Файл: Автоматизированное рабочее место медицинского работника.rtf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разрезе по стандартам лечения, отдельным нозологическим формам и симптомам заболеваний), стандартизованных текстов, используемых при формировании и ведении электронной медицинской карты, специализированных медицинских организаций, аптек, страховых медицинских организаций и т.д.
Ведение в ЛПУ электронных версий первичной медицинской документации предусматривает выдачу в полном объеме представляющих их документов стандартного вида по каждому пациенту в электронных (экранных) и печатных форматах: - регистрационных: - Медицинская карта, - Статистическая карта, - Реестр медицинских услуг; - документов ведения назначений: - План обследования, - План лечения; - документов наблюдения: - Лист наблюдения, - Выполнение назначений (действуют на дату по листу наблюдения); - документов - результатов обследования: - бланки лабораторных анализов, - бланки функциональных, рентгенологических и ультразвуковых исследований, - описания исследований, включая фотографические приложения; - описательных:
- анамнез, - дневники, - этапный эпикриз, - осмотр анестезиологом, - предоперационный эпикриз, - описание операции, - описание течения операции анестезиологом, - осмотр консультантом, - консилиум врачей, - выписной эпикриз, - справки, - выписка из истории болезни.
Это позволяет хранить в общеучрежденческой базе данных все необходимые сведения о пациенте и ходе его лечения: - результаты обследований, - описания функционального состояния, - диагнозы, - сведения об операциях и процедурах, - данные лабораторных анализов, - результаты исследований: - рентгенодиагностика, - УЗИ, - ангиография, - кардиография, - томография и пр.
Однако не до конца решенной остается проблема организации ввода, накопления, хранения и включения в электронную медицинскую карту медицинских изображений. Но работа в этом направлении в последнее время также заметно активизировалась. Данные, полученные с медицинских приборов, при помощи сканера в цифровом виде могут с помощью специального интерфейса напрямую передаваться в электронную медицинскую карту пациента. Эти сведения полностью или частично используются при формировании электронной версии истории болезни. К сожалению, широкомасштабное внедрение информационно-компьютерной технологии ведения истории болезни сдерживается отсутствием единой системы классификации и кодирования медицинской информации и стандартной формализованной модели (формы) электронной медицинской карты пациента (над этой проблемой уже работают в Минздравсоцразвития и Федеральном фонде ОМС).
Электронная версия истории болезни аккумулирует в себе также общие сведения о пациенте, поступающие из АРМ персонала приемного отделения больницы (регистратуры поликлиники), о процессе обследования и лечения, включая оперативное, и объединяет данные медицинских карт амбулаторного и стационарного этапов, а также статистической карты выбывшего из стационара. Удобный интерфейс с возможностью группировки и сортировки документов позволяет врачу быстро найти необходимую информацию в медицинской карте пациента. Сведения медицинской карты пациента могут быть представлены в произвольно задаваемом виде, а также по стандартной, установленной форме с использованием гибко настраиваемого механизма выписок. Создание выписок происходит автоматически и освобождает пользователей (врачей) от длительной работы по сбору отдельных данных.
На их основе выполняются статистические и экономические расчеты, готовятся аналитические сводки по отдельным врачам, отделениям и больнице в целом. Примерами серийных электронных медицинских карт могут служить созданные компанией ТОНЛАЙН, например, медицинские информационные системы Электронная история болезни (для стационара) и электронная амбулаторная карта (для поликлиники).
В Электронной истории болезни (ЭИБ) и Электронной амбулаторной карте (ЭАК) аккумулируются все необходимые врачу сведения о пациенте: - перенесенные заболевания, - проведенные медицинские исследования и их результаты, - оказанные медицинские услуги и т.п.
Информацию о пациентах можно группировать по различным тематическим рубрикаторам. Опираясь на эти данные, анализируют динамику изменения физических показателей больного, выявляют сезонность обострений болезни, реакцию на определенные группы лекарств и т.д.
