки Разъемная матрешка 3—4 набора последовательностей сюжетных картинок Наборы карточек, объединенных за- данным признаком (групповым и др.) Печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями Набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера Интерпретационные средства Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода количественных данных в качественные характеристики Компьютерные программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных, полученных в результате психологического взаимодействия | |
Неспецифический инструментарий | Технический материал Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы и пр. Вспомогательные средства Дискеты и CD-диски с воспроизведе- нием музыкального и вербального сопровождения кор-рекционно-диагностической деятельности Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями Некоторые виды наборов для конструирования и моделирования Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр. | |