Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск 2011 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 870

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) граждАнство, завИдно, издрЕвле, оптОвый
3. В каком ряду во всех словах произносится твёрдый согласный перед Е?

1) Академгородок, текст, ателье, термин

2) диспансер, зеро, партер, резюме

3) архитектор, тезис, шимпанзе, паштет

4) дефис, Одесса, пресса, тест
2 вариант

1. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) балует, задолго, досочка, ревень

2) с ножницами, добыча, Ожегов, статуя

3) сабо, договор, упрочение, со складов

4) согнутый, напрочь, пихта, нет торта
2. В каком ряду во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) руднИчный, СЕргий РАдонежский, асимметрИя, узаконЕние

2) тУфля, газопрОвод, недУг, знАмение

3) у инженЕров, с дирЕкторами, квартАльный, крАны

4) кожУх, в тОрте, дразнИм, созвонИмся
3. В каком ряду во всех словах произносится [чн]?

1) Кузьминична, вечный, яичница, конечно

2) земляничный, конечный, сердечный (приступ), сказочник

3) беспечный, посадочный, нарочно, пустячный

4) скворечник, скучный, Ильинична, алчный
3 вариант

1. В каком ряду во всех словах ударение на третьем слоге?

1) ходатайствовать, христианин, Бурятия, облегчить

2) языковая колбаса, глазированный, бронированная дверь, с похорон

3) бухгалтеров, инженеров, километр, отключим

4) с выборами, искони, красивейший, похороны
2. В каком ряду во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) акрОполь, в лОкте, катАлог, новорождЁнный

2) вероисповедАние, обеспЕчение, пломбирУют, зерО

3) умЕрший, крЕстный ход, забронИрованное место, нАискось

4) жалюзИ, Асбест, изОгнутый, втридОрога
3. В каком ряду во всех словах произносится [ч]?

1) маскировочный, почта, нечто, прачечная

2) кое-что, ничто, сердечный друг, удачный

3) черничный, мечтать, прочный, срочный

4) мачта, съёмочный, что-нибудь, ленточный

4 вариант

1. В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?

1) призыв, столяр, факсимиле, к хозяевам

2) свекла, шасси, цилиндровый, рудник

3) цепочка, украинский, пиала, осужден

4) щелкать, сливовый, лифты, компас
2. В каком ряду во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) апострОф, позвОнишь, квартАл, надОлго

2) дремОта, ходАтайствовать, нАпрочь, Обняли

3) афЁра, Инсульт, цепОчка, некролОг

4) дрАзнишь, зимовьЁ, крЁстная мать, кОмпас
3. В каком ряду во всех словах произносится мягкий согласный перед Е?

1) кофе, термин, юриспруденция, пресса

2) фанера, шинель, тезис, крем

3) тест, декада, музей, теннис

4) деканат, диспансер, тенор, отель
5 вариант

1. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

1) генезис, компас, с выборами, детям

2) бутик, кожух, занятая комната, ревень

3) инсульт, коклюш, звонит, издали

4) квартал, искра, деньгам, задолго
2. В каком ряду во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) освЕдомиться, осуждЁнный, поднЯты, эти срЕдства

2) запломбирОванный, прИнял, табУ, флюорогрАфия

3) правЫ, эти сИроты, повтОрим, с тОртом

4) отключАт, СвЕрдловский район, хвОя, цилИндровый
3. В каком ряду во всех словах произносится [э]?

1) Ожегов, одноименный, многоженство, свекла

2) новорожденный, острие, шлёпнуть туфлей, хребет

3) осужденный, платежеспособный, с шоферами, щелкать

4) опека, афера, бытие, многоженец
6 вариант

1. В каком ряду во всех словах ударение на последнем слоге?