Электронные медицинские карты ЭИБ и ЭАК максимально снижают трудоемкость оформления медицинской документации без нарушения требований к ней. Концепция ЭИБ и ЭАК предполагает: - возможность неоднократного использования всех введенных ранее данных (без повторного ввода); - формирование для каждого отделения или специализации адаптированного комплекта документов; - предоставление пользователям удобных механизмов создания медицинских документов (индивидуальных структурных планов, различных видов текстовых шаблонов, готовых форм ввода стандартизированных документов); - использование частично заполненных заготовок документов с предоставлением пользователям возможности самостоятельно формировать свои личные заготовки; - использование заранее подготовленных справочников (диагнозов с кодами МКБ 10-й редакции, назначений, консультаций, исследований, анализов, тематических шаблонов и т.д.); - возможность обработки данных с помощью Microsoft Excel и Microsoft Word.
Пути решения последней проблемы сегодня обозначились достаточно четко с принятием в 2002 г. Федерального закона Об электронной цифровой подписи, что кардинально меняет ситуацию с ведением медицинской документации в машинном виде на компьютерной основе. Таким образом, отрасль здравоохранения вплотную подошла к практической реализации ведения электронной версии медицинской карты пациента (истории болезни, амбулаторной карты). Многие ЛПУ используют это в своей практической работе, но опыт применения электронной цифровой подписи врача под основными первичными медицинскими документами сегодня отсутствует.
Необходимо законодательно обеспечить юридическую силу электронной подписи врача под первичными медицинскими документами, тем более что технически сегодня решен вопрос идентификации электронной подписи, например, по отпечатку пальца человека, имеется надежное оборудование для этих целей (биосканеры) и пр. Мы движемся к реализации электронной системы документооборота в стране. С учетом названного выше Федерального закона, функционируют надежные средства телекоммуникации. И складывается парадоксальная ситуация, когда горы бумажных медицинских документов, с которыми невозможно работать на уровне современных требований, соседствуют сегодня одновременно с эффективными компактными электронными документами и компьютерными базами данных. Медицинские организации несут большие потери невосполнимого временного ресурса в решении этой проблемы, что недопустимо в динамике современного реформирования системы здравоохранения.
Первичные входные медицинские учетные документы в том виде, в котором они сейчас используются ЛПУ, не предназначены для обработки с помощью машинных технологий, но ввиду того, что они стандартизированы как по содержанию, так и по способу их заполнения, они достаточно легко поддаются переработке в формализованные и структурированные документы, пригодные для обработки автоматизированным способом. Сканирование бумажных документов обеспечивают программные средства фирмы Cognitive Technologies (Москва) для автоматизации поэтапного ввода документов. Тенденции внедрения современных информационных технологий в практическую деятельность медицинских работников, лечебно-профилактических учреждений свидетельствуют о том, что уже в недалекой перспективе системообразующим учетным документом здравоохранения станет Электронный медицинский паспорт пациента. Решение о его разработке в качестве единой общероссийской информационной системы принято на итоговой Коллегии Минздрава РФ в марте 2002 г. Электронный медицинский паспорт пациента унифицирует лечебно-диагностический процесс с точками опоры на АРМ врачей. В системе обязательного медицинского страхования одной из наиболее актуальных проблем является переход на страховой медицинский полис единого образца на машиночитаемом носителе информации и единую систему нумерации полисов. Переход на полис ОМС единого образца - это длительный процесс, динамика которого во многом определяется объемами финансовой поддержки этой работы. Основные требования к страховому медицинскому свидетельству представляются следующие: информативность, эргономичность (небольшие размеры), машиночитаемость, низкая себестоимость и долговечность, защищенность от подделки.
Заключение
информационный медицинский автоматизированный электронный
АРМ врача – это инструмент для повседневной работы, так или иначе связанной с историями болезни. Две группы его функций – основные и неотъемлемые: одна – ведение, хранение, анализ и обобщение историй болезни, другая – обеспечение информационных связей врача с остальными участниками лечебно-диагностического процесса. Есть и группа вспомогательных функций, они помогают врачу ориентироваться в богатой и разнообразной информационной обстановке (справочные сведения, связь с разработчиком, страховочное копирование накопленных данных, восстановление из страховочных копий и др.).
