Файл: Безработица в отрасли физической культуры и спорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №4 по дисциплине
«Основы менеджмента и экономики физической культуры и спорта»
Тема: «Безработица в отрасли физической культуры и спорта»
Выполнила студентка 401 группы
Вахитова Лиана
ПЛАН
1. Введение
2. «Серая зона»
3. Разрушение узкопрофессионального стереотипа учителя физической культуры
4. Характер и уровень квалификации учителя физической культуры
5. Способы решения безработицы в области физической культуры и спорта
Введение
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит себе работы, пополняя резервную армию труда.
На 01.01.2000 г. в России насчитывалось 9069,6 тыс. безработных, или 13 % экономически активного населения. Наибольшая доля безработных приходится на население в возрасте 20–50 лет (80,0 % от числа безработных).
Среди безработных высшее образование имеют 10,3%, среднее профессиональное образование — 27,7%.
Официальная государственная статистика Российской Федерации не содержит данных о безработице в отдельных отраслях народного хозяйства. Поэтому невозможно говорить о наличии либо отсутствии безработицы в отрасли «физическая культура и спорт».
Вместе с тем специалисты различных стран мира отмечают, что отрасль «физическая культура и спорт» не свободна от проявлений феномена безработицы. Приведем в кратком виде анализ данной ситуации и возможностей выхода из нее применительно к одной из категорий работников, наиболее подверженных неполной занятости и безработице, — учителям физической культуры, проведенный специалистом из Германии.
«Серая зона»
Выпускники зарубежных вузов, получившие профессию учителя физической культуры, далеко не всегда могут найти работу по специальности.
В этом случае они сталкиваются с небходимостью:
а) поиска работы в некоммерческих (коммерческих) физкультурно-спортивных организациях;
б) перехода в так нарываемую «серую зону» (полулегальную зону трудовой деятельности);
в) организации собственного дела.
Рынок труда в некоммерческих физкультурно-спортивных организациях имеет в силу своего специфического характера значительные ограничения в спросе на рабочую силу. Это связано с незначительным количеством некоммерческих организаций, малочисленностью их работников, широким привлечением работников на добровольных началах и т.д.
«Серая зона» трудовой деятельности характеризуется двумя основными аспектами.
С одной стороны, это возможность найма в физкультурно-спортивные организации, как правило небольшие коммерческие школы частного характера, по трудовым оглашениям краткосрочного характера или с почасовой оплатой, с организацией трудового процесса в разных местах и в разных организациях, но с использованием в большинстве случаев традиционных форм занятий.
С другой стороны, это работа по программам так называемой «альтернативной спортивной и двигательной культуры» (например, «альтернативный отпуск на лыжах с применением групповой методики самопознания» и др.), характеризующаяся краткосрочным характером, гонорарной оплатой труда, «выездной» организацией занятий в весьма нетрадиционных формах.
Трудовая деятельность в «серой зоне» рассматривается как временное решение проблемы безработицы, так как всегда характеризуется неполной занятостью, как фаза поиска устойчивого профессионального положения и одновременно как возможность для раскрытия предпринимательских инициатив и способностей учителей физической культуры
Разрушение узкопрофессионального стереотипа учителя физической культуры
Работа в коммерческой физкультурно-спортивной организации, а тем более организация собственного дела требует от специалистов:
- быстрой реакции на изменение спроса на различные физкультурно-спортивные услуги;
- высокой мобильности и готовности к адаптации, способности оперативно изменять содержание предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, форм доведения их до потребителей;
- склонности к поиску новых рыночных ниш для расширения профессиональной деятельности;
- диверсификации ассортимента предлагаемых физкультурно-спортивных услуг в целях снижения факторов риска и обеспечения постоянной и возможно более полной загруженности работой;
- готовности к неопределенности и непостоянству в содержании труда, его распределении (например, по сезонам года) и интенсивности (например, в течение рабочей недели, рабочего дня), а также заработной платы и др.
Все охарактеризованные пути требуют профессиональной переориентации учителей физической культуры, которой зачастую мешают сложившиеся у них стереотипы и уровень полученной квалификации.
Для подготовки учителей физической культуры характерны высокая степень связанности организации учебного процесса с организацией будущей деятельности. Исключительно на работу в условиях школы, с четко обозначенным кругом функциональных обязанностей, с высокой долей традиционных форм их организации, стабильным и достаточно высоким заработком. Все это способствует формированию у выпускника прочного стереотипа профессии, который мешает переориентации в плане расширения собственной профессиональной деятельности.
Таким образом, первым фактором, способствующим созданию возможностей для успешной работы в физкультурно-спортивных организациях, отличных от школы, а также организации собственного дела, является разрушение узкопрофессионального стереотипа учителя физической культуры.
Характер и уровень квалификации учителя физической культуры
Вторым фактором для успешного утверждения на рынке физкультурно-спортивных услуг являются характер и уровень квалификации учителя физической культуры.
Профессиональная компетенция - главный производственный ресурс в деятельности по предложению и оказанию физкультурно-спортивных услуг. Именно в ней заключается значительное преимущество учителей ФК, которые в идеальном случае должны обладать не только основательным набором специальных знаний и умений, но и иметь специфический «ключ», позволяющий использовать этот образовательный комплекс творчески, с учетом складывающейся ситуации в изменении спроса на физкультурно-спортивные услуги.
Однако только высокой квалификации недостаточно для самостоятельной деятельности на рынке физкультурно-спортивных услуг. Обязательным условием обеспечения профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики является определенный объем организационно-управленческих и
экономических знаний и умений, приобрести которые в рамках обучения в педагогических учебных заведениях далеко не всегда возможно.
Наряду с лежащей на поверхности проблемой отсутствия организационно-управленческих и экономических знаний и умений учителя ФК воспринимают как противоречие процесс всестороннего развития личности средствами ФКиС в прямом сочетании с экономическими интересами. В связи с этим такая двуединая направленность преподавательской деятельности отвергается учителями как обязательное условие собственной профессиональной практики.
Таким образом, находясь между педагогической моделью спорта, базирующейся на общественных интересах в развитии ФКиС, и экономической моделью спорта, ставящей во главу угла материальную выгоду, для того, чтобы иметь работу в условиях рыночной экономики, учитель ФК должен, с одной стороны, научиться ориентироваться в экономической ситуации, а с другой стороны – найти компромисс в конфликте между педагогическими и экономическими целями и образцами поведения.
Способы решения безработицы в области физической культуры и спорта
Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации является усиление практической подготовки учителей физической культуры в плане организации их работы в процессе обучения в различных физкультурно-спортивных организациях, а не только в школах. Практическая учебная работа в клубах, федерациях по видам спорта и т.д. позволяет не только получить разнообразную информацию о современных тенденциях в функционировании и развитии физической культуры и спорта и определить на этой основе потенциальные возможности спроса на физкультурно-спортивные услуги, но и на деле апробировать новые формы двигательной активности с представителями различных слоев населения. Все это дает возможность учителю физической культуры приобрести дополнительную квалификацию, полезную для перехода в случае необходимости к самостоятельным формам заработка, хотя эта квалификация и не будет иметь подтверждения на уровне официального документа.