1) маркировать, партер, трубопровод, красивее

2) насквозь, облегчить, пломбировать, табу

3) отдана, плесневеть, факсимиле, нефтепровод

4) мастерски, поднял, премировать, полкило
2. В каком ряду во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) чЕрпать, без шарфА, эспАндер, Ягодицы

2) щАвель, юрОдивый, медикамЕнты, газопровОд

3) эклЕр, якУты, узаконЕние, диспансЕр

4) шассИ, электропривОд, о людЯх, оптОвый
3. В каком ряду во всех словах буква Г произносится как [г]?

1) загар, мягкотелый, залог, гореть

2) иногда, герой, лёгок, ангар

3) лёгкий, Бог, когда-либо, нигде

4) всегда, налегке, смягчит, порог

II. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ





Слово – основная единица языка. Лексические нормы определяют правила выбора слов. У слова есть внешний вид, так называемая «внешняя оболочка». С другой стороны – слово имеет смысл, лексическое значение. Значение слова является отражением какого-либо явления действительности (предмета, качества, действия и т.д.).

Фразеологизмы – устойчивые выражения с самостоятельным значением.

ТИПОЛОГИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
1. Искажение внешнего облика слова (фразеологизма).

Иногда человек употребляет слово (фразеологизм) в свойственном ему значении, но искажает его внешний облик, «оболочку», создавая единицу, не существующую в языке. Причина этого – незнание того, как слово или фразеологизм выглядят, как они верно произносятся.

  • Пожилая женщина говорит о ваучерах: «Ты свои аучи в какой банк пристроила?»

  • Из письма молодого человека девушке: «Выходи за меня замуж. А то – что? Ты там одна, и я здесь один как перстень». Смысл устойчивого сочетания верный. Искажён внешний вид фразеологизма один как перст (лексическое значение – одинок). Перст – большой палец. Было время, когда все пальцы назывались перстами, и одежда на них называлась перстятки, позже – перчатки. Перстень же – то украшение, которое надевается на персты.


Проверьте, не искажаете ли вы внешний облик следующих слов:

  • Не вставляете лишние звуки?

будущий, военачальник, грейпфрут, грести, дерматин, интриган, инцидент, компрометировать, конкурентоспособный, констатировать, лейкопластырь,перспектива, поскользнуться, почерк, пощёчина, прецедент, супинатор, чрезвычайный, чрезмерный, эскалатор, юрисконсульт;

  • Не переставляете звуки?

бюллетень, дуршлаг, пуловер, табурет, скрупулезный;

  • Не пропускаете звуки?

брелоком, валетом, грейпфрут, индивидуум, простыня, противень, флюорография;

  • Не заменяете звуки?

алоэ, асфальт, бадминтон, бидон, заём, картон, кетчуп, комфорт, конфорка, лаборатория, макулатура, наём, полис, розетка, трамвай.
Задание 1. Объясните происхождение ошибок в следующих предложениях. При необходимости воспользуйтесь словарём.

  1. Ася, ты такая толстая! Хоть бы кубикой-рубикой занялась, что ли!

  2. Ты, я знаю, обожаешь грейпфрукты.

  3. «Переходим к плаванию и нырьбе», – объявил нам тренер.

  4. А Финист его пикьём, пикьём!

  5. Мне пора в полуклинику.

  6. Воткни вилку в ризетку!

  7. Снег шуршавый, кромка льда. Ни приметы, ни следа.

  8. Пусть она хоть в кардиобалете танцует!

  9. Ты бумаги сцеплером скрепи!

  10. Клейкопластырь кончился.

  11. Лучше пустить новых рыбок в аквариам.

  12. Комфорка сгорела.

  13. Бамбинтон – мой любимый вид спорта.

  14. Дайте мне кепчук, а то я вкуса не ощущаю!

  15. Мы записались на приём к нервопатологу.

  16. Зачем они ашифируют свои отношения?

  17. Надо полувер надеть.



Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. Определите значение устойчивых сочетаний. При выполнении задания воспользуйтесь словарём фразеологизмов и идиоматических выражений.

  1. Студенты это делают это скрипя сердцем.

  2. Ему хоть кол на голове чеши!

  3. Вы видели, какие у нас соперники? Они рвут и метят!