Итак, что же делает АРМ? Здесь хранятся все истории болезни, которые в настоящее время ведёт врач. Каждую можно извлечь и продолжить с ней работу. Можно завести новую историю болезни или завершить работу с пациентом в связи с его убытием. Истории болезни выбывших (из госпитального отделения или с врачебного участка) переносятся в архивный раздел, где они по-прежнему всегда доступны врачу.
В поликлинике АРМ – это действительно инструмент только одного врача. В стационаре иначе: там в одной базе данных находятся истории болезни всех пациентов отделения, и все врачи отделения имеют к ним доступ. Иными словами, как в стационаре, так и в поликлинике при автоматизации сохраняется обычная схема организации работы с историями. Никакой нужды менять её нет.
Информация о больных нужна не только самому врачу. Лист сделанных им назначения медсестра получает из АРМа, Запросы на анализы и консультации автоматически передаются лаборантам, рентгенологам и консультантам. Направления к ним, которые надо дать на руки больному, формируются автоматически - врачу или медсестре остаётся только скомандовать, чтобы вывести их на печать. Результаты исследований и заключения консультантов автоматически передаются прямо в историю болезни. Аналогичным образом врач обменивается информацией с кабинетом вакцинопрофилактики, флюорографической станцией, регистратором больничных листов. Часть бумаг при этом исключается вообще, те же, которые надо дать пациенту (выписки, направления, памятки), АРМ формирует из данных истории болезни.
Когда больной переводится на другой участок или в другое отделение стационара, вся электронная история следует за ним, но на прежнем месте, в архиве, сохраняется её копия по состоянию на день убытия. Вся работа врача отражается в постоянно накапливающемся массиве историй болезни и всегда может быть подсчитана, проанализирована и оценена.
Консультант вместе с запросом на его помощь получает в своём АРМе полную копия истории болезни. Он может её читать, а написанное им заключение будет сразу передано в АРМ лечащего врача.
Заведующий отделением, главный врач и его заместитель могут знакомиться с историями болезни со своего АРМа в любой момент, не отвлекая врача. Для руководителей АРМ формирует ещё и специальные документы, позволяющие следить за текущей работой, своевременно узнавать о возникающих у врачей проблемах, обобщать, анализировать и сравнивать работу врачей. Это - регулярные сводки и разнообразные таблицы и списки.
Всё, что врач назначил и запланировал отражено в электронной истории болезни. Всё, что он выполнил, - тоже. Те из этих действий, которые приходятся на предстоящий отрезок времени (в стационаре это сутки, на поликлиническом участке – неделя), включаются в соответствующий план-отчёт врачебного участка или госпитального отделения. Поэтому руководители всё существенное видят без расспросов, до расспросов. Эти же оперативные документы удобны и самим врачам: в них всегда виднаь сделанная работа и все ещё не выполненные задачи.
Специальные функции АРМа позволяют целенаправленно выявить истории болезни с типичными дефектами, такими как неполнота информации, запаздывание с теми или иными мероприятиями, необеспеченность необходимыми медикаментами и т.п. Они служат руководителям для контроля, но ещё раньше используются врачом для самоконтроля. Списки больных с факторами риска, подготовленных к клиническому разбору, оперированных, опаздывающих с явкой к участковому врачу и т.д. и т.п., - всё это выдаётся на экран и может быть напечатано в любой момент.
Особые возможности предлагает АРМ врача для анализа накопленной работы. Разнообразные аналитические таблицы, отчёты и списки за любой отрезок времени составляются за секунды. Они сообщают и о количестве работы, и о её качестве, и об имевшихся затруднениях. Они позволяют сравнивать один месяц с другим, врачей друг с другом, оценивать роль заведующего отделением в результатах, которые получает его коллектив, частоту использования важнейших лечебных и диагностических средств и многое другое.
Таким образом, АРМ врача – открытая информационная система. Он связан с АРМами других врачей, со вспомогательными (параклиническими) подразделениями, с мед-статистиком, с главным врачом. Всё это в совокупности означает автоматизацию лечебно-диагностического процесса в стационаре или поликлинике – новый способ взаимодействия и управления. В такой системе, где каждый своевременно получает необходимую ему информацию без бумаг и до докладов, многие прежние способы подготовки и принятия решений оказываются ненужными. Управлять здесь надо по-новому, не по догадке, не по интуиции, не по привычке, а на основе полной, своевременной информации, поступающей от врачей, из электронных историй болезни, без всяких потерь и искажений.
Ведение в ЛПУ электронных версий первичной медицинской документации предусматривает выдачу в полном объеме представляющих их документов стандартного вида по каждому пациенту в электронных (экранных) и печатных форматах: - регистрационных: - Медицинская карта, - Статистическая карта, - Реестр медицинских услуг; - документов ведения назначений: - План обследования, - План лечения; - документов наблюдения: - Лист наблюдения, - Выполнение назначений (действуют на дату по листу наблюдения); - документов - результатов обследования: - бланки лабораторных анализов, - бланки функциональных, рентгенологических и ультразвуковых исследований, - описания исследований, включая фотографические приложения; - описательных:
- анамнез, - дневники, - этапный эпикриз, - осмотр анестезиологом, - предоперационный эпикриз, - описание операции, - описание течения операции анестезиологом, - осмотр консультантом, - консилиум врачей, - выписной эпикриз, - справки, - выписка из истории болезни.
Это позволяет хранить в общеучрежденческой базе данных все необходимые сведения о пациенте и ходе его лечения: - результаты обследований, - описания функционального состояния, - диагнозы, - сведения об операциях и процедурах, - данные лабораторных анализов, - результаты исследований: - рентгенодиагностика, - УЗИ, - ангиография, - кардиография, - томография и пр.
Однако не до конца решенной остается проблема организации ввода, накопления, хранения и включения в электронную медицинскую карту медицинских изображений. Но работа в этом направлении в последнее время также заметно активизировалась. Данные, полученные с медицинских приборов, при помощи сканера в цифровом виде могут с помощью специального интерфейса напрямую передаваться в электронную медицинскую карту пациента. Эти сведения полностью или частично используются при формировании электронной версии истории болезни. К сожалению, широкомасштабное внедрение информационно-компьютерной технологии ведения истории болезни сдерживается отсутствием единой системы классификации и кодирования медицинской информации и стандартной формализованной модели (формы) электронной медицинской карты пациента (над этой проблемой уже работают в Минздравсоцразвития и Федеральном фонде ОМС).
Электронная версия истории болезни аккумулирует в себе также общие сведения о пациенте, поступающие из АРМ персонала приемного отделения больницы (регистратуры поликлиники), о процессе обследования и лечения, включая оперативное, и объединяет данные медицинских карт амбулаторного и стационарного этапов, а также статистической карты выбывшего из стационара. Удобный интерфейс с возможностью группировки и сортировки документов позволяет врачу быстро найти необходимую информацию в медицинской карте пациента. Сведения медицинской карты пациента могут быть представлены в произвольно задаваемом виде, а также по стандартной, установленной форме с использованием гибко настраиваемого механизма выписок. Создание выписок происходит автоматически и освобождает пользователей (врачей) от длительной работы по сбору отдельных данных.
На их основе выполняются статистические и экономические расчеты, готовятся аналитические сводки по отдельным врачам, отделениям и больнице в целом. Примерами серийных электронных медицинских карт могут служить созданные компанией ТОНЛАЙН, например, медицинские информационные системы Электронная история болезни (для стационара) и электронная амбулаторная карта (для поликлиники).
В Электронной истории болезни (ЭИБ) и Электронной амбулаторной карте (ЭАК) аккумулируются все необходимые врачу сведения о пациенте: - перенесенные заболевания, - проведенные медицинские исследования и их результаты, - оказанные медицинские услуги и т.п.
Информацию о пациентах можно группировать по различным тематическим рубрикаторам. Опираясь на эти данные, анализируют динамику изменения физических показателей больного, выявляют сезонность обострений болезни, реакцию на определенные группы лекарств и т.д.