  4. Наш герой живёт как сыр в масле.

  5. Вернувшись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери.

  6. Появление этого предмета здесь окутано кромешной тайной.

  7. Этот пример тоже льёт воду на мои весы.

  8. По мне, тут хоть перекати-поле не расти.

  9. Достаток семей небольшой, желает быть лучшего, мы им поможем.

  10. Он попал как кур во щи.

  11. Мы, как всегда, хотим убить две проблемы одним зайцем.



2 . Использование слова в не свойственном ему значении.

Употреблять слова необходимо в точном соответствии со значением, зафиксированным в толковых словарях. Часто лексическая ошибка возникает из-за того, что многие слова (особенно заимствованные) являются для говорящего агнонимами, т.е. словами с неизвестным значением.

  • Из речи о полярниках: «Они долго дефилировали на льдине». Имеется в виду глагол дрейфовали. Дефилировать – «торжественно проходить, шествовать (церемониальным маршем, на параде, на подиуме)». Дрейфовать – «медленно перемещаться под влиянием внешних воздействий», «находиться в дрейфе». Дрейф – «движение чего-либо (судна, льдов), несомого течением». Наиболее вероятные причины ошибки: дефилировать и дрейфовать – заимствованные глаголы движения, имеющие похожий звуковой состав.


Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Председатель собрания объявил перерыв на десять минут.

2. Недалеко от нашего посёлка недавно открыли месторождение янтаря.

3. Часть зрителей вышла из зала, когда объявили контракт.

4. Закончился дачный сезон, и садово-огородный янтарь убрали в сарай.
Задание 4. Дайте толкование следующих слов, проверьте себя по словарю, составьте предложения с этими словами.

Дилер, гламурный, готичный, мерчендайзер, модератор, холдинг, промоутер, инаугурация, шоптур, андеграунд, спонсор, меценат, бренд, гастарбайтер, пиар-акция, пиарить, спичрайтер, копирайтер, креативный, грант, фаст-фуд.





  1. Нарушение лексической сочетаемости.


Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом. В языке существуют определённые традиции, которые называются законами сочетаемости. Основные ошибки связаны с тем, что говорящий (пишущий) не замечает, что объединенные им в словосочетания слова:

а) противоречат друг другу по смыслу (мини-супермаркет);

б) не сочетаются по эмоциональной окрашенности (ужасно красивая девушка);

в) не сочетаются по традиции (иметь значение, но играть роль).

Следует отметить, что нарушение лексической сочетаемости – одна из самых частотных ошибок.

  • «У нас на собрании случился консенсус». Заимствованное слов консенсус (согласие, соглашение) имеет узкую лексическую сочетаемость: прийти к консенсусу. «Мы на собрании пришли к консенсусу».


Обратите внимание! Чаще всего лексическая сочетаемость нарушается в следующих случаях:

играть роль – иметь значение;

придавать значение – обращать внимание;

вызывать интерес – привлекать внимание;

уделять внимание – отводить место.
Задание 5. Отредактируйте предложения.

  1. Нами была обезврежена целая плеяда жуликов.

  2. Эта игрушка осталась у меня до натурального времени.

  3. Эти события сыграли резонанс по всей стране.

  4. Он хотел причинить радость своим родным.

  5. Они погибли благодаря несчастному случаю.


Задание 6. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

  1. Полчища тружеников вышли на субботник.

  2. Они внесли огромную лепту в выполнение плана.

  3. В обеих странах уделяют огромное значение встрече глав правительств.

  4. Специалисты оказывали экономические консультации правительству.

  5. Надо смело ставить свои требования.

  6. Не нужно из этого факта строить проблему.

  7. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.


4 . Смешение паронимов.

Паронимы – это слова, имеющие один корень и принадлежащие к одной части речи, сходные по звучанию, но разные по значению.

  • Из речи председателя на конференции: «Слово представляется следующему выступающему!» Смешение паронимов представляться (называть себя, знакомясь) и предоставляться (давать какое-либо право, возможность).