Электронные медицинские карты ЭИБ и ЭАК максимально снижают трудоемкость оформления медицинской документации без нарушения требований к ней. Концепция ЭИБ и ЭАК предполагает: - возможность неоднократного использования всех введенных ранее данных (без повторного ввода); - формирование для каждого отделения или специализации адаптированного комплекта документов; - предоставление пользователям удобных механизмов создания медицинских документов (индивидуальных структурных планов, различных видов текстовых шаблонов, готовых форм ввода стандартизированных документов); - использование частично заполненных заготовок документов с предоставлением пользователям возможности самостоятельно формировать свои личные заготовки; - использование заранее подготовленных справочников (диагнозов с кодами МКБ 10-й редакции, назначений, консультаций, исследований, анализов, тематических шаблонов и т.д.); - возможность обработки данных с помощью Microsoft Excel и Microsoft Word.
Пути решения последней проблемы сегодня обозначились достаточно четко с принятием в 2002 г. Федерального закона Об электронной цифровой подписи, что кардинально меняет ситуацию с ведением медицинской документации в машинном виде на компьютерной основе. Таким образом, отрасль здравоохранения вплотную подошла к практической реализации ведения электронной версии медицинской карты пациента (истории болезни, амбулаторной карты). Многие ЛПУ используют это в своей практической работе, но опыт применения электронной цифровой подписи врача под основными первичными медицинскими документами сегодня отсутствует.
Необходимо законодательно обеспечить юридическую силу электронной подписи врача под первичными медицинскими документами, тем более что технически сегодня решен вопрос идентификации электронной подписи, например, по отпечатку пальца человека, имеется надежное оборудование для этих целей (биосканеры) и пр. Мы движемся к реализации электронной системы документооборота в стране. С учетом названного выше Федерального закона, функционируют надежные средства телекоммуникации. И складывается парадоксальная ситуация, когда горы бумажных медицинских документов, с которыми невозможно работать на уровне современных требований, соседствуют сегодня одновременно с эффективными компактными электронными документами и компьютерными базами данных. Медицинские организации несут большие потери невосполнимого временного ресурса в решении этой проблемы, что недопустимо в динамике современного реформирования системы здравоохранения.
Первичные входные медицинские учетные документы в том виде, в котором они сейчас используются ЛПУ, не предназначены для обработки с помощью машинных технологий, но ввиду того, что они стандартизированы как по содержанию, так и по способу их заполнения, они достаточно легко поддаются переработке в формализованные и структурированные документы, пригодные для обработки автоматизированным способом. Сканирование бумажных документов обеспечивают программные средства фирмы Cognitive Technologies (Москва) для автоматизации поэтапного ввода документов. Тенденции внедрения современных информационных технологий в практическую деятельность медицинских работников, лечебно-профилактических учреждений свидетельствуют о том, что уже в недалекой перспективе системообразующим учетным документом здравоохранения станет Электронный медицинский паспорт пациента. Решение о его разработке в качестве единой общероссийской информационной системы принято на итоговой Коллегии Минздрава РФ в марте 2002 г. Электронный медицинский паспорт пациента унифицирует лечебно-диагностический процесс с точками опоры на АРМ врачей. В системе обязательного медицинского страхования одной из наиболее актуальных проблем является переход на страховой медицинский полис единого образца на машиночитаемом носителе информации и единую систему нумерации полисов. Переход на полис ОМС единого образца - это длительный процесс, динамика которого во многом определяется объемами финансовой поддержки этой работы. Основные требования к страховому медицинскому свидетельству представляются следующие: информативность, эргономичность (небольшие размеры), машиночитаемость, низкая себестоимость и долговечность, защищенность от подделки.
Заключение
информационный медицинский автоматизированный электронный
АРМ врача – это инструмент для повседневной работы, так или иначе связанной с историями болезни. Две группы его функций – основные и неотъемлемые: одна – ведение, хранение, анализ и обобщение историй болезни, другая – обеспечение информационных связей врача с остальными участниками лечебно-диагностического процесса. Есть и группа вспомогательных функций, они помогают врачу ориентироваться в богатой и разнообразной информационной обстановке (справочные сведения, связь с разработчиком, страховочное копирование накопленных данных, восстановление из страховочных копий и др.).
Итак, что же делает АРМ? Здесь хранятся все истории болезни, которые в настоящее время ведёт врач. Каждую можно извлечь и продолжить с ней работу. Можно завести новую историю болезни или завершить работу с пациентом в связи с его убытием. Истории болезни выбывших (из госпитального отделения или с врачебного участка) переносятся в архивный раздел, где они по-прежнему всегда доступны врачу.
В поликлинике АРМ – это действительно инструмент только одного врача. В стационаре иначе: там в одной базе данных находятся истории болезни всех пациентов отделения, и все врачи отделения имеют к ним доступ. Иными словами, как в стационаре, так и в поликлинике при автоматизации сохраняется обычная схема организации работы с историями. Никакой нужды менять её нет.
Информация о больных нужна не только самому врачу. Лист сделанных им назначения медсестра получает из АРМа, Запросы на анализы и консультации автоматически передаются лаборантам, рентгенологам и консультантам. Направления к ним, которые надо дать на руки больному, формируются автоматически - врачу или медсестре остаётся только скомандовать, чтобы вывести их на печать. Результаты исследований и заключения консультантов автоматически передаются прямо в историю болезни. Аналогичным образом врач обменивается информацией с кабинетом вакцинопрофилактики, флюорографической станцией, регистратором больничных листов. Часть бумаг при этом исключается вообще, те же, которые надо дать пациенту (выписки, направления, памятки), АРМ формирует из данных истории болезни.
Когда больной переводится на другой участок или в другое отделение стационара, вся электронная история следует за ним, но на прежнем месте, в архиве, сохраняется её копия по состоянию на день убытия. Вся работа врача отражается в постоянно накапливающемся массиве историй болезни и всегда может быть подсчитана, проанализирована и оценена.
Консультант вместе с запросом на его помощь получает в своём АРМе полную копия истории болезни. Он может её читать, а написанное им заключение будет сразу передано в АРМ лечащего врача.
Заведующий отделением, главный врач и его заместитель могут знакомиться с историями болезни со своего АРМа в любой момент, не отвлекая врача. Для руководителей АРМ формирует ещё и специальные документы, позволяющие следить за текущей работой, своевременно узнавать о возникающих у врачей проблемах, обобщать, анализировать и сравнивать работу врачей. Это - регулярные сводки и разнообразные таблицы и списки.
Всё, что врач назначил и запланировал отражено в электронной истории болезни. Всё, что он выполнил, - тоже. Те из этих действий, которые приходятся на предстоящий отрезок времени (в стационаре это сутки, на поликлиническом участке – неделя), включаются в соответствующий план-отчёт врачебного участка или госпитального отделения. Поэтому руководители всё существенное видят без расспросов, до расспросов. Эти же оперативные документы удобны и самим врачам: в них всегда виднаь сделанная работа и все ещё не выполненные задачи.
Специальные функции АРМа позволяют целенаправленно выявить истории болезни с типичными дефектами, такими как неполнота информации, запаздывание с теми или иными мероприятиями, необеспеченность необходимыми медикаментами и т.п. Они служат руководителям для контроля, но ещё раньше используются врачом для самоконтроля. Списки больных с факторами риска, подготовленных к клиническому разбору, оперированных, опаздывающих с явкой к участковому врачу и т.д. и т.п., - всё это выдаётся на экран и может быть напечатано в любой момент.
Особые возможности предлагает АРМ врача для анализа накопленной работы. Разнообразные аналитические таблицы, отчёты и списки за любой отрезок времени составляются за секунды. Они сообщают и о количестве работы, и о её качестве, и об имевшихся затруднениях. Они позволяют сравнивать один месяц с другим, врачей друг с другом, оценивать роль заведующего отделением в результатах, которые получает его коллектив, частоту использования важнейших лечебных и диагностических средств и многое другое.
Таким образом, АРМ врача – открытая информационная система. Он связан с АРМами других врачей, со вспомогательными (параклиническими) подразделениями, с мед-статистиком, с главным врачом. Всё это в совокупности означает автоматизацию лечебно-диагностического процесса в стационаре или поликлинике – новый способ взаимодействия и управления. В такой системе, где каждый своевременно получает необходимую ему информацию без бумаг и до докладов, многие прежние способы подготовки и принятия решений оказываются ненужными. Управлять здесь надо по-новому, не по догадке, не по интуиции, не по привычке, а на основе полной, своевременной информации, поступающей от врачей, из электронных историй болезни, без всяких потерь и искажений.